Бардышева Наташа
Игры по теме «Предлоги»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРЕДЛОГИ
Маленькое слово.
Цель. Дать детям понятие о значении предлога на в речи.
Оборудование. Кубики, стул, стол.
Описание игры. Логопед вызывает одного из детей и дает ему задание: «Положи кубик на стол. (Ребенок выполняет задание.) Положи кубик. стул, (Ребенок не выполнил задания.)
Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, так как я пропустила маленькое, по очень важное слово. Дети, догадайтесь, какое слово я потеряла». — «На».
Публикация «Игры по теме „Предлоги“» размещена в разделах
Затем даются инструкции другому ребенку. Аналогично даются понятия и о значении других предлогов.
Кто на чем поедет?
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом на.
Оборудование. Предметные картинки из лото «Транспорт».
Описание игры. Логопед раздает детям картинки с изображением различных видов транспорта. Дети берут в руки картинки и отвечают па вопрос логопеда: «На чем ты поедешь», выделяя голосом предлог на.
Образец ответа: Я поеду на машине. И т. д.
Что где растет?
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом на.
Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Логопед начинает фразу, дети ее заканчивают и повторяют целиком. Ромашки растут на. (лугу). Орехи растут на. (дереве). Яблоки растут на.. . (яблоне). Цветы растут на. (клумбе). Морковь растет на.. . (грядке).
Кто где сидит?
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом на.
Оборудование. Сюжетные картинки.
Описание игры. Логопед раздает детям сюжетные картинки и дает задание придумать предложение и ответить на вопрос: «Кто па чем сидит?», выделяя голосом предлог на.
Белка сидит на ветке. Зайка сидит на траве. Птица сидит па сосне. Бабочка сидит на цветке. Нина сидит на стуле. Коля сидит на скамейке. Жучка сидит на коврике.
Где карандаш?
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в, на.
Оборудование. Карандаш.
Описание игры. Логопед говорит детям: «Я буду убирать карандаш, а вы мне будете отвечать одним словом — в или на.
Логопед убирает карандаш в карман. Дети внимательно смотрят и говорят: «В». Логопед кладет карандаш на стол. Дети говорят: «На». И т. д.
Игра с Петрушкой.
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами на, в.
Оборудование. Петрушка.
Описание игры. Логопед сообщает детям: «К нам в гости пришел Петрушка. Он хочет поиграть с вами. Петрушка будет прятаться, а вы его ищите».
Логопед прячет Петрушку. Дети отыскивают его и говорят: «Петрушка на стуле. Петрушка на полу. Петрушка в шкафу» и т. д.
Поможем Незнайке.
Цель. Учить детей различать предлоги на и в в предложении.
Оборудование. Незнайка.
Описание игры. Логопед обращается к детям: «Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, все ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку».
Логопед читает предложения, составленные Незнайкой: «Цветы стоят на вазе». — «Неправильно! Цветы стоят в вазе». — «Какие слова перепутал Незнайка?» — «На» и «в».
«Маша с мамой идут на кино». — «Неправильно! Маша с мамой идут в кино». — «Какие слова перепутал Незнайка?» — «В» и «на».
Аналогично проводится работа и с другими предложениями.
Выполни действие.
Цель. Учить детей составлять распространенное предложение с использованием предлогов на, в.
Оборудование. Игрушки.
Описание игры. Логопед тихо, чтобы не слышали остальные, дает задание одному ребенку. Он выполняет задание, логопед спрашивает детей, что он делает. Дети строят свой ответ в виде распространенного предложения, например: «Что сделал Саша?» — «Саша положил кубики в корзину». — «Что сделала Соня?» — «Соня положила куклу на кровать». И т. д.
Где мы были, что видели?
Цель. Учить детей составлять распространенные предложения с использованием предлогов на и в.
Оборудование. 5 картинок с изображением леса, поля, речки, зоопарка, деревни, города; 20 предметных картинок с изображением грибов, ягод, белки, ежа, лодки, кувшинки, рыбы, рака, васильков, ромашки, кузнечика, верблюда, слона, обезьяны, крокодила, коровы, лошади, трактора, козы.
Описание игры. Логопед раздает картинки и предлагает детям выполнить следующие задания:
1. Подобрать четыре подходящие картинки. Например, к картинке лес дети подбирают предметные картинки : грибы, ягоды, белка, еж.
2. Ответить на вопросы: «Где ты был? Что видел?» Образец ответа: Я был в лесу. Я видел белку, грибы, ежа, ягоды.
Солнечный зайчик.
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами на и в
Оборудование. Зеркальце.
Описание игры. Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение-считалку про Солнечный зайчик,
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.
Вот он спрятался в кроватке,
С нами он играет в прятки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем его искать.
Логопед говорит детям: «Ищите зайчика, а найдете — ответьте, куда он спрятался».
Образец ответа: Зайчик на потолке. Зайчик в углу.
Что где лежит?
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом в.
Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Логопед раздает детям картинки и просит их придумать предложения, ответить на вопрос: «Где лежит?» Хлеб лежит. (в хлебнице). Платок лежит. (в кармане). Книги лежат. (в шкафу). Карандаш лежит. (в пенале). Лопатка лежит. (в ведре). Овощи лежат. (в вазе).
Транспорт.
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в, на.
Оборудование. Лото «Транспорт».
Описание игры. Логопед рассказывает о том, что люди используют разные средства передвижения, и раздает большие карты: на одной нарисовано море, на другой — улица, на третьей — небо, па четвертой — рельсы, на пятой — шоссе. На маленьких карточках изображены: самолет, вертолет, автомобиль, велосипед и др. Играющие по очереди подбирают средства передвижения в соответствии с содержанием центральной карты.
Образец ответа: Мне нужен катер. Он плавает в море,
Кто где живет?
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом в.
Оборудование. Предметные картинки с изображением животных.
Описание игры. Логопед одну за другой показывает детям картинки и спрашивает: «Кто это?» — «Собака». — «Где жн-вет собака?» — «Собака живет в конуре». — «Где живет белка?» — «Белка живет в дупле». И т. д.
Что изменилось?
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в, на.
Оборудование. Пирамидки, матрешки и другие игрушки.
Описание игры. На столике расставляются игрушки. Педагог предлагает запомнить их расположение. Один из играющих уходит из комнаты. В это время педагог меняет расположение предметов и зовет ушедшего (водящего, предлагая внимательно посмотреть па игрушки. Затем спрашивает: «Что изменилось?» Ребенок показывает, где стояла игрушка раньше, и определяет словами перемещение предметов, подчеркивая: «Матрешка сидела в уголке, а теперь она в середине между куклой и машиной».
Если ребенок не замечает изменений или отвечает неправильно, то ему еще раз дается попытка угадать.
Дополни.
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в, на, с, из, под и различать их.
Оборудование. Избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка (реквизит и игрушки кукольного театра).
Описание игры. Дети сначала называют предметы. Педагог расставляет их на столе: посередине избушка, перед нею садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает коротенькую историю, а дети при этом договаривают предложения, начатые педагогом, с помощью вопросов: «Дед вышел (откуда) из избушки и сел (куда) на скамейку (под чем) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала ее кошка, прыгнула (за кем) за птичкой (куда) на дерево. Но птичка улетела и села (куда) на крышу избушки. Кошка полезла за нею, но птичка улетела. Вышла (откуда) из избушки бабушка, и дедушка ей обо всем рассказал. Бабушка рассердилась (на кого) на кошку, прогнала ее (куда) на чердак ловить мышей. Потом бабушка (с кем) с дедушкой пошли (куда) в избушку обедать».
Кто с кем?
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом с.
Оборудование. Картинки с изображением взрослых животных и их детенышей.
Описание игры. Логопед раскладывает картинки с изображением животных и их детенышей и говорит: «Вышли на полянку разные животные (выбирает картинки с изображением взрослых животных и раскладывает их на столе). Каждая мама позвала к себе своего детеныша. Найдите детенышей и поставьте их с мамой».
Дети подбирают картинки с изображением детенышей животных. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно подбирали картинки и задает им вопрос: «Кто с кем вышел гулять?»
Образец ответа: Лиса с лисенком (Лиса с лисятами) и т. д.
С чем корзинка?
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом с.
Оборудование. Корзинки или картинки с изображением корзинки, наполненной грибами, орехами, ягодами.
Описание игры. Обращаясь к детям, логопед говорит: «Пошли дети в лес. А в лесу много грибов, орехов, ягод. Обрадовались дети, наполнили свои корзинки и пришли домой. По-смотрите, с чем у них корзинки».
Дети раскрывают свои корзинки и отвечают на вопрос логопеда, например: «У меня корзинка с грибами» и т. д.
Что ты любишь?
Цель. Учить детей составлять распространенное предложение, пользоваться предлогом с.
Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Логопед обращается к детям и говорит: «Я люблю хлеб с вареньем, а вы?»
Дети поочередно отвечают: «Я люблю хлеб с маслом», «Я люблю хлеб с сыром» и т. д.
Какое слово пропущено?
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом с.
Оборудование. Картинки.
Описание игры. Логопед просит детей прослушать предложение и угадать, какое слово пропущено. Например: «Вышли на поляну медведь. медвежатами (с). Как надо правильно сказать?» — «Вышли па поляну медведь с медвежатами». «Маша принесла корзинку. яблоками (с). Как надо правильно сказать?» — «Маша принесла корзинку с яблоками».
Прятки.
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом за.
Описание игры. Дети прячутся в комнате. Водящий ищет, а когда находит ребенка, говорит: «Оля спряталась за стул», «Витя спрятался за шкаф» и т. д.
Когда это бывает?
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом за.
Оборудование. Бумажные круги, разрезанные на четыре части, каждая из которых изображает одно время года.
Описание игры. Дети складывают части круга в той последовательности, в какой идут времена года. Прикладывая каждую часть, рассказывают ее содержание по картинке: весна, за весной — лето, за летом — осень, за осенью — зима.
Кто за кем?
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом за.
Оборудование. Фишки или флажки.
Описание игры. Участники игры делятся па две команды. От каждой команды по очереди назначается водящий. Дети строятся в две колонны. Один ребенок—водящий — стоит спиной к своей команде. Педагог подает сигнал, по которому водящий быстро поворачивается лицом к своей команде и старается запомнить, кто за кем стоит. Через 10 секунд педагог снова подает сигнал, и водящий, отвернувшись, должен сказать, кто за кем стоит. То же самое проделывают представители второй. команды.
Логопед за правильные ответы выставляет команде фишки (флажки). После окончания игры подсчитывается количество фишек у каждой команды и определяется команда-победитель.
Найди такое дерево.
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами с, у.
Оборудование. Листья 3—4 знакомых видов деревьев.
Описание игры.
Вариант 1. Педагог показывает детям листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны. Дети говорят: «С березы», «С клена» и т. д. Затем вместе они ищут по листьям названное дерево на участке.
Вариант 2. Педагог раздает детям разные листья и предлагает подбежать к тому дереву, на котором такие же листья, как у них в руке, и назвать его: «Такие же листья у березы, у клена» и т. д.
Где что растет?
Цель. Учить детей правильно употреблять предлог в с существительными в предложном падеже единственного и множественного числа.
Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Педагог показывает картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, грибов. На вопрос: «Где это растет?» — дети должны указать: в лесу, в саду, в огороде и т. д. За правильный ответ дети получают картинки или фишки. Выигрывает тот, кто больше соберет картинок (или фишек).
Образец речи: Груша (груши) растет (растут) в саду. И т. п.
Кто без чего?
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом без с существительными в родительном падеже.
Оборудование. Поломанные игрушки.
Описание игры. Логопед обращается к детям: «Ребята, посмотрите, к нам пришли «больные» игрушки и просят вас помочь им. Давайте посмотрим, что с ними?»
Заяц без чего? (Заяц без уха.)
Мишка без чего? (Мишка без лапы.)
Кукла без чего? (Кукла без волос.)
Лиса без чего? (Лиса без хвоста.)
Из чего сделан?
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом из с существительными в родительном падеже.
Оборудование. Игрушки резиновые, деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.
Описание игры. Логопед демонстрирует мяч и спрашивает у детей: «Из чего сделан мяч?» — «Мяч сделан из резины. Мяч резиновый». Далее дети сами определяют, из чего сделаны игрушки, и составляют предложения.
У кого какие детеныши?
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом у с существительными в родительном падеже.
Оборудование. Картинки с изображением животных, птиц и их детенышей.
Описание игры. Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а у себя оставляет картинки с изображением взрослых животных и птиц. Логопед спрашивает: «Жеребенок у кого?» Ребенок, у которого картинка с изображением жеребенка, должен ответить на вопрос: «Жеребенок у лошади». За правильный ответ логопед отдает картинку взрослого животного. В конце игры подводятся итоги и определяется победитель.
Заботливые дети.
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом о с существительными в предложном падеже.
Оборудование. Сюжетные картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за растениями, животными.
Описание игры. Логопед раздает детям картинки, предлагает внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы: «О чем заботятся дети? О ком заботятся дети?»
Образец ответа: Дети заботятся о цветах. Дети заботятся о деревьях. Дети заботятся о кроликах.
Исправь ошибку.
Цель. Учить детей пониманию смысла предложения.
Оборудование. Фишки.
Описание игры. Логопед говорит детям: «Я буду читать вам предложения. Но в этих предложениях допущены ошибки, вы должны их исправить. Слушайте внимательно.
Коза принесла корм девочке.
Мяч играет с Сашей.
Дорога идет по машине.
Гена разбил стеклом мяч.
Оля с картинкой рисуют папу.
Маша несет сумку в капусте».
За каждую исправленную ошибку дети получают фишки. Побеждает тот, кто набрал больше фишек.