юлия малькова
Игры по развитию когнитивных процессов
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ «НАДЕЖДА».
«Игры по развитию когнитивных функций
у детей разного возраста».
Подготовил
учитель-логопед
Ю. О. Малькова
Игры по развитию
когнитивных функций у детей разного возраста.
Публикация «Игры по развитию когнитивных процессов» размещена в разделах
Развитие когнитивных процессов ребенка с помощью игр. Что же такое это «когнитивное развитие и почему так важно играть с детьми! Когнитивное развитие - это формирование и развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, воображения. Задаваясь этими вопросами важно не упустить самого главного: детская психика развивается в игре, каждый психический процесс неотделим от общего развития ребенка
Игры на развитие памяти
Память — запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям. В старшем дошкольном возрасте (5 и 6 лет) совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. При этом происходит дифференциация особого рода действий, соответствующих целям: запомнить, припомнить, которые ставятся перед детьми. Активное выделение и осознание ребенком мнемических целей (то есть целей запоминания) происходят при наличии соответствующих мотивов. Процесс запоминания формируется к концу дошкольного возраста, т. е. в возрасте б—7 лет. Он характеризуется попытками образовать мысленные логические связи между запоминаемыми словами. О наличии таких связей, прежде всего, говорит сам характер воспроизведения. Ребенок изменяет при воспроизведении порядок названных ему предметов, объединяет их по назначению. Первоначально способы запоминания, как и способы припоминания, являются очень примитивными, еще недостаточно специализированными. Ребенок берет их из тех действий, которыми он уже владеет. Это такие способы, как, например, повторение поручения вслед за взрослым или возвращение ребенка в процессе припоминания к уже воспроизведенным им звеньям.
"Снежный ком" - развитие слуховой механической памяти. Участвовать может любое количество человек. Первый называет слово, следующий повторяет его и называет своё и т. д. Для облегчения задачи можно взять какую-либо отдельную тему и/или называть каждое следующее слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего.
"Загадки" - развитие слуховой памяти. Взрослый загадывает загадку, а отгадку ребенок рисует (например) :
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы?
Взрослый просит ребенка повторить загадку с помощью рисунка.
"Экран" - развитие зрительной памяти. Перед ребенком раскладываются предметы (до 10; чем младше ребенок, тем меньшее количество предметов нужно использовать). Ребенку предлагается запомнить, что и где лежит. Далее малыш отворачивается или закрывает глаза, взрослый вносит изменения, а ребенок старается вернуть всё, как было.
"Пары картинок" - развитие смысловой памяти. Подготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно: например, картинка с изображением дерева кладется рядом с картинкой, на которой изображен лес. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть все картинки и запомнить. Через 1-2 минуты уберите картинки из первого ряда. Попросите ребенка, глядя на картинки из второго ряда вспомнить те, которые были убраны.
«В чём отличия»- развитие умения концентрировать внимание на деталях, памяти.
Задание: ребенок рисует любую не сложную картинку и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенку нужно найти изменения в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игры на развитие внимания
Внимание — процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально внимание характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией, объемом, селективностью, скоростью переключения (перемещения, длительностью и устойчивостью. У младшего дошкольника преобладает непроизвольное внимание, вызываемое внешне привлекаемыми предметами, событиями и людьми, а у старшего дошкольника проявляется способность к произвольному сосредоточению внимания, особенно если оно регулируется речью.
«Что слышно?» - развитие произвольного внимания, устойчивости.
1 вариант: ведущий предлагает детям слушать и запоминать, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
2 вариант: по сигналу ведущего, внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.
«Найди такой же» - развитие произвольного внимания. Предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.
«Что изменилось?» - развитие внимания, быстроты реакции. Для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется, спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить увеличить количество игрушек до 5-7. можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.
«Гимнастика внимания» - развитие произвольного внимания. «Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы играть. Вы, ребята, не зевайте, слушайте, что вам скажу и при этом покажу» Называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую.
«Испорченный телефон» - развитие внимания, слухового восприятия. 1 вариант. Дети садятся в ряд или в круг. Ведущий тихо, на ушко, называет соседу какое-нибудь слово или фразу, тот передает это дальше. Последний из детей называет то, что услышал, после этого слово передает новый ведущий. 2 вариант. Часть детей выходит из кабинета. Ведущий читает небольшой рассказ оставшимся детям. В кабинет входит первый из игроков, находящихся за дверью, и кто-то из присутствующих рассказывает ему услышанное. Затем входит второй ребенок, а предыдущий рассказывает ему все, что запомнил из рассказа. Так продолжается вся игра.
«Прятки» - развитие зрительного внимания, умения по описанию находить предметы.
Задание: по описанию взрослого нужно найти предмет, находящийся в комнате. Если ребенок выиграл, поменяйтесь ролями: пусть теперь он не называя предмет, опишет его, а вы попробуете найти. Можно использовать схемы для составления описательных рассказов.
Игры на развитие мышления
Мышление — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Это творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества. Мышление как целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможно лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности. Именно мышлению принадлежит особая роль, а последовательно оно формируется так: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое.
В итоге мы умеем анализировать, синтезировать информацию, обобщать, сравнивать, конкретизировать и абстрагировать.
Игры на развитие логического мышления
«Где, какая игрушка?»
Милана разложила игрушки куклу, мяч и шашки: в корзину, на полку, на стол. В корзине находится не кукла и не шашки, на столе не кукла и не мяч. Что где находится?
«Вагончики»
В паравозе нужно прикрепить вагончики на свои места. Синий вагончик не первый и не второй, красный вагончик не первый и не третий, (голубой не второй и не третий). Расставь вагончики по местам.
«Я беру с собой в дорогу…»
Подготовьте несколько картинок с изображениями различных предметов. Выложите их картинкой вниз. Предложите ребенку отправиться в путешествие, например, на прогулку, в магазин, в поездку на поезде или морское плавание. Но для того, чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым.
Предметы на картинках должны быть самыми разными. Может быть, этот предмет совсем не нужен в путешествии, тогда его нужно положить в отдельную стопку.
«Распредели правильно»
Все изображенные на карточках должны отличаться друг от друга цветом волос, глаз, ростом, выражением лица.
Предложите ребенку распределить фигурки по четырем комнатам: в одну поместить всех детей, в другую - всех темноволосых, в третью - всех веселых, в четвертую - всех женщин.
«Четвёртый лишний»
Читаете ребенку по четыре слова. 3 слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».
Красивый, прекрасный, симпатичный, маленький
Храбрый, весёлый, смелый, отважный
Банан, апельсин, яблоко, помидор
Печенье, сушки, сметана, хлеб
Осень, минута, лето, зима
Чемодан, расческа, сумка, пакет
Шляпа, кепка, шапка, шорты
Ежевика, клубника, земляника, яблоко
Вместо слов можно использовать картинки или предметы.
Разложите перед ребенком четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»
Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.
Упражнения на развитие гибкости ума
"Съедобное-несъедобное" Взрослый предлагает ребёнку любой предмет, а ребёнок должен определить его в категорию съедобности или несъедобности (можно сочетать с перекидыванием мяча, тем самым преодолевая гиподинамию);
"Новоселье у матрешек"- развитие навыков систематизации. Матрёшки поселились в новом доме, каждая получила свою квартиру: самая маленькая на первом этаже, на втором-немного побольше, на третьем-ещё больше, на четвёртом - ещё больше, а на пятом самая большая. Они порадовалась и пошли гулять в парк. Вечером пришли и забыли, кто, где живёт. Помоги матрёшкам найти свои квартиры, расскажи, кто где живёт?
«Назови слова…»
Предложите ребенку назвать как можно больше слов из одной группы.
Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина)
Назови, слова, обозначающие домашних животных
Назови, слова, обозначающие диких животных
Назови, слова, обозначающие наземный транспорт
Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт
Назови, слова, обозначающие водный транспорт
Назови, слова, обозначающие овощи
Назови, слова, обозначающие фрукты
Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей)
«Назови, одним словом»
Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.
Дети должны назвать каждую группу одним словом:
Катя, Мила, Вика, Даша -…
Волк, медведь, лиса, заяц -…
Москва, Баку, Кишинев, Минск -…
Шорты, платье, пальто, юбка -…
Зима, лето, осень, весна -…
Игры для развития мышления и речи
"Подбери пару к слову"
Взрослый бросает мяч ребёнку и называет категорию (например, игрушка). Задача ребёнка подобрать пару к этой категории, (например, игрушка - машинка). Затем игроки меняются ролями.
«Объясни, что это»
Ребенку предлагаются следующие наборы слов или картинок:
Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;
Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой
Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус
Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».
Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»
Можно помогать ребенку наводящими вопросами.
«Назови действие»
Ведущий говорит: «я буду говорить слово, обозначающее какой-нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы - резать, калькулятор - считать, лопата - копать».
Слова: грабли (собирать опавшие листья, вилка (кушать, молоток (забивать гвозди, чашка (пить, кастрюля (варить, иголка (шить, ноги (ходить, руки (брать, глаза (смотреть, нос (дышать, уши (слышать, ручка (писать, фломастер, краски (рисовать,лейка (поливать, отвёртка (закручивать шурупы, дрель (сверлить в стене дыру, сумка (носить вещи, пила (пилить, порошок (стирать, мыло (мыть, утюг (гладить, коса (косить траву, спички (разводить огонь, сковорода (жарить, клей (клеить, забор (огораживать территорию, книга (читать, градусник (измерять температуру, часы (узнавать время, телефон (звонить).
«Смысловые ряды»
Детям предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.
Волк – заяц, кошка - …
Быстро – быстрее, медленно - …
Лиса – лисенок, волк -…
Белка – орешки, медведь - …
Человек – дом, крот - …
Лес – деревья, поляна - …
Пальто – зима, шорты - …
Море – вода, суша - …
Вода – кран, свет - …
«Вопрос-ответ»
Детям предлагается ответить на вопросы.
Чем похожи стул и табуретка?
Какие слова начинаются с буквы В?
Какие вежливые слова вы знаете?
Как вы думаете, чему учат в школе?
Какой день следует за вторником?
На какой свет светофора надо переходить улицу?
Чем отличается бабочка от стрекозы?
У коровы телёнок, а у лошади…
Назовите детёныша у овцы?
Какое слово лишнее: молоко, кефир, сметана, йогурт, печенье?
Какое слово лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер.
Что бывает на улице после дождя? (лужи, радуга)
Какой день надели последний?
Что делают из муки?
Кто работает в магазине?
Мышь маленькая, а муравей…
Певец поёт, а балерина…
Где работает клоун?
Упражнения на развитие мыслительной операции
«Сравни предметы»
Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:
муха и бабочка
дом и избушка
стол и стулья
книга и тетрадь
вода и молоко
топор и молоток
город и деревня
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»
Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?
Ребенок должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам, а по главным признакам.
«Закончи слово»
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», - так вы начинаете игру.
Предлагаются слоги:
• по…
• до…
• на…
• че…
• за…
• пры…
• ми…
• ку…
• му…
• зо…
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.
Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
«Подбери признаки»- развитие логического мышления и смысловой памяти.
Подобрать слова признаки по каждому слову:
Игра (какая)- спортивная;
Дождь (какой)- сильный;
Чай (какой) - тёплый;
Солнце (какое)- круглое;
Туман (какой) - густой;
Ночь (какая)- звёздная;
Кактус-…
Песня-…
Диван -…
Башня -…
Игры для развития воображения
Воображение — универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение — это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер. Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе. Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само это понятие.
"Знакомство с квартирой наощупь" Играющему завязываются глаза и вместе с ведущим он отправляется в путешествие по квартире. Всё и все, что и кто встречается на пути ощупывается, обнюхивается и делается вывод, что же это такое. Эта игра развивает все органы чувств, а также координацию, пластику, корректирует раскоординированность и гиперактивность.
"Что на что похоже?" Капните жидко разведенной гуашью на плотный лист белой бумаги и сложите его пополам. Затем разверните и начинайте вместе с детьми придумывать предметы или существа, которые ассоциируются с кляксой. Важно придумывать разные типы ассоциаций. Чем скорее ребёнок натренируется видеть в кляксах самые разнообразные вещи, тем здоровее психика. Это упражнение тренирует гибкость мышления, его умение переключаться.
"Метаморфозы" Метаморфозы-то есть превращения, изменения. В этой игре мы превращаем предметы (чаще всего неисправные) во что-то совершенно новое, давая им вторую жизнь. Например, старый электрический чайник может превратиться в лейку для цветов или в подставку для канцелярии…
"Живые предметы" Представим, что у всех вещей вокруг есть глаза, что эти вещи могут видеть? Что "видит" картина на стене? О чем "шепчутся" чашки в серванте? Эта игра развивает умение поставить себя в иную пространственную точку зрения, развивает воображение. А также помогает скорректировать детский эгоцентризм.
«Что произойдет, если…» Предложите ребенку вопросы, начинающиеся со слов «Что произойдет, если…». Задача ребенка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы. Список примерных вопросов: «Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?» «Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?» «Что произойдет, если все горы вдруг превратятся в сахарные?» «Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?» «Что произойдет, если оживут все сказочные герои?» Чем более подробно и детально отвечает ребенок, тем ярче у него развиты образность и креативность воображения.
Игры для развития восприятия.
Восприятие – это: 1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов. 2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа. Иногда термином восприятие обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения. В течение жизни человека восприятие проходит сложный путь развития. Особенно интенсивно развитие восприятия происходит в первые годы жизни ребенка. Изменение восприятия у детей дошкольного возраста происходит в связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной).
«Бегите ко мне!» - упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Нам понадобятся синие, красные, жёлтые, зелёные флажки. Игроки берут по одному, ведущий — четыре флажка (всех цветов). -Положите флажки на колени. Поднимите флажки синего (красного, жёлтого, зелёного) цвета. (игроки, которые держат флажки названного цвета, поднимают их.) -Сейчас я буду называть флажки то одного, то другого цвета. Сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой флажок, и если их цвета совпадут, то бегите ко мне. Ведущий отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем даё т команду: «Красные флажки, бегите ко мне!» Игроки подбегают к нему, поднимают флажки, проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место и т. д.
«Окраска воды» - формирование представления о разных оттенках цвета по интенсивности оттенка. Словарь: светлый, темный, светлее, темнее.
Вариант 1: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы её сделаем цветной. Смотрите, как я буду красить воду: я беру на кисть краску, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю её в одной баночке. У меня получилась светло – красная водичка. А в другую баночку я положу по больше краски: обмакну кисть полностью в краску, промою, ещё раз наберу краску и снова промою в той же баночке. Получилась тоже красная вода, но уже тёмная.
Вариант 2: Проводится так же, как в Варианте 1, только теперь раздаются краски шести цветов.
«Узнай по звуку» Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки различными предметами. Ребенок должен догадаться, чем произведен звук.
«Что внутри?» Ребенку предлагают воздушные шары, содержащие внутри различные наполнители (воду, песок, горох, фасоль, манку, рис, муку, гречку и др.). Шарики должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
«Определи на вкус» Ребенок с завязанными глазами пробует на вкус соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук, обозначает свои ощущения словами. Можно на вкус определять сырые и вареные продукты; разные сорта хлеба; фрукты; сорт орехов; сорт варенья, конфет.
Игры для развития мелкой моторики и способности действовать по образцу
Раскрашивание и рисование по образцу и рисование элементарных узоров по клеткам по образцу, штриховки, лепка, аппликации.
Развития эмоциональной сферы
Для развития эмоциональной сферы полезно читать сказки и детские рассказы и говорить с ребенком о персонажах сказок, какой персонаж (добрый, злой, хитрый, веселый, грустный и т. д., что чувствуют герои по поводу определенных ситуаций в сказке, учить определять эмоции по картинкам. Можно играть в театр (пальчиковый, кукольный) с озвучиванием героев.
В процессе данных игр у детей копится определенный опыт, словарный запас, понимание обращенной к нему речи. Благодаря этим достижениям ребёнок начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие.
Дети умеют объединить свойства предметов в целостный образ предмета, узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства; применяют на практике перцептивные (исследовательские) действия, знают основные свойства предметов, их назначение, особенности. Сформирована познавательную активность, любознательность и расширен кругозор детей. У детей развиваются все стороны речи.