Наталия Митькова
Игры по формированию элементарных математических представлений для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр по ФЭМП для детей 5-6 лет
1. «Кто быстрее найдет»
Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.
Материал: геометрические фигуры
Ход игры: дети называют фигуры, стоящие на подставке. Воспитатель называет по одному человеку, и говорить какой предмет в группе надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы. Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму.
2. Какой фигуры не стало?
Темочки:
- Игры для детей. ВСЕ дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика и логика. Игры, дидактические пособия
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, умение ориентироваться в пространстве
Материал: геометрические фигуры, расположенные в 3 ряда в определенной последовательности
Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются геометрические фигуры в 3 ряда в определенной последовательности. Затем воспитатель просит ребенка закрыть глаза, в это время он убирает 1 фигуру, и просит ребенка отгадать какой фигуры не стало
3. Чудесный мешочек
Цель: совершенствовать представления о форме и размере фигур и объёмных тел. Формировать образы, адекватные геометрическим фигурам
Материал: мешочек, геометрические фигуры разных размеров
Ход игры: В «чудесном мешочке» лежат большие и маленькие геометрические фигуры разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвет.
4. Отгадай
Цель: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник
Материал: мяч, круги, квадраты, треугольники разных цветов
Ход игры: Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который показан. (желтый круг- блин, солнце и др.). Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч.
5. Какой?
Цель: Совершенствовать умение сравнивать 3-4 предмета по величине (длине, ширине, сравнивать 3-4 предмета по толщине, используя прилагательные
Материал: ленты разной длины и ширины.
Ход игры: На столе разложены ленты. Взрослый просит детей найти ленты одинаковой длины, длиннее-короче, шире-уже. Дети проговаривают, используя прилагательные.
6. Сломанная лестница
Цель: учить замечать нарушения в равномерности нарастания величин.
Материал: 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1xl5. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.
Ход игры: На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.
7. Угадай, где?
Цель: развивать умение определять пространственные направления от себя.
Материал: игрушки или предметы по усмотрению взрослого.
Ход игры: Взрослый прячет игрушку, а ребенок должен его найти, следуя указаниям воспитателя, например, «Тебе нужно найти игрушку. Сначала сделай два шага вперед, поверни направо сделай три шага вперед… и т. д.»
8. Расскажи про свой узор
Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.
Материал: Картинка- коврик с узором
Ход игры: У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.
9. «Когда это бывает?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.
Материал: картинки, изображающие жизнь ребенка в детском саду, картинки «утро», «день», «вечер», «ночь», фишки
Ход игры: Взрослый раскладывает картинки, изображающие жизнь ребенка в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Ребенок выбирает себе любую картинку, рассматривает ее. На слово «утро» поднимает картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
10. Разделим пополам
Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.
Материал: полоска и круг из бумаги, у каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.
Ход игры: Воспитатель «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот - другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Аналогично: с кругом. Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам.
11. «Встань на место»
Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.
Материал: стул, стол, игрушка
Ход игры: В. Указывает ребенку, где надо встать: «Сережа подойди ко мне, встань так, чтобы стул был сзади тебя, встань перед столом» и т. д. Предложить ребенку повернуться налево или направо, назвать, какие предметы по отношению к нему, где находятся (справа, слева, впереди, сзади).
12. «Сосчитай и назови»
Цель: упражнять в счете на слух.
Материал: молоточек, игрушки
Ход игры: Воспитатель. предлагает ребенку считать на слух звуки. Он напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед («Внимательно слушай, сколько раз ударит молоточек»). Извлекают (2-5) звуков. Далее воспитатель объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами. Когда сосчитаете звуки, откройте глаза, молча отсчитайте столько же игрушек и поставь их в ряд». Воспитатель отстукивает от 2 до 5 раз. Ребенок выполняет задание. Отвечает на вопрос: «Сколько игрушек вы поставили и почему?»
13. Дидактическая игра: «Правильный счет»
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.
Материал: мяч.
Ход игры: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку
14. Дидактическая игра: «Отгадай число»
Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.
Материал: карточки с цифрами
Ход игры: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.
15. Дидактическая игра: «Счетная мозаика»
Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.
Материал: счетные палочки.
Ход игры: вместе с ребенком составлять цифры с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.
16. Соседи числа
Цель: учить детей свободно оперировать числами в пределах 5 (10, сопровождать словами свои действия
Материал: карточки с цифрами
Ход игры: дети выстраиваются в ряд, у каждого в руках своя цифра. Воспитатель называет любую цифру из ряда, соседи этого числа должны сделать шаг вперед
17. Домики
Цель: закрепление знаний состава числа от 2 до 5 (10)
Материал: домики, плоскостные человечки
Ход игры: Детям дается задание – заселить дом. Но необходимо соблюдать важное правило – на каждом этаже живет такое количество жильцов, которое соответствует указанному номеру на крыше дома. Левая сторона заполнена нарисованными человечками, правая пустая. Дети сами определяют количество жильцов справа и заселяют их.