Ольга Ляхова
Игры на развитие речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Полет бабочки!»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры : Перед началом занятия к каждой бабочке необходимо привязать нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепить к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натянуть так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребёнка.
Педагог показывает ребё нку бабочек и предлагает поиграть с ними:
«Смотри, какие красивые разноцветные бабочки!»
«Посмотрим, умеют ли они летать?»
Педагог дует на бабочек.
Публикация «Игры на развитие речевого дыхания» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
«Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?»
Ребёнок встаёт возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребёнок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперёд.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
2. «Осенние листочки»
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.
Ход игры : Перед занятием собрать вместе с ребёнком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложить подуть на листья.
«Красивые листья мы с собрали в парке. Вот жёлтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!»
Взрослый вместе с ребёнком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.
3. «Ветерочек»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры : Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого необходимо прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или ёлочное украшение «дождик».
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребё нку:
«Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок — и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!»
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
7. «Одуванчик»
Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
Ход игры : Игру проводят на воздухе — на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди жёлтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
— Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно — чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.
Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.
Также можно организовать игру «Дедушка или бабушка?» :
— Давайте поиграем в игру «Дедушка или бабушка?». Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок — это лысая голова. Значит, получился дедушка. Если пушинки остались — это волосы на голове — то получилась бабушка. Выигрывает тот, у кого получился дедушка!
8. «Пёрышко, лети!»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье пёрышко.
Ход игры : Подбросить пёрышко вверх и дуть на него, не давая упасть вниз. Затем предложить подуть ребёнку. Обратить его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на пёрышко снизу вверх.
9. «Птичка летит!»
Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).
Ход игры : Ребёнок сидит за столом. На стол напротив ребёнка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребёнку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).
— Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!
14. «Катись, карандаш!»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры : Ребёнок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребёнка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребёнку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз.
Побеждает тот, чей карандаш
15. «Бумажный флажок»
Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги ( размер: 15 2,5 см).
Ход игры : Перед началом занятия подготовить полоски бумаги. Показать детям, как можно подуть на полоску, поднеся её к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).
— Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер — вот так! Флажки колышутся на ветру!
укатился дальше.
16. «Свистульки»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: индивидуальные, детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде птиц и животных.
Ход игры : Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздать детям свистульки и предложите подуть в них.
— Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши — птичка, а у Вани — олень. Давайте устроим лесной концерт — каждый из зверей и птиц поёт свою песенку
1. «Полет бабочки!»
2. «Осенние листочки»
3. «Ветерочек»
4. «Снег идёт!»
5. «Листопад»
6. «Вертушка»
7. «Одуванчик»
8. «Пёрышко, лети!»
9. «Птичка летит!»
10. «Песня ветра»
11. «Плыви, кораблик!»
12. «Мыльные пузыри»
13. «Весёлые шарики»
14. «Катись, карандаш!»
15. «Бумажный флажок»
16. «Свистульки»
17. «Звуки вокруг нас»
18. «Весёлое путешествие»
4. «Снег идёт!»
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры : Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
— Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
5. «Листопад»
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги жёлтые, красные, оранжевые листочки; ведёрко.
Ход игры : Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
«Представьте, что сейчас осень. Красные, жёлтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер — разбросал все листья по земле!
Давайте сделаем ветер — подуем на листья!»
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
— Все листики на земле… Давайте соберём листочки в ведёрко.
Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
6. «Вертушка»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры : Перед началом игры необходимо подготовить игрушку-вертушку. Можно изготовить её самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Показать ребёнку вертушку. На улице продемонстрировать, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложить подуть на неё самостоятельно :
— Давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй ещё сильнее — вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
10. «Песня ветра»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».
Ход игры : Подвесить колокольчик на удобном для ребёнка расстоянии (на уровне лица стоящего ребёнка) и предложить подуть на него. Обратить внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложить подуть сильнее — звук стал громче.
Игра может проводиться как
11. «Плыви, кораблик!»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры : На невысокий стол поставить таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребёнку.
— Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец! индивидуально
12. «Мыльные пузыри»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пузырёк с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра — коктейльные,
Ход игры : Поиграйте с ребё нком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребёнок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребёнку выдуть пузыри самостоятельно. Постарайтесь помочь ребёнку — подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребёнок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата., так и с группой детей.
13. «Весёлые шарики»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: лёгкий пластмассовый шарик.
Ход игры : С шариками можно играть так же, как с карандашами (смотреть предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертить на столе линию. Затем взять шарик и положить на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.
— Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!
Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону.
14. «Звуки вокруг нас»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.
Ход игры : Педагог предлагает детям поиграть в такую игру.
– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А – А – А». А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О – О – О».
Самолё т в небе гудит: «У –У – У». А пароход на реке гудит: «Ы – Ы – Ы». Повторяйте за мной.
Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
15. «Весёлое путешествие»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – «БИ – БИ», «ТУ – ТУ».
Ход игры : Предложить малышам подвижную игру.
- Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки – машина едет и сигналит «БИ – БИ». А теперь превратимся в паровозики – «ТУ-ТУ».
Покажите, как едет машинка, – походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперёд и назад.
Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ –БИ –БИ! ТУ – ТУ – ТУ – ТУ! Следить за тем, чтобы дети не преутомлялись.