Елена Кильчичакова
Консультация для родителей «Игры на развитие психических процессов у детей с ЗПР»
▼ Скачать
Игры на развитие психических процессов у детей с ЗПР консультация для родителей
Заде ржка психи ческого разви тия (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Публикация «Консультация для родителей „Игры на развитие психических процессов у детей с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной адаптацией и обучением.
Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития является дидактическая игра, то есть игра обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории.
-Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.
-Рекомендуется подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом. От родителей требуется одно - запомнить, что ИГРА - это своеобразный ключ в их руках, ключ в организации воспитания и развития ребенка.
Перед основной игрой, можно с ребенком сделать массаж рук с разными видами предметов (карандаш, мяч Су – Джок и т. д)
Развивающие игры на внимание и память
Внимание
Как показывает практика, одной из актуальных проблем для обучения является проблема развития внимания. Рассмотрим, что такое внимание, каковы его виды и свойства.
Внимание - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой-либо объект. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует. Итак, предлагаю вам следующие игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях, для развития внимания вашего ребенка.
«Что изменилось?» Цель: развивать произвольное внимание. На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
«Четвертый лишний». Цель: развивать концентрацию, распределение внимания. Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой ( например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?
«Нарисуй». Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого. Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой). А также вы можете дома заниматься с ребенком: - раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу; - выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу; - играми на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».
Память
Память - один из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты все виды памяти.
Предлагаю для вас несколько игр и упражнений для занятий в домашних условиях, в свободное время, по дороге домой или в детский сад.
«Картинки». Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную). Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы, которые запомнили. Порядок значения не имеет.
«Повторяй за мной». Цель: развивать зрительную память, последовательность действий. Взрослый показывает сначала одно движение, например, руки вверх. Ребёнок повторяет за ним. Затем к нему добавляется второе упражнение – хлопок. Малыш делает всё точь-в-точь. После чего родитель может добавить прыжок. Получается следующая последовательность: руки вверх, хлопок, прыжок. Очередное движение добавляется до тех пор, пока ребёнок не начнёт ошибаться. Повторять игру с начала можно несколько раз, придумывая новые интересные упражнения. Для усложнения занятия используйте инвентарь, например, мяч.
«Супермаркет».
Цель: развитие слуховой краткосрочной памяти, внимания, наблюдательности.
Взрослый предлагает поиграть в магазин. Он отправляет ребенка за покупками и просит его запомнить все, что нужно купить. Начинать можно с двух предметов, увеличивая их количество до 4-5.
«Каждой вещи - своё место».
Цель: развитие долгосрочной памяти.
Материал: вещи, покупки.
Как играем: вы наводите дома порядок? Привлеките ребенка к уборке. Пусть он уносит, где лежит та или другая вещь — полотенце, книга и т. д. Если он правильно унес — значит, победил. В результате — и дома чисто, и ребенок доволен, и память упражняется.
Закрепляем: вы принесли покупки? Пусть ребенок поможет вам разложить их по местам. Скажите, что каждой вещи — свое место. Попробуйте положить неправильно, пусть он вас исправит. Посмейтесь вместе. Как правильно: гречка в печке, сапоги на завалинке или гречка на завалинке, а сапоги в печке? А как насчет: на дворе трава, на траве дрова? А если сказать быстро?
«Съедобное – несъедобное».
Цель: развитие внимания, памяти, координации движений.
Материал: мяч.
Ребенок ловит мяч, если педагог, кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Так же можно играть, используя тематические группы: птица - животное, живое - неживое, тихое - громкое и т. п.
«Какой игрушки не хватает?» Цель: развитие памяти и внимания. Материал: игрушки: зайчик, попугай, медведь, крокодил, собачка. Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—6 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?» Игру можно усложнить, увеличив количество игрушек или ничего не убирать, а только менять игрушки местами. Игра может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки.
Чтобы появился устойчивый результат от игр, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься и играть, поэтому не навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучный урок. Любую игру старайтесь адаптировать для своего ребенка, наблюдайте за его возможностями и не требуйте большего, постепенно можно усложнять каждые виды игр.
Таким образом, хочется сказать, что самое главное любые игровые взаимоотношения ребенка с родителями сближают, помогают установить контакт. Наши дети, требуют особой помощи от взрослых. И наша задача обеспечить им наиболее полноценное развитие как в детском саду, так и дома.
А главное помнить, что ЗПР диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.