Светлана Васильчук
Игры для развития общей и мелкой моторики
▼ Скачать +Заказ
Консультация для педагогов
"Игры на развитие общей и мелкой моторики"
Сегодня каждый понимает важность развития мелкой моторки рук для полноценного развития личности ребенка. Речь идет не только о развитии ног и рук, но и о совершенствовании процессов мышления и речевой функции. Ещё около ста лет назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями высшей нервной деятельности ребёнка Института физиологии детей и подростков. Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается также опытами Е. И. Исениной (1981). Подмечено, что при плохо развитой мелкой моторики у детей наблюдается задержка речевого развития, что приводит к проблемам с памятью, вниманием и негативно сказывается на интеллекте ребенка.
Публикация «Игры для развития общей и мелкой моторики» размещена в разделах
Все эти проблемы приводят к трудностям с овладением письмом и чтением. Важно знать, какие игры и упражнения необходимы для развития мелкой моторики, чтобы ребенок мог всесторонне развиваться. Вот несколько примеров игр на развитие общей и мелкой моторики.
Игры для развития мелкой моторики
1. Шнуровка
Для нее достаточно обычного поля для мозаики. Покажите ребенку как можно вышить паутину, расскажите сказку "Муха-цокотуха" и обязательно дайте попробовать сделать паутину самому малышу.
2. Тренируем "пинцетный" захват (двумя пальчиками, большим и указательным)
Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована! Если сегодня пирог не запланирован, вместо теста можно взять пластилин или массу для лепки и слепить пирог для игрушек, взяв вместо изюма бусинки или маленькие кусочки пластилина.
3. Разворачиваем завернутый в бумагу предмет–сюрприз – «Что там?»
Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.
4. Открываем и закрываем баночки (раскручиваем и закручиваем крышки)
Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?
5. Катаем карандаш между ладошками
Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). А чтобы катать было интереснее, на конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.
6. Рисуем точками
Можно рисовать точками листочки на дереве с помощью ватной палочки и краски. Можно выкладывать мозаику из маленьких шариков пластилина, можно привязать на карандаш кусочек губки, макать его в краску и раскрашивать рисунок точками.
7. Нанизываем бусины на шнурок
Обязательно нужны бусины с большими отверстиями. Прекрасная идея - из старых фломастеров вынуть стержни, цветной корпус аккуратно разрезать на равные части с помощью канцелярского ножа. Бусины с большими отверстиями готовы!
8. Делаем аппликации из бумажных шариков
Лучше всего делать шарики из бумажных салфеток. Еще можно делать аппликации из маленьких кусочков бумаги - пусть их нарвет сам ребенок. Клеить удобнее всего на ПВА - налейте немного в тарелочку, нанесите на бумагу с помощью кусочка губки и накладывайте сверху шарики или кусочки бумаги.
9. Сенсорные коробки
Наполнителем могут быть различные крупы, шарики гидрогеля, орехи или каштаны, мелкие игрушки, камушки, мука или кинетический песок. Любому ребенку будет очень интересно играть с такой коробкой, просто перебирая пальчиками содержимое и разыскивая в нем игрушки. А в дальнейшем можно играть в ролевые игры, разыскивая сокровища, протаптывая дорожки для животных или лепя куличики для любимой куклы.
10. "Каляки-маляки"
Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
Игры на развитие общей моторики
«Ходунки»
Материал : Пластмассовые ведерки, веревочки.
Цель: Способствовать развитию равновесия, ловкости, координировать движения рук и ног.
Примеры использования: Ходьба змейкой, между предметами, по прямой. Игры эстафеты : «Кто быстрее дойдёт до флажка».
«Дорожки для здоровой ножки»
Материал: тканевая дорожка нашитые колечки, губки, косички, пластмассовые палочки, следочки с пуговицами.
Цель: Профилактика плоскостопия, массаж ступней. Стимулируют работу внутренних органов, развивают координацию движений, равновесие. Использование: индивидуальная и групповая работа, при проведении утренних гимнастик, гимнастики после сна и НОД по физической культуре.
«Лошадка»
Цель: Учить двигаться друг за другом, согласовывать свои действия, развивать координацию движений.
Описание игры : В игре участвуют 2 ребёнка. Они образуют пару. Один - лошадка, другой – кучер. Он запрягает лошадку, надевает вожжи, становится сзади, держится за концы скакалки. По команде кучера: «Но, лошадка, поехали» одновременно начинают двигаться друг за другом по площадке. Когда нужно сделать остановку, кучер даёт команду «Тпру, приехали». Лошадка останавливается. В конце игры дети могут поменяться ролями, и тогда игра начинается снова. В игре могут участвовать несколько пар детей.