Антонина Мирошниченко
Игры на развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями. Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «моя речь, речь педагога, должна быть образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества. Поэтому детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?
Темочки:
Слайд 2
Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках - жизнь и деятельность людей многих поколений.
Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного творчества. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Слайд 3
Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Слайд 4
В работе знакомлю детей с песенками и короткими стишками – пестушками. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки -стишки к первым играм с пальчиками, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и стихов, затем сказки. Потешки я подбираю и выразительно рассказываю или напеваю. они помогает установить контакт с ребенком, вызывает у него положительные эмоции. Вместе с потешками мы причесываемся, одеваемся на прогулку, умываемся, кушаем, играем, делаем гимнастику.
С помощью потешек дети легче запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память. Они начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывая ее спать. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша. Очень важно научить малыша слушать.
Слайд 5
В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:
1. В обучении правильному произношению;
2. В приобщении детей к русской национальной культуре;
3. В непосредственной образовательной деятельности;
4. В беседах;
5. В наблюдениях;
6. В народных подвижных играх;
7. В играх на развитие мелкой моторики;
8. В театрализованной деятельности;
9. В Инсценировках.
10. В работе с родителями
Слайд 6
Обратите внимание, насколько разнообразны средства развития мелкой моторики. Проводить упражнения с пальчиками мне помогают игры народные, дидактические, с природным материалом, пальчиковый театр, массаж, творческие занятия (лепка, рисование и прочее).
.Слайд 7
Для себя я выбрала нетрадиционные формы по развитию мелкой моторики у детей. Это самомассаж природными материалами, такие как шишки, орехи, палочки. Пальчиковые игры с бросовым материалом: пробки, пуговицы, круп. На прогулке с детьми из камешков и палочек создаем интересные творческие композиции (рисуем на песке и т. д.) из снега и глины лепим большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Самомассаж кистей рук различными предметами является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания.
Слайд 8
Свою работу по развитию мелкой моторики разделила на 3 этапа:
I этап - диагностический - включает проведение диагностики мелкой и крупной моторики.
II этап - практические мероприятия по развитию мелкой моторики, включающие в себя игровые упражнения, так как игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
• III этап - анализ проведенной работы диагностический и практический. •
Слайд 9
Практический этап
В своей группе создала необходимую предметно-развивающая среду, изготовлены различные игры и пособия для развития мелкой моторики. Я стала задумываться над изготовлением пособий, которые могли бы привлечь внимание детей и улучшить их результативность. Все яркое, красочное, необычное привлекает детей в младшем возрасте. Поэтому я пришла к выводу, что дидактические игры должны быть необычными (нестандартными, интересными для детей. Побуждаю малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Работа здесь осуществляется с небольшой группой детей. Иногда, в утренний и вечерний отрезки времени, занимаемся индивидуально. Замечаю, что дети самостоятельно и с большим интересом действуют с дидактическим материалом.
Слайд 10
Игры с карандашом вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
Игры со счетными палочками. Так же в играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами.
Слайд 11
Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Выполняя пальчиками работу с прищепками, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Слайд 12.
Игры с крупой координацию движений, память, внимание, слуховое восприятие. И не только! Оказывается, при соприкосновении рук и ног с крупой, происходит активизация активных точек, находящихся на ладонях и пятках. Множество таких точек отвечают за работу внутренних органов и систем организма.
Игры с пуговицами кроме развития мелкой моторики способствуют овладению счетом, закреплению знания формы, цвета и размера предметов. А еще такие игры развивают тактильное восприятие, зрительно – моторную координацию, точность движений и внимание, математическое, эмоциональное и творческое развитие
Игры с решеткой для раковины. Использую как трафарет для продевания ленточек, шнурочков. Дети могут самостоятельно развивать творческие способности придумывания самостоятельно образы, подбирая цветовую гамму.
Слайд 13
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать
Слайд отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги
Слайд 14
Игры с конструктором, мозаикой. развивают мышление, фантазию, воображение, интеллект ребенка, внимательность. Малыш учится концентрироваться на своей работе.
Пальчиковая гимнастика Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития. В фольклоре существует масса игр и потешек, в которых сочетается речь и движения рук. Простые движения помогают убрать напряжение не только самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,
Слайд 15
Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. театрализованные игры повышают эмоциональный подъем, жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Это петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы- рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы- марионетки.
Слайд 16
Игры с бусами. Детям очень нравится перебирать мелкие предметы, но игры с бусами надо проводить только под наблюдением взрослых. Такие упражнения тоже развивают тактильную чувствительность и скоординированность движений пальцев и кистей рук, их также можно использовать на занятиях как игровой момент для снятия напряжения и предложить их детям для свободного творчества.
Слайд 17
Лепка из соленого теста - древняя забава. В старину наши предки лепили из теста фигурки- обереги, вкладывая в них магический смысл. Хлеб считался символом богатства, а соль – защитницей от воздействия злых сил. мука и соль - это природные, экологически безопасные продукты Соленое тесто прекрасно сочетает в себе достоинство глины и пластилина. Оно очень пластичное «живое» и, что особенно нравится детям, после лепки изделие требует раскрашивания. Вот тут могут проявиться и художественные способности детей. Формируется навык реализаций замысла, дети учатся доводить начатую работу до конца.
Лепка благотворно влияет на нервную систему в целом, именно поэтому шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Кроме того, после подобной деятельности ребёнку будет проще совладать с ручкой или карандашом, а значит можно избежать лишних слёз и переживаний при подготовке к школе
Слайд 18
Работа с родителями Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей 3 – 4 лет в условиях семьи и детского сада», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики, предложила вместе с родителями обсудить, какое оборудование могли бы мы сделать и из чего.
Родители заинтересовались моей идей сделать нестандартное оборудование своими руками, предлагали помощь в решении той или иной задачи. Стали переносить опыт по развитию мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудования для своих детей, чтобы заниматься с ними дома. Так же приносили подсобный материал для изготовления нестандартного оборудования (прищепки, пуговицы, шнуровку, киндер сюрпризы и т. д.).
Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Развитие мелкой моторики в быту».
В родительский уголок помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики : описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по данной теме.
Например:
«Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне»
Этим я старалась довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Они должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания сложные.
Слайд 19
3 этап Аналитический
Провела промежуточный мониторинг
• Ниже среднего-10%
• Средний-62%
• Высокий-28%
• Результаты диагностики во втором полугодии показали, что движения пальцев стали более точными. Уровень развития тонкой моторики руки вырос на 20 баллов.
Слайд 20
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, мы смогли добиться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных методов.
На будущее планирую:
1. Продолжать усовершенствовать наши начинания.
2. Разработать еще несколько дидактических игр на использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук.
3. Разработать перспективный план на следующий год с усложнениями.
4. Продолжать сотрудничать с родителями, привлекать их к разного рода мероприятиям совместно с детьми.
Результаты моей работы:
• Это положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих воспитанников;
• Использование малых форм фольклора в самостоятельных играх;
• Положительные отзывы родителей.
• Анализируя результаты своей работы, можно предположить, что использование детского фольклора в развитии мелкой моторики помогает ребенку раскрыться, как эмоционально, так и творчески.