Татьяна Попова
Игры для развития лексико-грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
«Один-много» (I вариант) (с 4 лет)
Цель: образование существительных множественного числа И. п.
Ход игры : педагог называет существительное в единственном числе, а ребёнок во множественном, например: яблоко-яблоки, сумка-сумки, дерево-деревья и т. д.
Усложнение: используются словосочетания- прилагательное+существительное, например: красивый цветок-красивые цветы, яркая бабочка-яркие бабочки, сочное яблоко-сочные яблоки и т. д.
Публикация «Игры для развития лексико-грамматического строя речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
«Один-много» (II вариант) (с 5 лет)
Цель: образование существительных множественного числа Р. п.
Ход игры : педагог бросает мяч ребё нку и говорит: «У меня один мяч», ребё нок отвечает: «А у меня много мячей»; «У меня одно яблоко» -«А у меня много яблок» и т. д.
«Назови ласково» (с 4 лет)
Цель: образование существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Ход игры (игру можно проводить с мячом) :
Кукла-куколка
Лиса-лисичка
Петух-петушок и т. д.
«Скажи наоборот»
Цель: учить детей образовывать слова-антонимы
Ход игры:
Большой-маленький
Толстый-тонкий (худой)
Кислый-сладкий
Высокий-низкий
Тепло-холодно
Весело-грустно
Пришёл-ушёл
Прилетел-улетел
Сел-встал и т. д.
«Посчитай» (с 5 лет)
Цель: согласование существительных и числительных
Ход игры : педагог выставляет на доску цифры 1,2,5 и называет ребёнку слово, ребёнок считает, например: одна машина, две машины, пять машин; один слон, два слона, пять слонов и т. д.
«Из чего сделано?» (с 5 лет)
Цель: образование относительных прилагательных.
Ход игры:
Педагог Ребёнок
Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье
Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок
Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот
Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом
Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза
Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.
«Чей, чья, чьё?» (с 5-6 лет)
Цель: образование притяжательных прилагательных
Ход игры:
Педагог Ребёнок
Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост
Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши
Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы
Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье
Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.
«Какой бывает?» (с 4 лет)
Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными
Ход игры : педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко?», дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок?»- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»
«Что таким бывает?» (с 4-5 лет)
Цель: подбор предметов к его признаку
Ход игры : педагог спрашивает детей: «Что бывает сладким?». Дети отвечают: «Конфета, мороженное, варенье, торт, сок и т. д.». «Кто бывает пушистым?» - «Кошка, заяц, лиса и т. д.»
«Назови одним словом» (с 4 лет)
Цель: развитие словесно-логического мышления
Ход игры : педагог называет 3-4 слова, ребё нок называет их обобщающим понятием: «груша, яблоко, банан»- «фрукты»; «собака, кошка, корова» «домашние животные» и т. д.
Усложнение: педагог называет обобщающее слово, а дети подбирают относящиеся к нему предметы: «Мебель»- «Стол, стул, кровать, диван…» и т. д.