Светлана Бабич
Игры на развитие фонетико-фонематического слуха
Слух – это врожденная особенность организма.
Взрослые умеют сосредоточиваться на тех звуках, которые важны в данный момент, не обращая внимания на сопутствуюшие. За разделение шума на звуки отвечает фонематический слух
Так важно ли иметь развитый фонематический слух? Думаю, да. Из чего же складывается развитый фонематический слух? Вот его компоненты.
Публикация «Игры на развитие фонетико-фонематического слуха» размещена в разделах
Слуховым вниманием называют способность определять на слух то или иное звучание и его направление.
Развитый фонематический слух позволяет :
• правильно произносить звуки;
• четко произносить слова;
• владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
• овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
• успешно освоить письмо и чтение.
Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
Игры.
Узнаем неречевые звуки
Умение определять на слух то или иное звучание и направление звука развивается очень рано - буквально с первых дней жизни. Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить ребенку послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик) и т. д.
Игра "Громкие подсказки". Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т. д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие.
Игра "Где позвонили?" учит определять направление звука.
Игра "Узнай, что звенит (гремит?"На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.
Сказка "Три медведя". Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке.
Игра "Узнай по голосу". Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т. п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова, то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).
Игра "Одинаковые или разные". Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены.
Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол. (ба). Де-де-те - сядем в темно. (те).
За-зу-за - уходи домой, ко. (за). Лю-лу-лю - лук зеленый я по. (лю).
Ти-ди-ти - на Луну ле. (ти). Фе-ве-фе - посижу я на со. (фе).
Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
Игра "Угадай-ка". У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички. Взрослый объясняет: " Волк воет: у-у-у", " Младенец плачет: а-а-а", " Птичка поет: и-и-и". Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.
Игра "Звук заблудился". Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:
Мама с бочками (дочками) пошла Мишка плачет и ревет:
По дороге вдоль села. Просит пчел, чтоб дали лед (мед).
Сели в ложку (лодку) и - айда! Доски на гору везем,
По реке туда-сюда. Будем строить новый ком (дом).
Игра "Сколько звуков?". На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.
Игра "Буквы, по порядку становитесь". Перед малышом лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем - по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.
Затем приступаем к анализу согласных звуков. Начинаем с того, что учим выделять последний согласный звук в слове, оканчивающемся обязательно на т или к.
Упражнение "Отыщи слово, отыщи звук" : ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.
Землю роет старый к. от (крот,
Под землею он живет.
Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла. пу (лампу).
На арену вышли. игры (тигры,
Мы от страха все притихли.
Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители уделяют много времени.