инна чернятина
Игры на развитие дыхания для постановки звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы
У детей 5-6 лет произношение практически достигает своей языковой нормы. Но у некоторых детей возрастные речевые несовершенства оборачиваются стойким дефектом. Проблема со звуком «Р» у ребёнка с полноценным речевым аппаратом и слухом относится к распространённому нарушению.
Если ребёнок не произносит «Р» изолированно и в самостоятельной речи, искажает звук или заменяет его каким-то другим, а в словах с разной слоговой структурой переставляет его или вовсе пропускает, в этом случае однозначно требуется коррекция.
Для постановки звука используется артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, упражнения и игры на правильное дыхание.
После проведения артикуляционной гимнастики рекомендуется поработать над развитием воздушной струи: для постановки звука «р», необходимо иметь сильный выдох.
Вот несколько упражнений и игр, которые мы проводим с детьми, они помогут развить сильный выдох:
Задувание свечек;
Надуть щёки и «лопнуть» шарик, нажатием ладошек;
Футбол. Дети дуют на мяч через трубочки, стараясь попасть в ворота;
Мыльные пузыри. В высокий стаканчик (подойдет пластиковый) налить небольшое количество воды и добавить несколько капель жидкого мыла. Попросить ребёнка подуть в соломенную трубочку. В процессе, вырастают мыльные пузыри.
Кораблики. Наполнить большую чашу водой, опустить туда бумажный кораблик. Дуть на кораблик, чтобы он причалил к противоположному берегу.
Дуть на вертушку или бумажный листик/бабочку, привязанные верёвочкой к карандашу или соломенной трубочке.
Снежинки. Положить ребёнку кусочек ватки на кончик носа и попросить её сдуть. Ватка улетит, как только ребенок правильно поставить язык – он должен быть поднят вверх, края загнуты.
Сдувать со своей ладошки вырезанных бабочек, ватные шарики (представляя, что это комочки снега, снежинки, конфетти, пушинки.
«Язычок играет на свирели». А ещё Язычок умеет играть на свирели. Мелодия при этом почти не слышна, зато ощутима сильная струя воздуха, которая вырывается из отверстия свирели. (Ребёнок сворачивает из языка трубочку и дует в неё. Наличие струйки воздуха ребенок проверяет на своей ладошке).
Аэробол – это логопедический тренажер в виде деревянной трубочки с двумя отверстиями. (Ребенку нужно вдувать воздух в отверстие таким образом, чтобы выдох был длительным и сильным и мог удерживать легкий шарик в воздухе.)
Выполнять желательно ежедневно, только тогда будет результат. Увеличивать время проведения занятий от 1-2 минут до 5 – 7 минут.