Татьяна Горбунова
Игры на развитие 3 блока мозга на этапе автоматизации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
«Игры на развитие 3 блока мозга в работе логопеда»
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Игры на развитие 3 блока мозга на этапе автоматизации звуков» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Для развития межполушарного взаимодействия подходят различные кинезиологические комплексы.
Однако на практике мы часто сталкиваемся с тем, что звук есть, а ввести в речь его не получается. Причиной чего часто является трудности программирования и контроля, а именно незрелость в работе 3 блока мозга (Лурия А. Р.)
Для успешной автоматизации звуков в речи важно, чтобы хорошо работал 3 блок мозга. В вязи с этим мною подобраны игры, способствующие развитию произвольности и контроля у старших дошкольников, что в свою очередь положительно сказывается на автоматизации и введении звуков в речь.
Игры, направленные на развитие 3 блока мозга
Ребенок должен называть верхний ряд, а показывать нижний ряд. Ребенок произносит название верхней картинки, и в паре поднимает правую руку, если снизу буквы "П", и левую руку, если снизу буква "Л". Если снизу буква "О", то одновременно поднимает обе руки.
Переключение между таблицами: в одной таблице буквы, в другой таблице цифры, написанные в разном порядке. Просим ребенка искать по порядку все цифры от 1 до 10. И в тех же квадратах, где находятся цифры называть те буквы, которые находятся во второй таблице. Ребенок нашел цифру 1, потом он нашел ее место во второй таблице и говорит 1- А, 2 – М, 3 – О …
1 13 6 9
16 7 10 14
2 15 12 5
8 4 3 11
а л г з
к б н ж
м в д п
е и о ё
Еще задание для читающих детей: даны картинки и слоги, ребенок должен найти слова, названия картинок.
Эти задания направлены на переключение внимания и его концентрацию, ребенок контролирует себя и развивает произвольность. А также на закрепление понятий Лево-Право, и на автоматизацию звуков. Сложные упражнения, не сразу даются детям.
Работа с мячиком, который бы отлетал, но был в районе ладошки.
Встаем напротив ребенка, и говорим ему одной рукой бросил, другой поймал. Потом меняем последовательность, 2 раза этой рукой, потом 2 раза этой рукой, потом один, один. Таким образом, задаем последовательность действий, это называется сериация. Ребенок должен удерживать эту программу и выполнять.
К серийной организации относятся, прыжки со скакалкой, когда ребенок прыгает, удерживает программу, логоритмика, рассматривание ритмических организационных узоров с выделением частей и орнаментов, действия по образцу: отстукивание, отхлопывание, оттоптывание простых ритмов. Такие упражнения, направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольников.
Игры для развития произвольной регуляции
«Делай то, что я скажу, а не то, что покажу», «Пожалуйста»
Учим думать, только потом совершать действие, развиваем умение работать по инструкции
«Шла собака по роялю», учим концентрироваться на задании.
«Руки ноги голова» «Да и нет не говори»
Игры на развитие навыков планирования «Расскажи, как» «Графические диктанты» «Шифровки»
Представленные упражнения способствуют активизации работы тех участков мозга, которые прежде были блокированы
Список использованной литературы:
1. Афонькин С. Ю., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.
2. Любимова В. «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невскийпроспект». - Санкт - Петербург, 2005.
3. Межполушароне взаимодействие: хрестоматия под ред. Семенович А. В. ,Ковязиной М. С. – М. : Генезис, 2018.
4. Таштандинова Ю. П. Кинезиологические методы в коррекции обучения иоздоровлении дошкольников и младших школьников // Молодой ученый. — 2016.— №24. — С. 523-526. — URLhttps://moluch.ru/archive/128/35542/
5. Шанина Т. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебноепособие. - М., 1999.
6. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.