Юлия Волосникова
Игры на ориентировку в пространстве для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ориентировка в пространстве начинается с ориентировки на себе.
Игра «Пароход»
Цель: закрепление правой и левой стороны.
Правила игры: педагог проговаривает слова «Плывет, плывет пароход…», дети спрашивают: «Какой пароход?», ответ – с правой (левой) повертушкой (крутим правым или левым кулачком) и левой (правой) топотушкой….(топаем соответствующей ногой).
В зависимости от задания, дети выполняют действия, определяя нужную сторону.
Игра «Зеркало»
Игра на формирование понятия «Зеркальное изображение». Играть можно в паре или с куклой. Завязать ленту на руке куклы (или на руке ребенка, повернутой от себя и повернуть ее лицом к себе. Сделать выводы: правая (левая) рука окажется в зеркальном изображении. В игре с детьми можно брать в руку какой-либо предмет.
Ориентировка в пространстве от себя
Игра «Магазин»
Можно выставить игрушки на полке, затем рассмотреть иллюстрации «Полка с игрушками».
- где находятся игрушки?
- Какие игрушки находятся на верхней (нижней) полке?
- какие игрушки находятся справа? Слева?
- Что находится над барабаном?
- Что находится под пирамидкой?
На этом этапе можно ввести понятия «Правый (левый) нижний (верхний) углы. Можно использовать «Ловушку». Показать иллюстрация с частично отсутствующими игрушками на полке и задать вопрос: какая игрушка находится в левом верхнем углу?
Игра «Какие игрушки находятся справа (слева)»
Игру можно провести в группе. Предложить ребенку назвать предметы, которые он видит справа или слева.
Ориентировка в пространстве от объектов.
Игра «Не ошибись»
Дети встают в круг, пред собой кладут кубик. Ведущий прячет кубик одного из детей (накрыть конусом, а рядом стоящие дети должны поднять ближайшую руку к этому ребенку, или показать ногу, или повернуть плечо, или дотронуться до своего уха, которое ближе к тому ребенку у кого спрятали кубик.
Игра «Наряжаем елочку» - поместите в центр елки игрушку не похожую на все остальные. Выше этой игрушки повесьте красный шар, ниже синий, справа… слева… между… и т. д.
Игра «Цветной квадрат»
Игровое поле состоит из девяти квадратов разного цвета (цвета могут быть любые, но не повторятся)
- что вы видите?
Цветные квадраты, строки и столбцы
Варианты заданий:
- какие цвета находятся справа (слева, снизу (Сверху?
- показать углы, назвать цвет
-нижнюю, верхнюю строку
- левый, правый столбец
- центр квадрата
- поместить игрушку в верхний левый, правый угол….
- какого цвета квадрат находится между…
- раскрась квадраты в соответствии с заданием. Например, в такие же цвета, как нижняя строка или левый столбец и т. д.
Игровой прием «Конверт»
Введение понятия «Диагональ». По углам прямоугольника можно разместить ориентиры. Например, «дом» и «школа» или «гараж» и «магазин». Для игры использовать маленькую машинку (куколку). Предложить пройти или проехать путь от дома до школы по «дороге», которая проходит в нижней части листа и поворачивает на верх, затем уходит влево… и т. д. В этот момент вводится понятие «диагональ».
Затем предложить детям работу на чистом листе.
«Найди место…» - воспитатель дает устную инструкцию, дети рисуют. Например, в центре листа нарисуйте круг, в верхнем правом углу треугольник, в нижней части листа проведите волнистую линию, а в верхней прямую. Поместите квадрат между волнистой линией и кругом и т. д.
Перед тем как перейти к работе с клеткой, необходимо освоить навык «чередования фигур». Хорошо помогают решить эту задачу такие игровые приемы, как "продолжи ряд".
Работу в этом направлении необходимо начинать раньше, используя цветные бусины или геометрические фигуры для чередования. Затем предлагаете детям раскрасить на листе фигуры в определенной последовательности.
Приступая к работе с клеткой, проводим чередования «клетка – точка», «горизонтальная палочка в клетке – вертикальная» и т. д.
Для успешного решения графической задачи необходимо провести какие-либо линии. Часто непрерывные. Обратите внимание детей, что линии можно проводить как с лева на право, так и с права на лево. Они часто отрывают руку, чтобы провести линию с лева на право, так как читаем и пишем с лева на право. Но в некоторых заданиях допустимо и, даже необходимо, провести линию именно с права на лево.