Анна Ермакова
Игры малой подвижности для детей средней группы детского дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
«Ходим, ходим хороводом»
Цель: учить детей выполнять простейшие двигательные задания без показа педагога.
Ход игры : Игроки с педагогом строятся в круг, берутся за руки, идут по кругу и говорят:
Ходим, ходим хороводом перед всем честным народом.
Раз, два, три – присели!
Последнее слово говорит педагог, а дети останавливаются и выполняют то, что он сказал. Отмечаются игроки, которые правильно выполнили задание. С каждым повторением задание меняется и усложняется (потопали, похлопали, пошли в приседе).
Публикация «Игры малой подвижности для детей средней группы детского дошкольного учреждения» размещена в разделах
Для повышения эмоционального фона занятия педагог может придумать шуточные занятия. Например, похрюкали, поквакали, помычали и т. д. «Затейники»
Цель: формировать творческие способности.
Ход игры : Игроки строятся в круг, берутся за руки, в центре круга – водящий. Дети идут по кругу и говорят:
Ровным кругом, друг за другом
Мы идём за шагом шаг,
Стой на месте!
Останавливаются.
Дружно, вместе сделаем вот так!
Водящий показывает любое движение, а дети его повторяют. Затем выбирается новый водящий.
«Кто ушёл?»
Цель: учить детей ориентироваться в помещении зала, группы, развивать память, внимание.
Ход игры : Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить стоящих с ним рядом детей (5—6, а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Один из детей прячется. Потом воспитатель говорит: «Отгадай, кто ушел?». Если ребенок угадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если не отгадает, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, становится на свое место. Отгадывающий должен его назвать.
«Светофор»
Цель: воспитывать внимание.
Ход игры : Игроки строятся в шеренгу или сидят на скамейке. Педагог поочередно поднимает вверх круги в разной последовательности. На красный цвет дети молчат, на жёлтый – хлопают, на зеленый – топают. Отмечаются самые внимательные игроки.
«Найди и промолчи»
Цель: учить ориентироваться в зале, воспитывать выдержку, смекалку.
Ход игры : Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре.
«Летает – не летает»
Цель: воспитывать сообразительность и внимание.
Ход игры : Игроки шагают в колонне по одному, а педагог называет предметы. Если будут названы летающие предметы ( н-р: самолет, бабочка, жук, то игроки останавливаются, поднимают руки в стороны и делаю взмахи вверх – вниз.
«Угадай, что делали»
Цель: развивать у детей выдержку, инициативу, воображение.
Ход игры : выбирают одного ребенка, который отходит на 8 – 10 шагов от остальных и поворачивается спиной. Дети договариваются, какое действие они будут изображать. По слову «пора», отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:
Здравствуйте, дети!
Где вы бывали?
Что вы видали?
Дети отвечают:
Что мы видели – не скажем,
А что делали – покажем.
Все дети изображают какое – нибудь действие (играют на гармошке, скачут на лошадях и т. д.) Водящий должен отгадать это действие.
«Тихо – громко!»
Цель: воспитывать внимание и сообразительность.
Ход игры : Дети строятся в круг, в центре круга – водящий с закрытыми глазами. Педагог даёт одному из игроков предмет, который нужно спрятать. Все дети, кроме водящего, знают, у кого находится предмет. Водящий открывает глаза и старается определить ребенка с предметом. Если водящий приближается к игроку с предметом, то дети громко хлопают, когда удаляется – хлопают тише.
Игра продолжается пока водящий не найдет предмет
«Цветочек»
Цель: расслабление после физической нагрузки.
Ход игры : Дети ложатся на пол вокруг обруча.
И. П. – лежа на спине, руки за головой, ноги прямые, пятки касаются обруча. По команде «Цветочек закрылся!» выполняют наклон вперед, стараясь коснуться ладонями стоп. По команде «Цветочек закрылся» принимают и. п.
Движения выполняют медленно, плавно; ноги в коленях не сгибать.
«Мяч в кругу»
Цель: упражнять в катании мяча, развивать выдержку, внимание, ловкость.
Ход игры : играющие образуют круг, опускаются на колени и садятся на пятки. Воспитатель катит мяч кому – нибудь из детей. Тот, отталкивает от себя рукой, не давая коснуться ног, другому играющему. Если мяч коснулся ног, ребенок делает шаг из круга. Сидя за кругом, проигравший принимает участие в игре, если он отталкивает мяч случайно посланный ему.
«На зарядку»
Цель: формировать чувство ритма, закреплять ходьбу в колонне по одному.
Ход игры : Игроки строятся в колонну по одному, шагают под звуки бубна и говорят в такт движению:
На зарядку утром рано мы выходим с барабаном,
Он гремит, гремит, гремит, в ногу всем шагать велит!
Отмечаются игроки, которые чётко и ритмично шагают.
«Шишка-камешек»
Цель: учить поворачиваться кругом в колонне, воспитывать внимание.
Ход игры : Дети шагают в колонне по одному. Направляющий держит в руках шишку, а замыкающий колонну – камешек. По команде «Камешек» игроки поворачиваются кругом и шагают в обратном направлении, по команде «Шишка» снова шагают за направляющим. Если колонна шагает за направляющим и даётся команда «Шишка», то нужно продолжить движение без поворота.
В процессе игры можно менять направляющего и замыкающего колонну на другого игрока.
«Угадай предмет»
Цель: развивать тактильную чувствительность.
Ход игры : Дети сидят на скамейке или на стульях. Педагог подходит к каждому из них с мешочком, наполненным мелкими предметами (кубики, маленькие игрушки и т. д.) Ребенок берет любой предмет и старается угадать, что это такое. В случае неудачной попытки нужно дать ребенку ещё одну. «Отгадай, чей голосок»
Цель: повышать активность слухового анализатора.
Ход игры : Игроки строятся в круг, в центре в круга – водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали,
Ты загадку отгадай,
Голосок чей угадай.
Педагог выбирает одного из игроков, который произносит любое слово, стараясь сделать так, чтобы его голос не узнал водящий. Водящий открывает глаза и угадывает имя того, кто подал голос. Если водящий не узнал голос, то подавший его выбирается водящим.
«Найди, где спрятано»
Цель: отдых после физической нагрузки.
Ход игры : Игроки закрывают глаза, а педагог в это время на площадке прячет небольшой предмет. По сигналу дети открывают глаза, спокойно ходят по площадке и ищут предмет. Тот, кто нашёл, поднимает его вверх, игра повторяется снова.
Во время игры нельзя бегать.
«Дрозд»
Цель: воспитывать дружелюбные и товарищеские взаимоотношения
Ход игры : Дети строятся парами лицом друг к другу, говорят слова и в соответствии с текстом указывают на себя и на партнера:
Я дрозд – ты здрозд,
У меня нос – у тебя нос,
У меня губки – у тебя губки,
У меня щёчки – у тебя щёчки,
Я твой друг, и ты мой друг.
С последними словами дети обнимаются, затем меняются парами, и игра продолжается. Партнера дети выбирают самостоятельно.
«Слушай сигнал»
Цель: воспитывать внимание и организованность.
Ход игры : Игроки шагают в колонне по одному. На быстрые удары в бубен выполняют ходьбу короткими семенящими шагами, на медленные удары – широкие свободные шаги. Игру можно изменить и выполнять ходьбу врассыпную или ходьбу в парах.
«Ушки»
Цель: развивать внимание, быстроту
Ход игры : Дети встают парами и, играя в ладушки, приговаривают:
«Мама била, била, била и все папе доложила.
Папа бил, бил, бил и все бабе доложил.
Баба била, била, била и все деду доложила.
Дед бил, бил, бил и все сестрам доложил.
Сестры били, били, били и все братьям доложили.
Братья били, били, били и в кадушку закатили.
А в кадушке две лягушки — закрывай скорее ушки!»
При последних словах дети быстро ладошками закрывают свои уши. Кто из играющих сделал это быстрее, тот победил.
«Гонка мячей по кругу»
Цель: развивать быстроту в передаче мяча, умение сосредоточиться при выполнении задания. Воспитывать ответственность перед товарищами по игре.
Ход игры : Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У игроков, стоящих в круге напротив друг друга мячи разных цветов или размеров. После сигнала игроки начинают передавать мячи друг другу (по указанному направлению, стараясь догнать другой мяч.
«Сьедобное - не съедобное»
Цель: упражнять в ловле мяча, развивать внимание, быстроту реакции.
Ход игры : Ведущий бросает мяч по очереди каждому ребёнку, называя разные предметы. Если это слово съедобное – ребёнок мяч ловит, если нет – не ловит.
«Закончи слово»
Цель: упражнять в бросании и ловле мяча, развивать речь, ловкость, воспитывать желание играть в подвижные игры.
Ход игры : Дети встают в круг. Воспитатель стоит в центре круга с большим мячом в руках. Он бросает кому-либо мяч и говорит первый слог какого-нибудь слова, например: «Ма…» перед этим дает игрокам подсказку, что это — имя, домашнее животное, предмет мебели и т. п. Игрок, которому бросили мяч, ловит его и называет слово полностью. Если он правильно угадал слово, то бросает мяч обратно воспитателю, а если нет, то выбывает из игры.
«Разверни круг»
Цель: учить перестраиваться в круг, развивать внимательность.
Ход игры : Дети идут по кругу, держась за руки. На сигнал «разверни круг» названный ребенок опускает левую руку, поворачивается во внешнюю сторону круга и ведет детей в противоположном направлении, разворачивая круг до образования нового.
«У дедушки Мазая»
Цель: совершенствовать согласованность движений.
Ход игры : Участники сидят на стульях, выбирают деда Мазаля. Все остальные отходят от него и договариваются, что будут показывать. После чего идут и говорят:
«Здравствуй, дедушка Мазаль с длинной белой бородой, с карими глазами, с белыми усами»
- Здравствуйте, детки! Где вы были, что делали?
- Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем.
Все выполняют движения, о которых договаривались. Когда дед отгадает, играющие разбегаются, а он их ловит «Космонавты»
Цель: развивать быстроту, внимательность, воспитывать интерес к подвижным играм
Ход игры : Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:
«Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам.
На какую захотим, на такую полетим!
Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!»
Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету становятся в общий круг. Им можно дать задание показать какое-нибудь упражнение
«Змея»
Цель: формировать согласованность двигательных действий.
Ход игры : Игроки (5-6 человек) строятся в колонну по одному и кладут руки на пояс впереди стоящего. Первый игрок в колонне – «голова», последний «хвост». По сигналу голова должна запятнать хвост. Если голова запятнала хвост или разорвалось сцепление, то игра останавливается и выбирается новые водящие.
Водящие должны действовать согласованно, нельзя тянуть игроков за одежду и толкаться.
«Береги предмет»
Цель: развивать быстроту реакции.
Ход игры : Игроки строятся в круг и кладут на пол перед собой кубик или погремушку. Водящий – педагог находится в центре круга. Водящий передвигается внутри круга в разных направлениях и старается коснуться руками предмета. Игроки прячут свой предмет, приседая и закрывая его ладонями.
«Кто внимательный»
Цель: воспитывать внимание и организованность.
Ход игры : дети строятся в колонну, шагают по площадке и выполняют движения по сигналу. Один удар в бубен – присед, 2 удара – стойка на одной ноге, 3 удара – подскоки на двух ногах на месте. Отмечаются самые внимательные игроки.
Педагог подаёт сигналы в разной последовательности, после каждого сигнала дети продолжают ходьбу в колонне. Можно придумать другие упражнения.
«Парашют»
Цель: Отдых и расслабление после физической нагрузки.
Ход игры : Игроки строятся в круг и берут «парашют» за ручки. Они идут по кругу, взмахивая руками вверх – вниз, поднимая и опуская парашют. По сигналу педагога поворачиваются, берут ручку парашюта другой рукой и идут в обратную сторону. Затем по сигналу снова останавливаются, поворачиваются лицом в круг и берут парашют двумя руками. На середину парашюта кладут мяч. Дети подбрасывают мяч, поднимая и опуская парашют, стараясь не уронить мяч на пол.
В процессе игры можно выполнить динамические дыхательные упражнения.
Пропавшие ручки
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
У меня пропали ручки. (Прячут руки за спину.)
Где вы, рученьки мои? (Смотрят по сторонам.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять. (Показывают руки, вытягивают вперед, вертят ими.)
У меня пропали ножки. (Присаживаются.)
Где вы, ноженьки мои? (Охватывают ноги руками.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Покажитесь мне опять. (Встают, прыгают на месте.)
Две подружки
Дети стоят в кругу или врассыпную.
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
На лужайке две подружки: (Хлопают по коленям.)
«Ква-ква-ква, ква-ква-ква». (Хлопают в ладоши.)
Две зеленые лягушки: (Хлопают по коленям.)
«Ква-ква-ква, ква-ква» (Хлопают в ладоши.)
«Ква!» (Притопывают одной ногой.)
Хором песни распевают: (Складывают ладони и чуть-чуть «приоткрывают» их — это ротик.)
«Ква-ква-ква», (Хлопают в ладоши.)
«Ква-ква-ква», (Несколько раз притопывают ногой.)
И спокойно спать мешают. (Грозят пальцем.)
«Ква-ква-ква-ква-ква» (Хлопают в ладоши.)
«Ква!» (Делают один притоп.)
Дерево, кустик, травка
Дети образуют круг и двигаются по кругу.
Воспитатель объясняет правила игры : на слово «дерево» дети поднимают руки вверх, на слово «кустик» — разводят в стороны, на слово «травка» опускают руки вниз, касаясь пола.
Взрослый вразнобой произносит слова, дети выполняют соответствующие движения.
Тот, кто ошибается, выходит из игры.
Дом
Дети стоят в кругу или врассыпную.
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.)
На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок».)
За дверями стоит стол, (Накрывают правой ладонью кулачок левой руки.)
Вокруг дома частокол. (Руки перед собой, пальцы растопыривают.)
«Тук-тук-тук — дверь открой!» (Стучат кулачком по ладони.)
«Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх.)
Елочка
Дети стоят в кругу или врассыпную.
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повтори ют движения.
Наша елочка — краса, (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.)
Стройная красавица, (Опять идут по кругу, взявшись за руки.)
Всем ребятам нравится. (Останавливаются.)
Капуста — редиска
Воспитатель объясняет правила игры : на слово «капуста» нужно поднять руки вверх, а на слово «редиска» — хлопнуть в ладоши.
Затем взрослый в произвольном порядке произносит эти слова, дети выполняют движения.
Усложнить игру можно ускорением или добавлением еще одного ело ва (например, на слово «морковка» — прыжок на месте).
Котик к печке подошел
Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог становится в круг вместе с играющими. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
Котик к печке подошел,
Котик к печке подошел. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Горшок каши он нашел,
Горшок каши там нашел. (Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.)
А на печке калачи,
Ох, вкусны и горячи! (Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши.)
Пироги в печи пекутся, (Выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх.) Они в руки не даются. (Выпрямляются, прячут руки за спину.)
Овощи и фрукты
Дети стоят в шеренге или врассыпную.
Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если назван овощ, то дети должны быстро присесть, а если фрукт — поднять руки вверх. Игроки, которые ошиблись, делают шаг вперед. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.
По дорожке
Дети стоят в кругу или врассыпную.
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем ноги разминать.
Мы шагаем по дороге,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)
А теперь еще немножко
На другой поскачем ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на двух ногах.)
Мы похлопаем в ладошки,
Пусть попляшут наши ножки. (Произвольные танцевальные движения.)
Стоп. Присядем — отдохнем. (Приседание.)
И назад пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
Ручки — ножки
Дети стоят врассыпную.
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
Все захлопали в ладоши — (Хлопают в ладоши.)
Дружно, веселее! (Стучат ножками.)
Застучали наши ножки
Громче и быстрее.
По коленочкам ударим — (Хлопают по коленкам.)
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем — (Медленно поднимают руки.)
Выше, выше, выше!
Завертелись наши ручки, (Поворачивают кисти рук то вправо, то влево.)
Снова опустились. (Опускают руки.)
Покружились, покружились
И остановились. (Останавливаются.)
Светофор
Для игры нужны бумажные кружки (диаметр 10 см) — красный, зеленый и желтый, — прикрепленные к палочкам.
Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на желтый — встают, на зеленый — маршируют на месте.
Далее во время движения в колонне по одному в обход площадки (зала) упражнения изменяются: красный — все стоят на месте, желтый — продвигаются в присяде, зеленый — прыгают на носках.
За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберет меньше штрафных очков.
Три медведя
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
Три медведя шли домой. (Маршируют на месте.)
Папа был большой-большой, (Поднимают руки вверх.)
Мама чуть поменьше ростом, (Вытягивают руки вперед на уровне груди.)
А сынок — малютка просто. (Ставят руки на пояс.)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил. (Имитируют игру с погремушкой.)
Тук-тук
Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем:
— Тук-тук-тук! (Три удара кулаками друг о друга.)
— Да-да-да. (Три хлопка в ладоши.)
— Можно к вам? (Три удара кулаками друг о друга.)
— Рад всегда! (Три хлопка в ладоши.)
Ты медведя не буди!
Дети встают в круг, берутся за руки.
Педагог встает вместе с детьми в круг. Все хороводом идут по кругу, произнося стихотворение и выполняя движения:
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег. (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом.)
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег. (Идут все вместе к центру круга.)
А под елкой спит медведь.
«Тише, тише! Не буди,
Сядь на место, не шуми»! (Присаживаются на корточки.)
У меня, у тебя
Дети стоят в кругу или врассыпную.
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
У меня, (Показывают руками на себя.)
У тебя (Разводят руки, показывая на соседей.)
Блестящие глазки, (Показывают глазки.)
У меня, у тебя — чистые ушки. (Показывают ушки.)
Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки. (Хлопают в ладоши.)
Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке. (Прыгают на месте.)
У меня, у тебя аленькие губки, (Показывают глазки.)
У меня, у тебя розовые щечки.
Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки.
Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке.
У меня есть все
Перед началом игры дети ложатся на ковер, руки вдоль тела, вытягиваются.
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
Есть у кровати спинка, (Приподнимают голову и плечи, носки ног смотрят строго вверх.)
А у чайника — носик, (Садятся, приставляют два кулачка к носу, один за другим.)
А у тумбочки — ножки, (Садятся на корточки.)
А у кастрюли — ручки. (Руки ставят на пояс или к плечам.)
А в этой большой кастрюле (Встают и показывают кастрюлю, сомкнув руки перед грудью в круг.)
Есть очень вкусный компот. («Заглядывают» в кастрюлю.)
А у меня —
И ножки, (Показывают ножки.)
И ручки, (Показывают ручки.)
И носик, (Показывают носик.)
И спинка, (Показывают спинку.)
И вот еще что —
Очень голодный живот! (Показывают живот.)
Снежок
Дети стоят в кругу или врассыпную.
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
Раз, два, три, четыре.
Мы с тобой снежок лепили. (Имитируют лепку снежка.)
Круглый, крепкий, очень гладкий, (Рисуют в воздухе круг.)
Но совсем-совсем не сладкий. (Грозят указательным пальцем.)
Раз — подбросим, (Поднимают руки.)
Два — поймаем, (Опускают руки.)
Три — уроним, (Наклоняются, дотрагиваются до пола.)
И сломаем. (Подпрыгивают.)