Светлана Красовская
Игры как средство воспитания и образования в детском саду и начальной школе
Детей с СДВГ полезно обучать играм, которые бы направили избыточную активность в нужное русло. Игры помогают тренировать навыки спокойного поведения, произвольного внимания и учат обдумывать свои поступки. 1. Игры на развитие внимания. 1.1. Запрещённое движение. Дети выполняют команды воспитателя, кроме одной запрещённой, например, «руки в стороны». 1.2. Делай наоборот. Дети выполняют команды воспитателя с точностью до «наоборот». Например: шаг назад (шаг вперёд, руки вниз (руки вверх, наклон влево (наклон вправо) и т. д. 1.3. Выполняй то, что услышишь. Воспитатель даёт команду «руки перед грудью», а показывает «руки вверх». 1.4. Что изменилось. Воспитатель укрепляет на ковролине картинки по лексической теме и говорит: «Глазки закрываем, головку опускаем.» Затем меняет местами или удаляет картинку и говорит: «Посмотри, что изменилось». 1.5. Карлики и великаны. Если воспитатель говорит : «Карлики», то дети приседают. Если воспитатель говорит : «Великаны», то дети встают на носочки. Затем, ускоряя темп, воспитатель говорит одно, а показывает другое, но внимательный не собьётся. 1.6. Давайте поздороваемся. Дети под музыку идут по кругу, когда музыка замолкает, то воспитатель командует : «Здороваемся за руку (или плечиками, или локтями, или коленками и т. д.» 2. Игры на управление своими действиями, коррекцию импульсивности. 2.1. Громко- тихо- шёпотом. Дети начинают читать знакомое стихотворение хором. Воспитатель, как дирижёр, то поднимет руки вверх (громко, то вниз (шёпотом, то посередине (тихо). 2.2. Черепахи. Воспитатель встаёт спиной к детям, дети стоят на большом расстоянии в один ряд. По команде воспитателя дети медленно к нему приближаются. Побеждает тот, кто не поторопился и пришёл последним. 2.3. Море волнуется. Пока воспитатель говорит слова «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три морская фигура на месте замри.», дети двигаются, а затем замирают в разных позах. 2.4 Говори! Воспитатель задаёт вопрос или загадывает загадку. Дети молча обдумывают ответ. Отвечает тот, на кого укажет воспитатель после его слов : «1-2-3 Говори!» 2.5. Ухо-нос. Воспитатель просит детей левой рукой взяться за правое ухо, а правой рукой – за нос. По хлопку – сменить руки. 2.6. Засекреченное слово. Если изучается тема «Космос», то воспитатель просит детей повторять за ним громко все слова, кроме тех, которые обозначают названья планет, а вместо засекреченного слова делать два хлопка. Например: Москва, Нева, Марс, Юпитер, Кремль, космос, Сатурн, Гагарин, Меркурий.