Татьяна Афонина
Игры используемые на занятиях по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые игры и упражнения
Угадай-ка
Цель: Ориентироваться на окончания слов при согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде.
Узнай по описанию
Цель: Ориентироваться на окончания слов при согласовании имен прилагательных и существительных в роде.
Чего не стало?
Цель: Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных.
Кафетерий
Цель: Обратить внимание детей на существование в речи неизменяемых слов.
Ателье
Цель: Знакомство с неизменяемыми словами и употреблением их в речи.
Публикация «Игры используемые на занятиях по развитию речи» размещена в разделах
Зайка, сделай
Цель: Учить образовывать формы повелительного наклонения глаголов (спой, потанцуй, положи, поскачи, поезжай, нарисуй).
Зайкина гимнастика
Цель: Учить образовывать формы повелительного наклонения глаголов (беги, скачи, ляг, присядь, спой, наклонись).
Почтальон принес открытки
Цель: Уметь образовывать формы глаголов настоящего времени (рисует, танцует, бежит, скачет, макает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит, трубит и т. д.).
Прятки
Цель: Активизировать употребление в речи предлогов и наречий с пространственным значением (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа).
Кого не стало?
Цель: Уметь правильно называть детенышей животных в единственном и множественном числе.
Чаепитие
Цель: Уметь правильно образовывать наименования предметов посуды.
Что мы делали?
Цель: уметь употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, а также учится использовать глаголы в повелительном наклонении.
Ты кто?
Цель: Активизация употребления глаголов действия и слов, обозначающих признаки предмета, в заданной ситуации.
Что делает Буратино?
Цель: Уметь образовывать форму повелительного наклонения глагола.
Кто играет с Таней?
Цель: Уметь называть признаки и действия предмета, пользоваться вежливой формой обращения. Понимать значение многозначного слова погладить.
Таня веселая и грустная
Цель: Учится подбирать антонимы к именам прилагательным и глаголам.
Найди ручку
Цель: Уметь составлять предложения с многозначным словом ручка, понимать разные значения этого слова.
Расскажем про ручку
Цель: Учить составлять небольшие рассказы с многозначным словом ручка.
Найди ножку
Цель: Учить составлять предложения с многозначным словом ножка, понимать разные значения этого слова.
Почему так называют
Цель: Учить объяснять происхождение (этимологию) некоторых слов.
Подбери другие слова
Цель: Тренировать в образовании однокоренных слов от слова снег.
Для чего нужна игла?
Цель: Учить называть признаки и действия предмета. Расширять представление детей о многозначных словах на примере слова игла.
У кого такой предмет?
Цель: Формировать умение соотносить слово с предметом или действием, обозначаемым этим словом.
Бывает – не бывает
Цель: Воспитывать внимание к слову; учить представлять ситуации, выраженные в слове, закреплять и уточнять значения слов в сознании ребенка.
Кто сумеет похвалить
Цель: Учить подбирать определения к именам существительным, согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже.
Какая, какой, какое?
Цель: Учить подбирать определения, наиболее соответствующие данному предмету, явлению, активизировать в речи усвоенных ранее слов.
Угадай и нарисуй
Цель: Учить рисовать предмет по описанию отдельных его частей, образно представлять названный предмет, закреплять и уточнять значения слов в сознании ребенка.
Послушай мое слово и нарисуй
Цель: Учить различать значения многозначного слова и отражать свои представления в рисунках.
Задумай слово
Цель: Конкретизировать представление детей о том или ином предмете, учить кратко называть его качества и действия с ним.
Закончи предложение и подбери к нему картинку
Цель: Учить детей заканчивать высказывание, начатое воспитателем, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении.
Закончи предложение
Цель: Учить заканчивать предложения, подбирая слова противоположного значения. Контролировать правильность подбора слов и понимание их значений.
Кто внимательный?
Цель: Учить различать и выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы, обогащать ими речь детей.
Назови ласково
Цель: Учить подбирать слова, обозначающие названия животных, предметов, игрушек в уменьшительно-ласкательной форме.
Какое что бывает?
Цель: Учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу; сравнивать, сопоставлять и подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.
Что умеют делать звери?
Цель: Расширять сферу употребления слов в соответствии с их смысловым содержанием, учить образовывать разнообразные словосочетания.
Как сказать по-другому
Цель: Учить подбирать синонимы к данному слову или словосочетанию, активизировать словарь детей.
Я начну, а ты продолжи
Цель: Обогащать словарь детей. Учить подбирать синонимы к заданным словам.
Кто больше вспомнит?
Цель: Обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия, процессы.
Что делает дождь?
Цель: Обогащать словарь детей глаголами и именами прилагательными, характеризующими дождь как явление природы; учить находить в стихотворении близкие и противоположные по смыслу слова.
Придумай другое слово
Цель: Углублять знания о лексическом значении слова, тренировать в образовании новых слов с помощью приставок и суффиксов.
Помоги Петрушке выбрать слово
Цель: Учить выбирать из двух-трех синонимов наиболее точное слово.
О чем я сказала?
Цель: Совершенствовать понимание детьми многозначности слов, сопоставлять их значения, различать их в соответствии с контекстом, речевой ситуацией.
Скажи наоборот
Цель: Учить подбирать слова, противоположные по смыслу, углублять знания о лексическом значении слова.
Кто скажет точнее?
Цель: Учить понимать оттенки значений слов, передающих степень какого-либо качества или действия.
Поезд
Цель: Учить детей устанавливать семантические отношения между словами, мотивируя свой выбор при подборе картинок; активизировать словарь детей.
Что это за слова?
Цель: Углублять понимание значений слов, активизировать употребление в речи синонимов и антонимов.
Разные слова
Цель: Учить детей находить ассоциативную связь между словами, обогащая их словарь различными грамматическими категориями.
Исправить ошибку Незнайки
Цель: Уточнять лексическое значение слов, исправляя ошибки.
Что это значит?
Цель: Учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.
Дополни предложение
Цель: Расширять семантическое поле, углублять понимание значений слов.
Отправляемся в отпуск
Цель: Учить понимать оттенки значений родственных слов.
Какое это имя?
Цель: Учить вслушиваться в звучание слов, подбирать слова (имена, сходные по звучанию.
Самолет
Цель: Учить детей четко и ясно произносить слова, вслушиваться в их звучание; находить слова, сходные по звучанию. Активизировать употребление в речи названий действий (глаголов).
Слова, рифмы, звуки
Цель: Учить вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова, сходные и различные по звучанию; тренировать в самостоятельном назывании слов и четком произнесении звуков в них.