Манохина Светлана
Игры по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Игры по математическому развитию.
«Раздай тарелочки»
Цель: Познакомить детей с понятиями «много», «мало», «одна», «по одной».
Материал и оборудование: 10 пластиковых тарелок.
Содержание: Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Обратите его внимание на количество посуды, оперируя словами «много», «целая стопка тарелок». Попросите раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у папы одна тарелка.». После раздачи посуды сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок».
Публикация «Игры по познавательному развитию» размещена в разделах
«Много мало»
Цель: Знакомить с элементарными математическими понятиями, развивать логическое мышление.
Материал и оборудование: две одинаковые коробки, кубики одного цвета.
Содержание: В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую -3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему. После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше). Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.
«Найди такое же колечко»
Ход игры : Дети садятся за стол. Воспитатель снимает кольца с одной пирамидки и раскладывает их на подоконнике, столах, шкафу. Затем раздает детям по одному кольцу от парной башенки и предлагает найти такие же кольца. Когда все рассядутся, воспитатель просит сначала дать ему пару самых больших колец. Те, у кого оказались самые большие кольца, нанизывают их на стержни обеих пирамидок. В том же порядке нанизывают следующие пары колец. И так до тех пор, пока обе пирамидки не будут собраны.
«Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Материал. Демонстрационный: круг, квадрат,треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.
Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру
«Скажи, куда мы положили»
Первый вариант. Один из детей закрывает глаза. Остальные прячут игрушку (предмет) на стол, под стол, на шкаф. По сигналу ребенок открывает глаза и начинает искать игрушку. Найдя ее, он объясняет, где она находилась.
Второй вариант. Играющие договариваются, что будут подсказывать, куда положили предмет. Например, «Мяч под. мяч за.» и т. д. Ребенок должен искать в направлении, указанном остальными детьми.
После того как он найдет предмет, меняется ведущий
«Наш день»
Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Оборудование: кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
Дети сидят полукругом. Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро, обедает (день)и т. д.
Затем Воспитаталь. называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер).
Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:
Кукла Валя хочет спать.
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала.
Дети укладывают куклу спать и говорят,когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности испрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.
Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками.
Познавательное развитие.
Вид: дидактическая игра по познавательному развитию
Название: «Обитатели бабушкиного двора»
Цель: Формировать у детей представления о домашних животных; умение вести ролевой диалог.
Материал и оборудование: Домик, деревья, забор и домашние животные (утка, поросенок, корова, кошка).
Ход: Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, что это за животные.
Воспитатель. Вот коровка, Буренушка. Как коровка мычит? Му-у-у! (Дает ребенку игрушечную корову.)
Коровушка, коровушка,
Рогатая головушка!
Малых деток не бодай,
Молока им лучше дай!
Подходите, дети, к коровушке, она молочка даст. (Воображаемые действия.) Вот на пороге сидит моя любимая кошечка Мурка. Она любит, когда ее гладят. Как она мурлычет? Мур-р-р! (Дает ребенку игрушечную кошку.)
Мур-мур-мур, —
Мурлычет кошка, —
Ты погладь меня немножко!
От тепла и ласки
Я зажмурю глазки!
Примечание. Дети исполняют роли животных, повторяя слова роли вместе с воспитателем так, как умеют.
Вид: дидактическая игра по познавательному развитию
Название: «Где кукла Ляля?»
Цель: Расширять у детей представления об игрушках; различать их по внешнему виду и называть.
Материал и оборудование: Коробка с игрушками, кукла.
Ход: Воспитатель показывает ребенку куклу и говорит, что ее зовут Ляля. Обращает внимание на то, как кукла одета, какого цвета у нее платье, бантик, туфельки. Затем кукла прячется в коробку с остальными игрушками, и ребенка просят найти именно ее среди других игрушек. Если ребенок ошибается и приносит не ту куклу, ему следует объяснить, чем принесенная кукла отличается. Например, размером, цветом платья, длиной волос и т. д. Занимаясь с мальчиком, можно вместо куклы использовать машинку, мишку, зайчика и др.
Вид: дидактическая игра по познавательному развитию
Название: «Сравнение игрушек»
Цель: Формировать у детей умение сравнивать знакомые предметы, называть их цвет, величину.
Материал и оборудование: Неваляшки (игрушки) - большая и маленькая, обязательно разных цветов.
Ход: Воспитатель. (Покачивает игрушку, раздаётся звук.)
Кукла я интересная, вам теперь уже известная,
Я верчусь туда-сюда и кручусь вокруг себя.
Радует мой музыкальный звук.
Скажите, как меня зовут?
(Неваляшка) Неваляшки бывают разные - зелёные, жёлтые, красные, маленькие и большие. Все очаровательные такие! Давайте рассмотрим эту игрушку. Что есть у куколки? (Голова, туловище.)Какой формы туловище? (Круглое.) Подойди сюда, Юля, покажи ребятам, какое оно круглое. А голова какой формы? (Тоже круглая.) Какое туловище по величине? (Большое.) А голова какая по величине? (Маленькая.) Какого цвета наша неваляшка? (Зелёная.) Ещё какого цвета бывают неваляшки? (Красного, синего.) Воспитатель достаёт из коробки неваляшек разных цветов и размеров. Все ли неваляшки одинаковые? (Все разные.) Чем они отличаются? (По цвету и величине.)
Вид: дидактическая игра по познавательному развитию
Название: «Найди мишку»
Цель: Знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушка мишка; находить ее изображение на картинках.
Материал и оборудование: Картинки с изображением разных игрушек (заяц, грузовик, кукла, 2-3 изображения мишки, мольберт.
Ход: Воспитатель прикрепляет на мольберт картинки с изображением игрушек, затем, указывая на них, просит детей показать мишку: «Здесь, на картинках, тоже есть мишки, но они спрятались среди других игрушек, найдите их».
Вид: дидактическая игра по познавательному развитию
Название: «Овощи и фрукты»
Цель: Закрепить знания детей об овощах и фруктах; понимать и правильно выполнять задания педагога; развивать внимание.
Материал и оборудование: Коробка, корзина, муляжи овощей и фруктов.
Ход: Сначала дети вместе с воспитателем рассматривают муляжи овощей и фруктов, которые воспитатель достает из корзины (овощи) и коробки (фрукты). После того как овощи и фрукты будут названы, воспитатель раздает их детям. Затем воспитатель ставит корзину и коробку на стульчики в разных местах комнаты. Дети рассматривают свои муляжи овощей и фруктов. В начале игры дети ходят по комнате. По сигналу воспитателя они складывают свои муляжи овощей в корзину, а фруктов – в коробку. Если дети ошибаются, воспитатель вместе с ними исправляет ошибку. При повторении игры дети обмениваются муляжами овощей и фруктов, а воспитатель меняет местами коробку и корзину.
Игры по речевому развитию.
«ЧЕЙ ГОЛОС?»
Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.
В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.
- Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)
Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные’ игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне.
«ДОБАВЬ СЛОВО»
Цель: находить нужное по смыслу слово (глагол).
Материалы: кукла Гена, или любая игрушка.
Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать.
Гена.
Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол. (подметать). Я умею пыль. (вытирать). Я умею посуду. (мыть, полоскать). Я умею постель. (застилать). Я умею цветы. (поливать). Я помогаю стол. (накрывать). Я помогаю тарелки. (расставлять). Я помогаю вилки. (раскладывать). Я помогаю крошки. (сметать). Я помогаю комнату. (убирать). При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к индивидуальным. (Глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Гена).
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Цель: Ориентируясь на окончания глаголов, подбирать слова.
Материалы: Кукла Буратино, любая игрушка.
Взрослый рассказывает, что Буратино хотел почитать детям стихи, но по дороге растерял все последние слова. Предлагает помочь Буратино. Читает стихи, дети договаривают нужные слова.
Голосок твой так хорош — Очень сладко ты (поешь).
(С. Маршак.)
Зайка звонко барабанит, Он серьезным делом (занят).
(И. Токмакова.)
Телефон опять звонит, От него в ушах (звенит).
(А. Барто.)
Скачут побегайчики —
Солнечные зайчики.
Где же зайчики?
Ушли.
Вы нигде их не (нашли?
(А. Бродский.)
Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман (пришить) И платочек (положить).
(3. Александрова.)
В заключение дети могут сами почитать Буратино стихи.
У КОГО КТО?»
Цель: Составлять описание игрушки вместе со взрослым или другим ребенком.
Взрослый и ребенок составляют описания разных животных. Начинает взрослый.
— У меня утенок.
Ребенок называет свою игрушку
— Ay меня цыпленок.
— Утенок желтый.
— И цыпленок желтый.
— У утенка большие красные лапы.
— А у цыпленка лапки маленькие. И т. д.
Сначала берутся игрушки, похожие друг на друга внешне, отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать совсем разные игрушки. Например: лягушонка и гусенка, медведя и зайца, курочку и козлика.
Чего не стало»?
Цель: Развитие зрительной памяти.
На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек).
Художественно-эстетическое развитие.
«Пластилиновая живопись»
Цели: развивать творческую фантазию детей, чувство цвета, мелкую моторику руки.
Ход игры : ребятам предлагается смешать 2 - 3 кусочка пластилина разного цвета, до получения причудливых разводов и пятен и размазать пальцем по листу бумаги
Необычные рисунки
Цель: Развить воображение, фантазию и творческое восприятие ребенка.
Ход игры : Воспитатель говорит: «Дети, на завтрак сегодня была манная каша. Она очень вкусная, полезная и её нужно обязательно кушать. А вы знаете, что манную кашу не только едят, но и с помощью неё создают необычные картины». Педагог приглашает желающих нарисовать такие картины. Дети садятся за стол, и воспитатель показывает, как можно рисовать на манке пальчиками солнце, дождик, круги, травку, причудливые узоры и т. д.
«Колобок»
Цель. Закреплять умение детей скатывать из комочка пластилина шар и полоску; развивать умение видеть красоту цвета на фоне разных объектов.
Ход игры Воспитатель. Ребята, вы помните сказку «Колобок»? Жили-бы-ли дед и баба. Испекла как-то баба колобок и оставила студиться на окне, а колобок-то и убежал. (Лепит колобок из большого комка путем отщипывания.)
»Волшебные ладошки»
Цель: : развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики
Ход игры : ребенок в краску опускает ладошку и делает отпечаток на листке бумаге.
«Веселые штампы»
Цель: упражнять приемам нетрадиционной техники рисования способам штампа
Ход игры : ребенку предлагается штампы сделанные из картофеля, морковки, свеклы и др. он опускает их в краску и делает отпечаток на листе бумаги.
Восприятие художественной литературы, фольклора
Чтение художественной литературы
1.. Рассказывание сказки «Колобок»
Цель. Упражнять детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; подвести к моделированию: учить точно отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу.
2. «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»
Цель: Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения А. Барто; формировать положительное отношение к поэзии.
3. Сказка «Рукавичка»
Цель: Познакомить с новой сказкой, вызвать желание возвращать к ней неоднократно, упражнять в умении отгадывать загадки.
4. Рассказывание русской народной сказки «Репка»
Цель: Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели; выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи.
5. Русская народная песенка «Пошёл котик на торжок…»
Цель: Познакомить с содержанием народной песенки; упражнять в умении слушать и отвечать на вопросы воспитателя; формировать округлые комочки из пластилина.
6 .Рассказ Е. Чарушина «Ёж»
Цель: Познакомить с новой рассказом, формировать умение слушать молча, не отвлекаясь; познакомить с повадками ежа.
7. Чтение художественной литературы. «В магазине игрушек» Ч. Янчарского, перевод с польского В. Приходько.
Цель. Упражнять детей слушать и воспринимать литературное произведение
8. Потешки, прибаутки: «Петушки», «Чем ты занят, заяц?» «Шлепают гуськом».
Цель: Продолжать знакомить с потешками и прибаутками. Уточнять знания детей о потешках.
8. Чтение р. н. с. «Теремок»
Цель: продолжать развивать память детей, речь.
9. Чтение стихотворений об осени, зиме, весне, лете
Цель: Познакомить детей со стихотворениями о временах года, приобщать их к высокой поэзии.
10. загадывание и Разгадывание загадок
Цель: Формировать умение детей загадывать и отгадывать загадки.