Татьяна Морозова
Игры и упражнения с мячом для развития пространственных ориентировок
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей с проблемами речевого развития характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентировке в пространстве, а в дальнейшем трудности при обучении в школе. Помочь в решении этой проблемы могут игры иупражнения с мячом, направленные на возможность определения себя и предмета в пространственном поле, отработку силы и точности движения;эти игры не требуют большого пространства и могут проводиться в домашних условиях. Мячик можно использовать резиновый,теннисный или сшитый из ткани. Речевое сопровождение игр и упражнений с мячом помогает быстрее освоить пространственную терминологию, способствует закреплению правильного звукопроизношения (при непосредственном его контроле) и развитие лексико-грамматического строя речи детей.
Публикация «Игры и упражнения с мячом для развития пространственных ориентировок» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Мяч, мячик
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игра «Вратарь»
Цель: Закрепление умения ориентироваться в правой и левой сторонах пространства; развитие быстроты и точности движения.
Ход игры : Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая, куда кидает мяч.
Раз, два, три –
справа (слева) мяч, смотри!
Ребенок, делая вратарское движение в заданном направлении, должен поймать мяч.
Игра «Вправо-влево прокати, только мяч не упусти»
Цель:закрепление умения ориентироваться в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.
Оборудование: маленькие мячи или шарики.
Ход игры : Все садятся вокруг стола. Ребенок прокатывает мяч по столу к взрослому или другому ребенку по инструкции взрослого: «Кати мяч влево (к маме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к маме?». Важно удержать мяч на столе.
Игра «Мячик прыгает ко мне – по груди и по спине»
Цель: закрепление умения ориентироваться в собственном теле и пространстве (справа – слева, впереди - сзади, закрепление употребления предлогов.
Ход игры : ребенок выполняет задания по инструкции взрослого:
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне.
Игра «Попади в ворота»
Цель: развитие моторики, закрепление умения ориентироваться в пространстве (справа – слева, впереди – сзади, прямо).
Ход игры : По заданию взрослого дети прокатывают мяч в ворота из кубиков или кеглей, которые расположены в разных направлениях (прямо, сзади, слева, справа).
Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»
Цель: развитие ловкости, внимания, закрепление умения ориентироваться в пространстве, (справа – слева); умения словесного обозначения действия.
Ход игры. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга лицом в центр. Перекидывают мяч друг другу со словами: «Мяч бросаю вправо, папе. Папа, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»
Упражнения для ног с элементами самомассажа
Ход упражнения. Выполняется сидя на стульчике.
1. Катать мяч вперед-назад стопами правой и левой ноги поочередно со словами:
Разомнем мы ноги сами,
Покатаем мяч ногами.
Правой ногою туда и сюда,
Левая все повторяет всегда
2. Мяч катается одновременно двумя ногами вперед-назад со словами:
Обе ноги мы на мячик поставим,
Взад и вперед покататься заставим.
3. Мяч катается двумя ногами одновремен6но по кругу со словами:
Круг на полу нарисуем мячом
Только ногами – не лбом, не плечом.
Упражнение «Кошечка с мячиком»
Ход упражнения. Выполняется стоя на коленях (сидя на пятках). Прокатывание мяча вокруг себя вправо и влево со словами:
Мячик катится вокруг,
Мой веселый круглый друг.
Задания:
Кати мяч вправо.
Кати мяч влево.
Литература: Леонова О. А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.