Людмила Васильева
Игры и упражнения при обучении детей грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить педагогов с системой игр и упражнений по обучению грамоте детей дошкольного возраста.
Пятый-шестой год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему дошкольников начинают вводить в звуковую систему родного языка с пяти лет.
Публикация «Игры и упражнения при обучении детей грамоте» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
В старшей группе дети учатся правильно понимать и употреблять термины «слово», «часть слова», «звук», вслушиваться в звучание слова. Делят двух- трёхсложные слова на части, сравнивают слова по протяженности, находят длинные и короткие слова.
В этом возрасте дошкольники должны овладеть ещё одним умением: выделять и называть первый звук в слове, последний звук. Дети должны различать понятия, как гласные и согласные звуки, определять их количество и местоположение в слове.
Ведущая деятельность ребенка – игра, а, следовательно, обучение должно проходить в занимательной, игровой форме. Играя, дети лучше усваивают новый материал, а использование системы речевых игр позволяет им успешно овладеть звуковым анализом, с интересом узнавать особенности слов, учиться применять их в речи.
Ниже предлагаются игры, которые педагогом может использовать и на занятиях по обучению грамоте, и отдельно. Представленная система игр и упражнений, поможет ребенку научиться различать понятия звук и буква, подготовит его к чтению, сформирует элементарные навыки элементарного письма («печатания»).
Игра «Волшебный куб».
Я приготовила куб с заданями. На гранях куба даны схемы заданий. Ребенок бросает куб и по схеме, которая указана на грани, выполняет задания.
1сторона куба. Игра «Назови первый звук в слове. Какой он: твердый или мягкий?»
Цель: выработка навыка определения первого звука в слове, учить различать твердые и мягкие согласные.
Ход игры : взрослый показывает картинку, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его, какой он: твердый или мягкий. Если твердый, то ребенок должен показать карточку с молотком, если мягкий- с подушкой.
2 сторона куба. Игра «Звенит- не звенит»
Цель: учить различать звонкие и глухие согласные.
Ход игры : воспитатель показывает картинки. Если на картинке в начале слова звонкий согласный, то ребенок поднимает карточку с колокольчиком, если глухой- карточку, где колокольчик зачеркнут.
3 сторона куба. Игра «Измерь слово»
Цель: развивать у детей понятие слог; упражнять в делении слов на слоги, определять количество слогов в слове.
Ход игры : взрослый предлагает картинки, надо правильно расселить животных по вагонам по количеству слогов.
4 сторона куба. Игра «Найди слово, которое спряталось в названиях картинок»
Цель. Учить ребенка выделять звуки из слов, запоминать звуки и составлять из них слово. Из названия каждой картинки запомни первый звук, последний звук и составь слово.
1-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни первый звук.
Образец: Картинки: шапка, автобус, рак.
Звуки: ш, а, р.
Слово: шар.
2-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни последний звук.
Образец: Картинки: комар, трава, сок.
Звуки: р, а, к.
Слово: рак.
5 сторона куба. Игра «Дорисуй букву».
Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать? Предложите дописать недостающие элементы, чтобы получилась буква. Игра развивает воображение, поможет предупредить ошибки при написании букв.
6 сторона куба. Игра «Собери слова из букв»
Даны картинки, буквы и схемы слов. Возле каждой схемы даны картинки.
Предложите ребенку правильно расположить буквы в схемах так, чтобы получилось слово.
Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.
НЕ надо превращать обучение в детском саду в школьный урок. Дошкольники должны получать знания только в игровой форме. Радуйтесь успеху каждого ребенка и помогайте преодолеть трудности в обучении.