Ульяна Чернова
Игры и упражнения по профилактике и коррекции плоскостопия
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения и игры для
профилактики
и коррекции плоскостопия
В лесу
В роще вырос можжевельник, Переступают с ноги на ногу
И в тени его ветвей
Появился муравейник,
Поселился муравей. Поднимаются на носки и
опускаются на всю стопу.
Он из дома спозаранку
Выбегает с веником,
Подметает он полянку
Перед муравейником, Сводят и разводят носки ног.
Замечает все соринки,
Начищает все травинки, Соединяют носки вместе,
сводят и разводят пятки.
Каждый куст,
Каждый месяц,
Каждый день.
Публикация «Игры и упражнения по профилактике и коррекции плоскостопия» размещена в разделах
- Игры для детей
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
А однажды муравьишка Поднимаются на носки и
опускаются на пятки.
Подметал дорожку.
Вдруг упала с елки шишка,
Отдавила ножку.
Медведь
Ой-ее-ее-ечки! Поднимаются то на носки, то на пятки
Спал медведь на коечке!
Свесились в кроватки Поднимаются на носки и
на пятки,
Две босые пятки. расположив стопы на одной линии
носками внутрь.
Две босые, две смешные, Поднимаются на носки и на
пятки, расположив
Ой, смешные пятки! стопы носками наружу
Увидала Мышка, Переминаются с ноги на ногу.
Мышка – шалунишка,
Влезла на кроватку, Делают выпад ногой вперед. Затем
разворачиваются
Хвать его за пятку на 1800, поменяв опорную ногу
Зайка
Зайка серый скачет ловко, Идут поскоками.
В лапке у него морковка.
Мы ходили по грибы, Идут на носках.
Зайца испугались.
Схоронились за дубы, Идут с перекатом с
пятки на носок.
Растеряли все грибы.
А потом смеялись – Стоят на месте, поднимаются на носки
Зайца испугались и опускаются на всю ступню
Весна
По полям бегут ручьи Бегут «змейкой».
На дорогах лужи. Идут выпадами («перешагиваем
через лужи»).
Скоро выйдут муравьи Идут на пятках.
После зимней стужи.
Пробирается медведь Идут на внешнем своде стопы
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, Стоя на месте, поднимаются на носки,
поднимая руки.
И расцвел подснежник. «Качелька» (поднимаются
на носки и опускаются на пятки)
Зоопарк
Слон шагает по дороге. Идут с перекатом с пятки на
Отчего он босоног? носок.
На свои большие ноги
Он сапог найти не мог.
Посмотри, как медленно Идут по лежащему на полу канату
Ходят черепашки! прямо
Как будто переносят
Они большие чашки!
С места на место, Идут по канату боком.
Чашки и блюдца
Носят осторожно:
Вдруг разобьются?
В путь берет с собой верблюд Идут на пятках, руки за спиной в
Полный горб готовых блюд. «замке».
И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура! Ура!»
Веселые спортсмены
Собираемся в поход,
Много нас открытий ждет: Ходьба по гимнастической палке Дружно ножки разминаем
И по палкам мы шагаем. Ходьба крадучись с постановкой
Пробираемся вперед, ноги с носка на всю ступню.
Может, там нас кто-то ждет. Легкий бег.
На поляну мы попали
И кого там увидали?
Важно цапля прошагала, Ходьба на месте, высоко поднимая
Ноги высоко держала. бедро с «подошвенным сгибанием» стопы
А павлин, увидев нас,
Поднял шею восемь раз.
Здесь лисичка пробегала Ходьба по дорожке с
И следы хвостом сметала. нарисованными на ней следами
Паучок на пне сидит
И ногами шевелит. Активное сгибание и разгибание стоп
Под кустом кузнечик спал, Повороты голени внутрь и наружу
Ноги вывернув держал.
Белки весело играли,
Шишки зайчикам бросали. Катание мяча внутренними сводами стоп
Испугался воробей Прыжки на месте и с небольшим
И запрыгал от зверей. продвижением вперед
Упражнение "Каток" : поочередно ногами катать вперед-назад мяч, скакалку или бутылку.
Упражнение "Разбойник" : ребенок сидит на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
Упражнение "Маляр" : сидя на полу с вытянутыми ногами, ребенок проводит большим пальцем одной ноги по подъему другой от большого пальца к колену. Повторить 3-4 раза. Поменять ноги.
Упражнение "Сборщик" : сидя на полу с согнутыми ногами, собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки, и складывать их в кучку. Поменять ноги. Можно перекладывать предметы из кучки в кучку.
Упражнение "Художник" : сидя на полу с согнутыми ногами, рисовать на листе бумаги карандашом, зажатым пальцами ноги. Поменять ноги.
Упражнение "Гусеница" : сидя на полу с согнутыми ногами, согнуть пальцы ног и подтягивать пятку вперед, затем снова расправить пальцы и повторить движение. Можно одновременно обеими ногами до тех пор, пока пальцы касаются пола.
Упражнение "Кораблик" : сидя на полу, согнуть ноги, чтобы подошвы прижались друг к другу. Выпрямлять колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу.
Упражнение "Барабанщик" : сидя на полу с согнутыми коленями, стучать по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
Упражнение "Хождение на пятках" : ходить на пятках, не касаясь пола, пальцами и подошвой.
Упражнение "Мельница" : сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в разных направлениях.
Упражнение "Окно" : сидя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.
"Зебра" Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки и т. д.).
"Цветочная поляна" На плотную ткань нашиваются различные предметы (пуговицы, пластмассовые цветы, косточки от счет и т. д.).
"Извилистая дорожка" На полоску плотной ткани нашивается веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.
"Полоса препятствий" Поролон делится на квадраты 5050 см и обшивается плотной тканью. На каждый квадрат нашиваются различные раздражители для стоп (палочки, карандаши, пуговицы, пластмассовые крышки от бутылок, веревочки различной длины и толщины и т. д.). Квадраты соединены между собой различными способами: шнуровкой, замками "молниями", пуговицами, карабинами и т. д.
Рыбки и акулы
Выбирают водящего — "акулу", остальные дети — "рыбки". По сигналу "Раз, два, три — лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони "акулы", игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.
Правила:
• разбегаться можно только после команды "Лови!";
• если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий "салит" его;
• пойманные "рыбки" отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
Футбол
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
Кораблики
Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.
Игра-имитация Перейди в брод
Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).
Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.
Эстафета с машиной
Оборудование: машина с веревочкой.
Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.
Эстафета «Загрузи машину»
Усложненный вариант. Соревнуются две команды
Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.
Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.
Эстафета с палочкой
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Оборудование: палочки длиной 20 см.
Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.
Эстафета «Построим лесенку
Усложненный вариант. Соревнуются две команды
Оборудование: то же.
Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.
Ножницы
Цели: укрепление мышц нижних конечностей, участвующих в формировании свода стопы.
Давайте представим, что наши ножки — ножницы.
И. п. : лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы «ножницы» хорошо резали, ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза. ( Второй вариант: и. п. — лежа на спине.)
Нарисуй картину
Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.
" составляют узор по образцу и схеме.
Сложи узор
Оборудование: то же и образец — схема-рисунок. Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные рисунки по схеме.
Найди клад
Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.
Рисуем кистью
Оборудование: бумага, гуашь, кисти.
Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т. п.).
Поймай рыбку
(Достань жемчужину)
Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки, камешки.
Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).
Стирка
Оборудование: платочки (салфетки).
На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.
Муравейник
Передача палки ногами от одного ребенка другому (1 мин.)
Муравейник строить нужно,
За работу взялись дружно
Палочки передаем,
От работ не устаем.
Цапля
Цапля важно так шагает,
Выше ноги поднимает. Ходьба с высоким подниманием колена
Ну а ласточка стрелой
Полетела за другой. Легкий бег
Утка с боку на бок переваливается, Ходьба на наружных краях стоп
Ей ходить так очень нравится.
А веселые галки Ходьба по гимнастической палке
Ходят по палке – прямо и боком
Туда, сюда, обратно,
Очень им приятно!
Лягушки («Лягушата»)
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква-ква!
Скачут, вытянувши ножки!
И. п. : встать на четвереньки, присесть, пальцами рук касаться пола. Колени развести, руки между коленями. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и. п. ( Второй вариант: с продвижением вперед).
Средь деревьев, на болотце,
Есть свой дом у лягушат.
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут, не жалея ножки.
Достань палочку
Цели: укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.
И. п. : лежа на ковре, ноги согнуты в коленях. Поднять ноги и прижать их к груди. Затем достать до гимнастической палки прямыми ногами. Палка на высоте 30—35 см.
Качели
Цели: укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.
И. п. : сидя на корточках. Пружиня в коленях и щиколотках, покачиваться на счет ведущего.
Велосипед
Цели: улучшение кровообращения в ногах, укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей, развитие координации движений.
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед,
А за ним комарики на воздушном шарике,
А за ними раки на хромой собаке.
И. п. : лежа на полу, руки вдоль туловища. Делать круговые движения ногами, руки упираются об пол.
Осень
Цели: тренировка умения координировать движения, укрепление связочно-мышечного аппарата.
Осень, осень, листопад, Ходьба по залу обычным шагом.
Листья желтые летят. Легкий бег по залу, руки в
стороны, вверх.
Покружились, покружились Покружиться.
И на землю опустились. Присесть, руки вниз, в стороны
Идем к маме
Цели: укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, развитие координации движений.
Дети выполняют движения под речевое сопровождение.
Чтобы к мамочке прийти,
Долго надо нам идти.
По дорожке мы пойдем, Преодолевая полосу препятствий
Через мостик перейдем, следить за осанкой.
Проползем мы под забором
И зайдем в широкий двор.
Там и мамочку найдем.
Часики
Цели: тренировка координации движений, развитие мышц голеностопного сустава и мышц, формирующих стопу.
И. п. — о. с: поднять левую (потом правую) ногу. Поворот стопы наружу, затем поворот стопы внутрь (4—6 раз).
Не урони
Цели: развитие координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей.
И. п. : стоя на четвереньках, с опорой на колени и кисти рук, на спине лежит мешочек с песком. Спину прогнуть, голову приподнять. Ползать по площадке, не уронив мешочка с песком.
Малые качели
Цели: тренировка координации движений, развитие мышц голеностопного сустава и мышц, формирующих стопу.
И. п. — о. с: стоя на носках. Опуститься на пятки, снова подняться (8—10 раз).
Помогаю ножкам
Цель: профилактика плоскостопия.
1. Ходьба на носках, не сгибать ноги, положив руки на пояс; держать туловище прямо.
2. Ходьба на наружных краях стоп. Ходить по площадке, положив руки на пояс, опираясь на наружные края (как «мишка косолапый») 2—5 мин.
3. Ходьба по наклонной плоскости. Доска шириной 10—20 см приподнята одним концом на высоту 25—30 см. На носках в медленном темпе пройти по доске вверх и вниз 5—10 раз.
4. Ходьба по палке. Ходить по гимнастической палке, которая лежит на полу, отводя ступни наружу, подняв руки в стороны, в медленном темпе. Повторить 5—10 раз.
5. Катание мяча. Катать ступней положенный на пол небольшой упругий мяч (2—5 мин поочередно каждой ногой).
6. Приседание на палке. Держась руками за рейку гимнастической лестницы, встать на палку, лежащую на полу возле стенки гимнастической; сделать приседание, опираясь то на одну, то на другую ногу. Повторить 5—10 раз в медленном
темпе.
7. Сгибание и разгибание ног.
И. п. : сидя на гимнастической скамейке (стуле, вытянуть ноги. Поочередно сгибать и разгибать стопы, не отрывая пяток от пола. Повторить 10—20 раз в среднем темпе.
8. Захватывание мяча. И. п. : сидя на гимнастической скамейке (стуле). Захватывать ногами, поднимать и перекладывать по полу кубики, мячи (мячи, которые лежат на полу в обруче, можно складывать в малую корзину) 1—3 мин.
9. Балансировка на мяче.
Встать на слабо надутый большой мяч. Меняя положение рук, слегка перебирая ступнями, пытаясь удержаться на мяче.