Ирина Дубинина
Игры и упражнения, направленные на развитие глагольного словаря у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая работа по формированию глагольной лексики у дошкольников с ОНР является одним из основных направлений работы по коррекции речевых нарушений и осуществляется по следующим направлениям :
1. Расширение объема словаря.
2. Формирование структуры значения слова.
3. Развитие лексической системности и семантических полей.
Публикация «Игры и упражнения, направленные на развитие глагольного словаря у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
4. Формирование парадигматических и синтагматических связей слов.
6. Уточнение грамматического значения слова.
Выделение этих направлений во многом является условным, так как в едином процессе формирования лексики они часто переплетаются, взаимодействуют. Однако выделение этих направлений важно для осознания тех языковых процессов, которые необходимо развивать у детей.
Специально организованная коррекционно-логопедическая работа, направленная на обогащение и активизацию глагольного словаря, а также умение правильно образовывать и употреблять в речи грамматические формы глаголов может способствовать своевременному и эффективному формированию правильной речи дошкольников с ОНР.
Обогащение глагольного словаря проводится в следующей последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, движения животных, далее закрепляется глагольный словарь по темам : «Кто (или что) какие звуки издает?», «Кто что делает?» (параллельно с уточнением названий профессий людей).
В процессе работы над глаголами особенно большое внимание уделяется их закреплению в контексте: в словосочетаниях, предложениях, тексте.
Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования целесообразно включать в процесс обучения игры и упражнения на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова и овладение системой грамматических значений, закрепление связей между словами.
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны.
Далее предлагаются дидактические игры и задания по развитию глагольной лексики.
1. Дидактическая игра на развитие смысловых и вербальных ассоциаций «Кто быстрее назовет слово».
Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, которое вспомните. За каждое слово вы получаете фишку.
«Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать… и т. д.
2. С целью объединения и группировки слов на основе различных семантических признаков детям можно предложить следующее игровое упражнение :
«Назови лишнее слово».
Логопед называет ряд слов от лица Незнайки и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить Незнайке, почему это слово лишнее.
«Думать, ехать, размышлять, соображать».
«Бросился, ринулся, накинулся, слушал».
«Ненавидеть, презирать, наказывать».
«Приехал, прибежал, укатился, приплыл».
«Выбежал, вошел, вылетел, выскочил».
«Налил, насорил, вылил».
«Подбежал, вошел, подошел».
3. С целью объяснения значения слов – глаголов предлагается следующая игра «Объясни без слов».
Одни дети показывают действие с помощью движений, мимики, пантомимики, а другие отгадывают.
4. С целью развития антонимии рекомендуются следующие игровые задания:
«Выбери из трех слов два слова – «неприятеля».
-давать, продавать, отдавать
-поднимать, опускать, брать.
-покупать, продавать, отдавать
-говорить, идти, молчать и т. д.
Закончить предложение и назвать слова – «неприятели».
Продавец продает, а покупатель…
Друзья часто ссорятся, но легко …
Легко заболеть, но трудно…
Воспитатель спрашивает, а дети…
Сначала гостей встречают, а потом…
При встрече здороваются, а при расставании…
Вечером ложатся в кровать, а утром… и т. д.
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.
Одеть -, бросить -, положить -, купить -, поднять -, спрятать -… и т. д.
5. С целью развития синонимии глаголов предлагаются следующие игровые задания:
А) «Выбери из трех слов – действий два слова – «приятеля».
-взять, схватить, идти;
-думать, ехать, соображать;
-торопиться, спешить, ползти;
-радоваться, веселиться, наряжаться и т. д.
Б) «Поможем братцу зайке придумать слова –«приятели».
На картинке два зайчика – близнеца. Логопед называет слово от имени одного зайчика, а дети подбирают синоним (братцу – зайчику).
Льется – (течет)
Глядеть – (смотреть)
Торопиться – (спешить) и т. д.
Для успешной работы по формированию глагольной лексики нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Такая система будет обеспечивать не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребёнка.
Список литературы:
1. Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова «Преодоление речевых нарушений у дошкольников». Санкт-Петербург Издательство «СОЮЗ», 2001.
2. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». Москва «Просвещение», 1990.
3. А. П. Клименко «Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение.» Минск, 1974.