Ольга Васильева
Игры и упражнения, направленные на развитие диалогической речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения направленные на развитие диалогической
речи дошкольников
Тема «Знакомство»
Незнайка знакомится с детьми
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Давайте с вами познакомимся. Меня
зовут Ольга Александровна. Обращается к детям:
— А тебя как зовут?. Очень приятно. А твое имя как?. Очень красивое
имя. А ты кто?. Я очень рада. А как зовут эту девочку? А мальчика? Как
зовут воспитателя? Няню? Заведующую?
Сейчас к вам придет знакомиться один сказочный герой. Заходит
Незнайка.
Публикация «Игры и упражнения, направленные на развитие диалогической речи дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Незнайка. Здравствуйте, дети! Дети. Здравствуй,
Незнайка.
Незнайка. Я хочу познакомиться с детьми. Что мне нужно говорить?
Воспитатель. Дети, кто поможет Незнайке? Что ему нужно говорить? А
как еще можно знакомиться?
После ответов детей подводит итог, обращаясь к Незнайке:
Нужно подойти и спросить: «Как тебя зовут?» А когда тебе ответят,
назвать свое имя: «Меня зовут Незнайка». Так ты и познакомишься со
всеми детьми.
Незнайка. А можно наоборот, сначала назвать свое имя, а потом спросить,
как зовут ребенка?
Воспитатель. Ну, конечно, можно! Знакомиться можно по-разному,
например : «Меня зовут Незнайка, а тебя как?», «Мое имя Незнайка. А твое
как?», «Я — Незнайка. А ты кто?»
(Незнайка знакомится с детьми, используя образцы.)
Незнайка. А как познакомиться со взрослыми? Ведь, чтобы обратиться ко
взрослому, нужно знать его имя?
Воспитатель. Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, как вас зовут?»
(Незнайка обращается с этим вопросом к няне, воспитателю.)
Назовите имя
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку и говорит:
«Как тебя зовут?» («Как твое имя?» «Ты — кто?»). Ребенок ловит мяч и
отвечает: «Меня зовут Катя» («Мое имя Света», «Я — Костя»).
Затем воспитатель задает следующие вопросы: Как зовут мальчика рядом
с тобой? Как зовут девочку в красном платье? Как зовут твою подругу
(друга? — Как зовут твою маму (сестру, брата?
Один и тот же вопрос воспитатель задает нескольким детям подряд. Для
тренировки внимания и скорости речевой реакции вопросы задаются
вразброс.
Дидактический рассказ
Незнайка приносит книжку, в которой попадаются пустые места. Незнайка
просит детей придумать дальше и заполнить пропуск.
Волшебная травка зверобой (по мотивам сказки С.
Козлова)
Был солнечный летний день. Медвежонок и Ежик пошли гулять на
полянку, где росли полевые цветы.
—Сколько цветов! Давай с ними познакомимся! — предложил Ежик.
Медвежонок подбежал к Ромашке:
—Какой красивый цветок! Желтая головка и белый воротничок из
лепестков. (Как Медвежонок познакомился с Ромашкой)
А Ежик нюхал Василек. (Как они познакомились)
—А! Я тебя знаю: «В голубых рубашках васильки целый день гуляли у
реки», — рассказал Ежик.
—Правильно! — согласился Медвежонок. — Эти стихи я тоже знаю. А
это кто?— Он подошел к цветку, которого звали Кашка. (Что спросил
Медвежонок)
—А из тебя что, кашу варят, да?
—Нет, меня так зовут.
А Ежик уже звал Медвежонка:
— Посмотри, что я нашел! — И зазвенел колокольчиком. — Слышишь?.
(Как они познакомились с цветком- Колокольчиком)
— Дай я попробую!— Медвежонок лег с Ежиком и позвонил в
Колокольчик. — Как хорошо он звенит! А это кто?
—Не знаю, — сказал Ежик. (Как они познакомились с незнакомой
травкой)
—Травка, — обратился к цветку Медвежонок, — ты кто?
—Я— Зверобой, — важно сказал Зверобой.
—Кто-кто?
—Зверобой обыкновенный.
—Слушай, — шепнул Ежику Медвежонок, — он зверей бьет. Бежим
отсюда!
—И никого я не бью. Я— полезный. Я— травка от 99 болезней. Заболит
живот или сердце, или кашлять начнете, а я — тут как тут. А как хорошо со
мной чай пить зимой! Вот наметет снегу, тогда.
—А как же мы с тобой будем чай пить, если тебя занесет снегом?
—А вы возьмите меня с собой, посадите на печку, стану я к зиме
сухонький. Тогда с медом.
—Мед я люблю, — сказал Медвежонок. —Давай его возьмем с собой, а?
— обратился он к Ежику. — А зимой, когда ты придешь ко мне в гости, я
тебе скажу: «А помнишь, Ежик, мы с тобой летом бегали по полянке,
помнишь, встретили Зверобоя, а он — вот он, на печке!» И нам сразу станет
тепло и весело, как будто вернулось лето.
Незнайка привел своих друзей знакомиться
Незнайка. Ребята, я рассказал о вас своим друзьям, и они тоже захотели с
вами познакомиться.
(На столе стоит несколько игрушек (3—4). Столько же детей выходят
знакомиться с ними.)
Саша. Как тебя зовут?
Гном (роль гнома выполняет воспитатель). Меня зовут Вася. Я — Гном.
А тебя как?
Саша. А я — Саша. Очень рад познакомиться.
(Саша получает в руки гнома. Теперь он исполняет его роль.)
Следующий ребенок, который захочет познакомиться с гномом Васей,
заменит Сашу, который может знакомиться со следующей понравившейся
игрушкой.
Упражнение длится, пока все дети познакомятся с куклами.
Остановимся — познакомимся
Дети образуют два круга— маленький и большой. С куклами в руках они
перемещаются в двух кругах в разном направлении (вправо-влево) и поют:
Мы бежим, бежим, бежим,
Потому, что мы спешим.
А теперь мы остановимся
И друг с другом познакомимся. Дети малого круга знакомят своих
кукол с соседями из большого круга. По сигналу круги опять перемещаются
под музыку. Дети знакомят кукол с новыми соседями.
Знакомьтесь, мой друг.
Незнайка приводит своего друга Знайку:
— Ребята, я хочу представить вам своего друга. Он очень хотел с вами
познакомиться.
Подходит к нескольким детям и говорит:
— Познакомьтесь, пожалуйста. Это — Знайка, а это — Сережа. Дети
могут пожать руку Знайке или просто кивнуть головой и отвечают:
---Очень рад.
—Очень приятно.
—Рад познакомиться и т. д.
После того как Незнайка представил Знайку пяти-шести детям, он
вспоминает, что очень спешит по какому-либо делу, и просит этих ребят
познакомить Знайку с остальными детьми. Теперь роль знакомящего дети
выполняют поочередно, представляя своих друзей и товарищей.
Теремок
Дети распределяют роли «Мышки», «Лягушки», «Зайца», «Лисички»,
«Волка» и «Медведя». Всех зверей может быть по нескольку, только
«Медведь-ловишка» должен быть один. Играющие берутся за руки, идут по
кругу и поют:
Стоит в поле теремок, теремок Он не низок, не высок, не высок. Вот по
полю, полю мышка бежит, У дверей остановилась и стучит.
«Мышки» вбегают в круг и спрашивают: Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет? Никто не отвечает, и Мышки остаются в кругу.
Дети снова идут по кругу и вызывают других «зверей».
Каждый вызванный задает тот же вопрос, что и предыдущий, а ему
отвечают дети, стоящие внутри круга: Я — мышка-норушка, Я — лягушкаквакушка и т. д.
Остается один «Медведь». Он входит в круг и на вопрос: «А ты кто?»
кричит: «А я — Мишка — всех ловишка».
Дети убегают, «Медведь» их ловит.
Страна Знакомств
Воспитатель. Я расскажу вам об одной сказочной стране. В этой
сказочной стране все жители очень любят знакомиться друг с другом. Эта
страна так и называлась —
Страна Знакомств. Как только жители страны встречали на улице
незнакомого прохожего, они тут же говорили: «Давай знакомиться», затем
протягивали друг другу руки и называли свое имя,
И вот однажды оказалось, что в стране уже не осталось ни одного
незнакомого жителя. Знакомиться стало неинтересно: все знали, как друг
друга зовут,
И тогда жители Страны Знакомств сделали вот что: каждый день они
придумывали себе новое имя. И знакомиться стало опять интересно, ведь
теперь уже никто не знал, какие имена у его знакомых. Вот такие веселые
жители были в этой стране.
Воспитатель предлагает детям поиграть в жителей Страны Знакомств. По
кругу расставляются по 2 стульчика спинками друг к другу. Дети садятся на
них. Под музыку или бубен внешний круг детей бежит влево, а внутренний
— вправо. Когда музыка смолкает, дети занимают стульчик, рядом с
которым остановились. Затем поворачиваются к своему соседу и знакомятся.
Правила игры
1) Бежать и останавливаться по сигналу.
2) Знакомиться с соседом по правилам Страны Знакомств (используя
знакомые речевые штампы).
3) При каждом знакомстве придумывать себе новое имя.
Дидактический рассказ с инсценировкой
Воспитатель читает сказку. Дети подсказывают нужные реплики на месте
пропусков. Воспитатель с детьми выбирает лучшую, записывает ее и имя
предложившего.
Затем, когда сказка придумана полностью, воспитатель предлагает
исполнить роли тем детям, чьи реплики были записаны; дает атрибуты к
игре и рассказывает сказку. Дети исполняют свои роли. Драматизация повторяется 2-3 раза с другими детьми. Реплики можно изменять, дополнять.
Если дети это делают сами — их нужно поощрять: «Послушайте, как
хорошо придумал Саша!»
Как Желтый Цыпленок, знакомился
Жил на свете цыпленок. Сначала он жил в теплом маленьком домике —
яйце. Но вскоре ему стало скучно одному, и он решил выбраться наружу.
Когда он вылупился из яйца, оказалось, что он желтый-прежелтый. Мама
Курица так его и назвала: Желтый Цыпленок.
Однажды утром Желтый Цыпленок решил прогуляться и познакомиться со
своими соседями. Он зашагал по тропинке и вскоре на ромашке увидел
красивую бабочку. Она была очень красивая, ее так и звали — Красивая
Бабочка.
— Доброе утро! — сказал Желтый Цыпленок. (Как поздоровалась
бабочка)
—Давай знакомиться! (Как цыпленок познакомился с бабочкой)
— Я очень рад, — сказал Цыпленок и зашагал дальше. Неподалеку
муравей тащил соломинку. Она была в несколько раз больше муравья, но
муравей легко с ней справлялся. Это был очень сильный муравей. Его так и
звали — Сильный Муравей.
—Доброе утро! — сказал Цыпленок. — Тебе не тяжело?
—Здравствуй, — ответил Муравей. — Не тяжело. Я — Сильный Муравей.
— А ты кто?
—(Что ответил Цыпленок)
Так Цыпленок познакомился и с Муравьем. Дальше по тропинке скакал
Серый Воробей. Цыпленок вежливо поздоровался:
Воробей ответил:
Желтый Цыпленок и с ним решил познакомиться:
— (Как Цыпленок знакомился с Воробьем)
Тропинка привела Цыпленка к речке. И тут он увидел
такого же Желтого Утенка, который купался в речке.
—Ты — кто? — удивился цыпленок.
—., — ответил Желтый Утенок и тоже спросил:. ?
—., —представился Цыпленок.
— Давай дружить!
И они подружились.
Тематическая беседа
1. Умеете ли вы знакомиться?— Спросить у нескольких детей: «Витя, как ты
думаешь, ты умеешь знакомиться?».
2. Знакомились ли вы с кем-нибудь? С кем? Где? Как ты это сделал? Кто
первый подошел? Что сказал? Что ответил?
3. Что вы говорите, когда хотите познакомиться? Как можно еще сказать подругому?
4. Как познакомиться со взрослым? (Если дети не ответят — рассказать.
Ввести фразы: «Давайте знакомиться», «Как Вас зовут?», «Как Ваше имя?»)
5. Нужно ли вообще знакомиться? Зачем? Можно ли играть вместе, если не
знаешь, как зовут друга. Можно ли дружить с незнакомым мальчиком или
девочкой? Как разговаривать с товарищем, если не знаешь его имени? Как
попросить помощь, если не знаешь, как обратиться?
6. Много ли у вас знакомых? — Спросить у нескольких детей: «Вы со всеми
дружите? Давно вы знакомы с ними?»
7. Знакомили ли вас родители с кем-нибудь, например, с гостями, с другими
детьми, как это было? Вам хотелось познакомиться? Вы стали друзьями?
8. С кем бы вы хотели познакомиться? (из сказочных героев детей,
взрослых). Что бы вы хотели узнать у него? Спросить? Сказать? Во что
поиграть?