Харитонова Марина
Игры и упражнения, направленные на формирование компонентов устной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения направленные на формирование компонентов устной речи.
1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи
1. Тема недели «зима»
Название игры «Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С»
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету
Публикация «Игры и упражнения, направленные на формирование компонентов устной речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Описание игровых действий: Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)
Инструкция: Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы.
- Посмотрите пожалуйста на картинку, которая лежит перед вами. Что на ней изображено?
-Найдите предметы на этой картине, в которых есть звук «С».
-На каждый найденный предмет положите фишку.
-Выиграет тот, кто найдет больше предметов.
Дети накладывают фишки на найденные картинки,
- проверим правильность выполнения задания и определим победителя. Подведение итогов.
Оборудование или материалы картинки, фишки.
Источник: https://infourok.ru/kartoteka-igr-i-uprazhnenij-na-razvitie-vseh-komponentov-rechi-4120994.html
Вариант игры : Находить картинки с другими звуками («ш», «р», «л»)
2. Тема недели: Русские народные сказки
Название игры : «Поиграем в сказку»
Возраст детей: 4-5 лет
Цель: Развитие фонетико-фонематической стороны речи
Описание игры : Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трё х вариантах:
Инструкция
-Ребята, давайте вспомним сказку репка.
-как разговаривал Михайло Иванович, Настасья Филипповна или Мишутка.
-попробуйте повторить фразы, которые они говорили, и их голоса.
- Кто сидел на моем стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
- Кто же был в нашем доме? И т. п.
Оборудование или материалы: картинки по сказке.
Источник : https://infourok.ru/kartoteka-igr-i-uprazhnenij-na-razvitie-vseh-komponentov-rechi-4120994.html
Вариант игры : взчть другую сказку и обыграть персонажи этой сказки.
2. Развитие связной речи
3. Тема недели: «осень к нам пришла»
Название игры : «Отгадай-ка»
Возраст детей: 4-5 лет
Цель: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Описание игры : Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает
Инструкция:
-Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит.
-Надо соблюдать правила игры : когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате.
- Описывать предметы мы будем по очереди. Кто ответил правильно, получает жетончик.
- перед началом игры каждый подумает, какой предмет он хотел бы описать, и как он его опишет.
Оборудование или материалы: Жетончики.
Источник : https://infourok.ru/kartoteka-igr-i-uprazhnenij-na-razvitie-vseh-komponentov-rechi-4120994.html
Вариант: -Воспитатель описывает предмет, а дети пытаются его найти.
-Описывать предметы определенной категорий, или находящиеся в определенном месте
4. Тема недели: «осень золотая»
Название игры : «Чего на свете не бывает»
Возраст детей: 4-5 лет
Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Описание игры : Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения
Инструкция:
- Посмотрите пожалуйста на картинки-нелепицы.
- правильно ли художник изобразил все на картине?
-что не правильно? Почему? Докажи?
- а как бы ты изобразил данную картину?
Оборудование или материалы: картинки-нелепицы
Источник : https://infourok.ru/kartoteka-igr-i-uprazhnenij-na-razvitie-vseh-komponentov-rechi-4120994.html
Вариант: Дети сами придумывают картинку-нелепицу. Объясняя чего не может быть.
3. Развитие лексической стороны речи
(формирования словаря)
5. Тема недели: «дом и домашний интерьер»
Название игры : «Четвёртый лишний»
Возраст детей: 4-5 лет
Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Описание игры : На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе.
Инструкция:
-Дети, посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. (Для каждого ребенка свой ряд).
-Рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя.
- почему выбрали именно картинку, почему она лишняя?
Ряд картинок для игры :
1. Рубашка, туфли, брюки, пиджак.
2. Яблоко, крыжовник, смородина, малина.
3. Телевизор, Шкаф, стул, кровать.
4. Кукушка, сова бабочка, сорока.
5. Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка.
6. Ромашка, береза, ель, тополь.
7. Помидор, огурец, морковь, слива.
8. Шапка, берет, шляпа, носок.
9. Топор, пила, ручка, рубанок.
10. Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц.
Оборудование или материалы: картинки для составления рядов,
Вариант: Самостоятельно составляют ряд картинок, вкладывая в него одну лишнюю, не правильную картинку.
6. Тема недели «домашние животные»
Название игры : : «Составь фразу»
Возраст детей: 5-6 лет
Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.
Описание игры : Предложить детям придумать предложения, используя данные им слова:
Инструкция:
-ребята посмотрите, у меня есть волшебный мешочек со словами.
-какие же тут интересные слова, послушайте.
- Давайте составим из слова …. предложение (предлагаю слово).
-какие интересные предложения у вас получились.
Оборудование или материалы: мешочек, карточки со словами.
Источник : https://infourok.ru/kartoteka-igr-i-uprazhnenij-na-razvitie-vseh-komponentov-rechi-4120994.html
Вариант: назвать слова в произнесенном воспитателем предложение.
7. Тема недели: «домашние животные»
Название игры : Эстафета
Возраст детей: 6-7 лет
Цель: активизация глагольного словаря.
Описание игры :. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.
Инструкция:
-сейчас мы с вами построимся в круг и поиграем в эстафету.
-эстафетная палочка передается по кругу. Тот у кого в руках палочка говорит какое-нибудь слово и передает дальше. Следующий быстро должен подобрать и назвать подходящее слово.
-если вы не можете назвать слово, то передаете палочку следующему.
-а теперь начнем игру, но палочка уже пойдет по кругу в другую сторону.
- и снова те же правила. Кто не успел придумать, передает дальше.
Ход игры : собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/ighry_i_uprazhnieniia_dlia_razvitiia_sviaznoi_ustnoi_riechi
Вариант: подобрать слова-противоположные по смыслу.
4. Развитие грамматического строя речи
8. Тема недели: «зима»
Название игры : «Распутай слова»
Возраст детей:4-5лет
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Описание игры : Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Инструкция:
- Послушайте мои предложения (проговариваю предложение).
- что в них не так, не правильно?
-попробуйте составить правильное предложение из этих слов.
-проговорите его, без ошибок.
Предложения для игры :
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
Источник : https://nsportal.ru/user/454441/page/igry-po-razvitiyu-vseh-sostavlyayushchih-komponentov-rechi-starshiy-doshkolnyy
Вариант: детям дается предложение. Их задача перепутать слова в данном предложение.
9Тема недели: «новый год»
Название игры : «Придумай предложение»
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Описание игры : Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.
Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры :
Инструкция:
- Сегодня мы будем придумывать предложения.
-Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему.
- Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий.
-Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если вы будете затрудняются при ответе, я вам помогу.
Оборудование или материалы: камушек
Источник : https://infourok.ru/kartoteka-igr-i-uprazhnenij-na-razvitie-vseh-komponentov-rechi-4120994.html
10Тема недели: «зима»
Название игры : «Доскажи словечко»
Возраст детей: 5-6 лет
Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа
Описание игры :. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
Инструкция:
-послушайте внимательно строчки из стихотворения. (читаю, не договаривая последние слова).
-какое слово я не произнесла?
-произнесите пожалуйста всю строчку стихотворения.
-молодцы, получаете жетончик.
(чтение стихов о зиме)
Оборудование или материалы: фишки
Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/ighry_i_uprazhnieniia_dlia_razvitiia_sviaznoi_ustnoi_riechi
Вариант: отгадать из какого стихотворения словечко, фраза, предложение.