Татьяна Стрелкова
Игры и упражнения на развитие восприятия формы у дошкольников с использованием трех типов перцептивных действий
▼ Скачать + Заказать документы
"
Игры и упражнения на развитие восприятия формы у дошкольников используя три типа перцептивных действий»
Различение формы предмета- это важный фактор развития пространственного мышления. При этом важно не только объяснить ребенку, чем различаются между собой основные геометрические фигуры (а потом и геометрические тела, но и научить его видеть геометрию в самых обычных предметах. Например, можно спрашивать ребенка, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет, из каких геометрических фигур состоит предмет и т. д. Очень важно, чтобы, помимо форм, ребенок осознал еще и качества величины — длину, ширину, высоту — и научился их измерять. Все это можно осознать и постичь с помощью разнообразных игр. Первый тип перцептивных действий- действие идентификации. Это действия обследования свойств предмета, полностью совпадающих с эталоном. Формирование у ребенка материальных, практических действий с предметами, развитие их в процессе игры- манипуляции с ними. Благодаря этому у малыша создаются представления о предметах материального мира, формируются операции психической деятельности, на основе которых ребенок учится и приобретает способность адекватно воспринимать мир. Например:
Публикация «Игры и упражнения на развитие восприятия формы у дошкольников с использованием трех типов перцептивных действий» размещена в разделах
1. Игра «Найди пару кубику». Взрослый показывает ребенку кубик, а ребенок
должен найти такой же.
2. Игра «Покажи такой же шарик». Взрослый рассыпает на пол разноцветные
мячи, выбирает один мяч, и просит ребенка поднять такой же. Пример: «Я беру зеленый мяч, и ты покажи такой же мяч».
3. Игра «Дай такой же предмет». Взрослый рассыпает на пол геометрические
фигуры. Затем выбирает одну фигуру, и просит ребенка поднять такую же.
Пример: «Я беру синюю пирамиду, и ты возьми такую же».
4. Игра «Карточки-загадки». Ребенок должен подобрать геометрическую фигуру к каждой карточке с прорезью соответствующей формы.
Предлагаемые игры на идентификацию (нахождение такого же) содержат разнообразные картинки с изображением знакомых предметов. К ним относятся лото, где ребенок подбирает абсолютно одинаковые пары. Усложнением является увеличение количества элементов и разнообразие игровой тематики.
Второй тип перцептивных действий- действие приравнивания к эталону. Перцептивные действия осуществляются теперь при помощи рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами. На данном этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью развернутых ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. Это действие
направлено на выявление свойств предмета, отличающихся от образца.
Например:
1. Игра «Найди предмет, похожий на эту фигуру». Ребенку предлагаются карточки с изображенными предметами и отдельные карточки с изображением геометрических фигур. Ему надо найти предметы, похожие на данную
2. Игра «Найди свой домик». Ребенку предлагаем подобрать окошко к домику, делая акцент на то что каждому домику подходит только окошечко определенного цвета.
3. Игра «Найди отличия». Взрослый представляет ребенку две вроде бы одинаковые картинки и предлагает найти отличия. Сначала отличия очевидны, но чем старше ребенок, тем сложнее даем картинки (с менее заметными отличиями и с большим количеством отличий).
4. Игра «Какой предмет лишний и почему?». Взрослый показывает ряд предметов, собранных по одному признаку. И только один предмет не соответствует этому признаку. Ребенок должен найти этот предмет и обосновать свой выбор. Как усложнение, предлагаем ребенку ряд предметов
различных по двум, трем. признакам.
Третий тип перцептивных действий- действие по типу моделирования. На третьем этапе перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние эффекторные звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс по-прежнему активен, но протекает внутренне, в основном только в сознании и на подсознательном уровне у ребенка. Происходит соотнесение свойств предмета не с одним эталоном, а с группой эталонов. Например:
1. Игры типа «Сложи квадрат».
2. Игры типа «Танграм». Игра состоит их семи геометрических фигур путем
рассечения квадрата: 2 больших прямоугольных треугольника 1 средний прямоугольный треугольник 2 маленьких прямоугольных треугольника 1
квадрат 1 параллелограмм. Из этих фигур выкладываются самые разные
силуэты. Игра имеет 1600 вариантов решений, которые включают большое
разнообразие животных и человека, объектов и геометрических фигур. Восприятие – сложная познавательная деятельность, включающая целую
систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект
восприятия, опознать его, измерить. Главная особенность перцептивного образа заключается в его двойственности: с одной стороны, восприятие это
чувственное отражение объективного мира, а с другой форма представления
знаний человека о нем в виде предметного значения образа.