Ольга Костина
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики рук в подготовительной к школе групп
«Путешествие пальцев»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.
Ход игры:
ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».
Публикация «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук» размещена в разделах
Правила:
1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
2. все пальцы должны участвовать;
3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.
«Сделай бусы»
Цель: учить составлять бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость.
Оборудование: коробочка, разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см., схема последовательности нанизывания трубочек - 5шт.
Ход игры: детям раздают разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать колечки. Вначале просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было собрать бусы либо определённого цвета, либо длинны или нанизывать длинные и короткие трубочки.
Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.
Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2 пальчика,
соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету - "Цветные дорожки".
Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик- окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т. д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!
«Заплети косичку» – для индивидуальных занятий.
Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.
Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)
Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.
Речевое сопровождение: «Для моей сестрички
Я плету косички
Из шнурков и из тесьмы,
С нею очень мы дружны.»
«Кто запомнит?»
Цель: Развивать память, мелкую моторику.
Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.
Ход игры: взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.
Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»
Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: Прищепки
Ход игры:
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
«Игры с прищепками»
Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.
Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.
Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.
Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.
«Сколько пальцев»
Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев, внимание, наблюдательность, реакцию, умение быстро считать предметы. Описание игры. Взрослый сидит вместе с детьми за столом, положив кисти рук, сжатые в кулаки, на стол. Ребята повторяют позу взрослого. Внезапно взрослый поднимает руки, показывая любое количество пальцев (от 1 до 10) и быстро ударяет ладонями по столу. Задача детей-одновременно с этим ударом показать то же количество пальцев, что и взрослый. Игроки, которые ошиблись или запоздали, получают штрафные очки.
«Пальчиковые животные»
Цель игры: развивать мелкую моторику, внимание память. Описание игры. Каждый реб нок выбирает себе животное, которое он может изобразить с помощью пальцев, например зайчика, козу, собаку или другие фигуры. Животные при этом не должны повторяться. Каждый игрок называет выбранную фигуру и показывает ее остальным так, чтобы они могли е запомнить. Затем первый ребенок молча показывает пальчиками свое животное и животное любого другого участника игры. Тот малыш, чье животное было изображено вторым, должен снова повторить свою фигуру и изобразить пальцами животное другого игрока, тем самым передав ему эстафету. Темп игры должен постепенно ускоряться. Игрок, не смевший быстро понять, что изобразили его животное, выбывает из игры. Правило действует при правильном изображении. В случае грубой ошибки при показе пальчиками, из-за которой животное сложно определить, игру покидает тот, кто эту ошибку допустил. «Пальчиковые» животные, рекомендуемые для использования в игре. Зайчик - указательные и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты в кулак. Летучая мышь – выполняется двумя руками. Пальцы рук растопыриваются веером, поднятые вверх ладошки поворачиваются к зрителю, большие пальцы рук перекрещиваются друг с другом, образуя букву «х». Паук – кисть опущена, полусогнутые растопыренные пальцы шевелятся, изображая движение лапок паука. Собачка – рука повернута ребром вниз, а тыльной стороной ладони – к зрителям. Большой палец поднят (ухо собаки, указательный согнут пополам (лоб, средний и безымянный вытянуты и прижаты друг к другу (нос, мизинчик то опускается вниз, то поднимается, прижимаясь к безымянному пальцу (собака лает). Коза – рука сжата в кулак, указательный палец и мизинец выпрямлены. Кошка – как и при изображении козы, но указательный палец и мизинец согнуты пополам (уши кошки). Бабочка – ладони обеих рук подняты и соединены тыльными сторонами друг с другом так, чтобы руки в запястьях оказываются перекрещенными. Вытянутые и плотно сжатые пальцы поднимаются и опускаются, изображая движение крыльев насекомого. Ежик – ладони соединены с поднятыми вверх вытянутыми и раздвинутыми пальцами, изображающими колючки. Петушок – подушечки на концах большого и указательного пальцев соединены, образуя клюв. Остальные пальцы подняты вверх, разведены и полусогнуты - это гребешок.
Слоник – рука опущена ладонью вниз, средний палец выпрямлен (он изображает хобот); остальные пальцы поставлены на стол (это ноги, с помощью которых слоненок может передвигаться)Победителями могут быть два, три малыша, оставшиеся в игре последними.
«Коробочка тактильных ощущений»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях (гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые, затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.
«Сложи картинку».
Цель: учить детей составлять сложную картинку из частей.
Материал: наборы сюжетных картинок и разрезных.
Ход игры. Предложить детям сложить картинку путём накладывания, по образцу или памяти.
«Подбери пару»
Цель: развивать логическое мышление и воображения.
Материал: набор картинок с изображением обуви.
Ход игры. Детям предлагают набор картинок с изображением разной обуви. Каждый ребёнок выбирает обувь и подбирает к ней пару. Дети называют обувь и рассказывают, в какое время года её можно носить.
«Дорисуй деталь»
Цель: закреплять знание цвета и геометрических фигур, умение анализировать и соблюдать последовательность узора.
Ход игры. Даны две картинки. На первой нарисован сапожок с орнаментом, а на другой только контур. Ребёнок должен дорисовать недостающие детали.
«Подбери крышку к посуде».
Цель: учить детей узнавать и создавать изображения предметов по отдельным деталям, творчески развивать замысел сверстника.
Материал: карточки с изображением деталей посуды.
Ход игры. Из горки карточек на столе дети берут по одной и подбирают крышку по размеру и цвету посуды.
«Совмести контурное и силуэтное изображение».
Цель: учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению. Материал: набор картинок с реальным изображением домашних животных, с контурным и симметричным изображением.
Ход игры. Детям раздают карточки с реальным изображением животных. Задание: подобрать к своим изображениям контур и силуэт животного.
Массаж с помощью грецкого ореха
С помощью грецкого ореха осуществляем массаж ладоней и при этом можно проговаривать стихотворения, скороговорки и т. д.
Массаж с помощью губок
Губки для мытья посуды имеют две стороны (гладкую и жесткую). Массировать руки сначала жесткой стороной, а затем мягкой.