татьяна семенова
Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи
Игра «Два брата»
Цель: учить детей правильно употреблять глаголы.
Ход игры. Жили – были в лесу два брата – два маленьких медвежонка. Звали их Шустрик и Мямлик (педагог показывает игрушки). Шустрик был веселый, послушный, всегда все успевал вовремя сделать. Мямлик – очень медлительный. У него не хватало времени даже на любимые игры, поэтому он всегда грустил. Родители считали его непослушным. Обычно Шустрик просыпается рано и быстро поднимается с постели, а Мямлик еще только … (дети добавляют: встает). Свои слова педагог сопровождает движениями игрушек. Шустрик уже одет, а Мямлик … (дети: только одевается). Шустрик заправил постель, Мямлик … (заправляет; соответственно: умылся – умывается; почистил зубы – чистит; позавтракал – завтракает; пришел в школу – идет в школу; пообедал – обедает; сделал уроки –делает уроки; собрался на прогулку – собирается; лег спать – ложится спать)
Дети подскажите, пожалуйста, как Мямлику стать веселым?
В содержании игры педагог может использовать разные сюжеты: «На прогулке», В лесу», «На реке», «В детском садике» и др.
Игра «Добавь слово»
Цель: учить детей подбирать подходящие по смыслу глаголы.
Ход игры. Игра начинается со вступительной беседы о том, как дети помогают родителям, что они умеют делать.
К нам в гости пришла мальчик Ваня (кукла). Он, как и вы, любит помогать бабушке, дедушке, маме, папе, брату и сестре. Мы сейчас отгадаем, что он умеет делать.
Ваня: я умею постель … (дети: застилать)
Ваня: я умею пол … (дети: подметать)
Ваня: я умею пыль … (дети: вытирать)
Ваня: я умею посуду … (дети: мыть)
Ваня: я умею цветы … (дети: поливать)
Ваня: я умею стол … (дети: накрывать)
Ваня: я умею постель … (дети: застилать)