Валентина Виноход
Консультация для педагогов «Игры и упражнения на преодоление и разрешение конфликтных ситуаций у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблематика конфликта и конфликтного взаимодействия является хорошо освещенной в педагогике и психологии. К проблеме конфликта в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Я. Л. Коломинский, В. Н. Мясищев, В. С. Мухина, М. И. Лисина и др.
Публикация «Консультация для педагогов „Игры и упражнения на преодоление и разрешение конфликтных ситуаций у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В своей работе, Н. В. Котикова [2] выделяет в способность к общению: «Я хочу» - желание вступить в контакт; «Я умею» - умение слушать собеседника, переживать; «Я знаю» - знание норм и правил, необходимых при выстраивании общения. Продолжая данную мысль, А. А. Рояк и Т. А. Репина выделяют трудности, возникающие при неправильном формировании мотивов общения. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними. Связанную с нарушением общения отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к неуверенности в себе (Е. А. Аркин, Е. И. Кульчицкая, П. М. Якобсон, Л. И. Божович) [4].
Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию конфликта [3].
Именно поэтому необходимо, вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их. С этой целью в группе обустроили «Островок примирения», где дети имеют возможность в ходе игр разрешить конфликтные ситуации, возникшие между ними. Если произошла ссора или драка, можно разобрать эту ситуацию, пригласив в гости на наш «Островок примирения», любимых сказочных героев, например, Крокодила Гену и Шапокляк. Ребята с помощью этих персонажей разыгрывают ссору, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Одни ребята говорят от имени Кота Леопольда, другие — от имени Шапокляк. Дети сами выбирают, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Совместно с детьми оформили Книгу - правил группы, которыми договорились руководствоваться в дальнейшем : «Не ссорится»; «Уступать друг другу»; «Не боятся просить прощение, если обидел друга»; «Не грубить»; «Не злиться»; «Не жадничать»; «Помогать друг другу».
Для разрешения конфликтных ситуаций, используем коммуникативные игры «Дружная пара», «Сапожки», «Дрозд», «Добрые слова», «Ласковая мама», «Птичий двор» и т. д. Эти игры обучают не только общению с партнером, но и развивают чувство принадлежности к группе. Например, в игре «Птичий двор» дети обучаются умению следить за игрой других. А в играх «Подружи героев сказок», «Дрозд» дети учатся взаимодействовать в парах. Играя в коммуникативные игры, замкнутые дети раскрепощаются, становятся общительнее, а конфликтные становятся доброжелательнее. Для поднятия эмоционального тонуса и хорошего настроения, проводим утренний круг с помощью «Клубка Дружбы» который передается ребенку. Тот у кого оказался клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д. В конце клубок доходит до воспитателя, ниточка соединяется, собрав все хорошие слова превращается в большой клубок Дружбы. Чтобы развивать у детей познавательную активность, учить контактировать со сверстниками и взрослыми, в конце занятия применяем одну из пед. технологий «Рефлексивный круг». Дети садятся вокруг обруча, на котором прикреплена звездочка, у кого в руках звездочка, тот отвечает. Для обучения детей бесконфликтному общению вместе с детьми построили «Ворота Дружбы», чтобы их пройти используем дидактические игры : «Хорошо - плохо», «Азбука настроений», «Продолжи пословицы о дружбе и друзьях» и другие.
Взаимоотношение старших дошкольников развиваются успешно, если они правильно воспринимают и учитывают в своем поведении эмоциональное состояние и настроение тех, с кем общаются. Для этого используем пиктограммы – схематические изображения состояний человека в мимике. Для этого используем задания и игры типа «Отбери картинки, на которых люди радуются (грустят, удивляются, сердятся)», «Какое настроение у гномов?», «Семейный альбом». [1] Старшие дошкольники любят соревноваться – у кого интереснее получится тот или иной образ – и часто проявляют в этом большую изобретательность (обрадоваться, как маленький котенок, как большое животное); испугаться, как заяц, увидевший волка; рассердиться, как два барана на мосту, которые злятся и не уступают друг другу. Дети очень любят принимать участие в театрализации сказок, обыгрывать сюжеты из проблемных ситуаций : «Я и мой друг», «Разобрать и объяснить». Однако, прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои, повели себя тем или иным образом.
Также для преодоления конфликтов используем «Коврик мира», он побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом. Этот коврик мы сделали вместе с детьми. На нем оформили композицию «Земного шара», вокруг наклеили фигурки девочек и мальчиков, различные фото те, что нравятся детям и настраивают их на положительные эмоции. Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «Коврик мира» частью своей жизни. Как только между детьми назревает конфликт, стараемся привести магические способности коврика в действие. Объясняем, что коврик предназначен для примирения и выражения негативных эмоций, но подействует магическая сила коврика лишь в том случае, когда ребенок, встав на него, расскажет, что ему не нравится, что приводит в ярость, но расскажет без слов — с помощью мимики, жестов и движений. Когда дети привыкли к этому ритуалу, они начали применять «Коврик мира» без помощи взрослых, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этого приема. «Коврик мира» придает детям внутреннюю уверенность и покой, в также помогает им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем.
Если детям нужно помериться — «Сердечка - Мирилка» приходит на помощь. Дети кладут свои ладошки на подушку и произносят заветные слова: «Мы не будем больше злиться, мы решили помериться. Злюка, уходи от нас. Мы опять друзья сейчас!» (дети сцепляются мизинчиками, потом как бы стряхивают с рук грязь, и обнимаются).
Также для примирения детей изготовили «Волшебную копилочку». Свои добрые пожелания в виде сердечек дети складывают в копилочку. Она помогает поссорившимся детям, помириться друг с другом. Когда дети ссорятся, очень часто прибегают к обзыванию обидными словами, за чем обычно следуют слезы, истерики, драки. Этого можно избежать с помощью игры «Обзывалки». По правилам игры дети могут обзывать друг друга только специальными словами, например: «Ты ромашка!», «А ты пион!» и т. п. Кроме того, что эти слова не обидят детей, они к тому же помогут им выразить обиды при помощи интонации. А смешные слова помогут им рассмеяться и забыть о ссоре.
Какая бы конкретная форма проведения ролевой игры ни была выбрана, важно, что в конечном итоге дети приобретают умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, учатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях и находить выход из сложившейся конфликтной ситуации.
Конфликты у дошкольников возникают в разных видах деятельности, но в большинстве случаев их можно устранить посредством игровой деятельности, ненавязчивого вмешательства и коррекции, при этом ребенок может иметь достаточно вариантов выбора и возможностей решений ситуации — относительно самого себя и группы в целом.
Проводимая работа с детьми дошкольного возраста способствовала преодолению конфликтов посредством игровой деятельности.
Список литературы:
1. Бабаева Т. И., Березина Т. А., и др. «Социально – коммуникативное развитие» (Методический комплект программы «Детство») : Учебно – методическое пособие – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. -384с.
2. Котикова Н. В. Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Котикова // Дошкольная педагогика, 2012. - №1. – с. 43-47.
3. Матусик А. И. Воспитание детей в игре : Пособие для педагога/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик – 2-е изд. перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2005 – 123с.
4. Сизова С. И. Оптимизация взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, не принятых в коллективе сверстников / С. И. Сизова// Дошкольная педагогика, 2012. - №3. –с, 56- 62.