Татьяна Владимировна Попова
Уголок уединения в ДОУ как средство формирования психологической разгрузки ребёнка
▼ Скачать +Заказ
Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Кроме того, современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить.
Поэтому для формирования психологической стабильности ребёнка важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону. Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, пополнить запас энергии, почувствовать себя защищённым. «Уголок уединения» в группе - это место, где ребёнок может поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.
Публикация «Уголок уединения в ДОУ как средство формирования психологической разгрузки ребёнка» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Уголок уединения в детском саду необходим для снятия переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.
Поэтому, нашей целью стало создание условий личного пространства для формирования психологической стабильности ребёнка.
Основные задачи:
1. Создать уголок уединения в группе в соответствии с ФГОС
2. Создать психолого–педагогические условия для психологической стабильности ребёнка.
3. Расширить возможность личного пространства, места уединения для детей в групповом помещении.
4. Обеспечить индивидуальные потребности ребенка и благоприятные условия го развития.
Уголок уединения совмещает в себеуголок психологической разгрузки, который предназначен для отдыха и релаксации, выплескивания негативных эмоций.
Уголок настроения необходим для снятия эмоционального напряжения, поднятия настроения. Тактильный центр нужен для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций.
И зону обогащения новыми впечатлениями и знаниями.
Изготовить уголок уединения можно в виде шатра, ширмы, палатки и т. п.
В нашей группе уголок уединения изготовлен из пластикового каркаса. В нем находятся близкие, знакомые ребенку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Издавна известно, что вода обладает умиротворяющим свойством, поэтому шумовой водопад занял достойное место в нашем уголке. Для релаксации и снятия напряжения у детей мы используем массажные шарики. Обязательный атрибут — мягкие подушки, на которые ребёнок может прилечь и отдохнуть: например подушки-обнимушки. Обняв такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением. При этом, ребёнок может послушать аудиозапись с релаксирующей расслабляющей музыкой, например шум воды, пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра. (что для этого есть)
Для выплескивания негативных эмоций, дети могут использовать подушки - плакушки, а так же подушки для битья. Здесь же располагается коврик «злости», вытирая ноги, о который дети могут потоптаться и избавиться от плохого настроения. В коробочку гнева дети выбрасывают всю свою «злость и обиду», сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего». Так же используется стаканчики для крика. Шкатулка добрых дел (как она используется).
В уголке уединения имеется зеркало, мягкие игрушки, мешочек «Мечтайка» альбом и шар настроения, фотоальбомы с шуточными картинками, смайлики «индикаторы настроения», игрушечный телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе, чтобы поделиться чем-то сокровенным, а так же настенные картины с изображением пейзажей, домашних животных - любимцев детворы.
Для обогащения эмоциональной сферы, в уголке размещены различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний. Например, такие игры, как «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «Мои чувства», «Эмоции в сказках». Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. Если мы видим, что ребёнок чувствует себя некомфортно, то сначала пытаемся мягко выяснить причину его состояния. И только потом, предлагаем ребёнку поиграть в ту или иную игру.
Тактильный центр в нашем уголке уединения используется – для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций. Он включает в себя: пластилин, шнуровки, тактильные мешочки, шумовые коробочки, сухой бассейн из крупы, клубочки ниток, сенсорную игрушку «Море в коробке», настольную песочницу, всевозможные мелкие игрушки.
В уголке уединения имеется зона обогащения новыми впечатлениями и знаниями, которая включает в себя различные дидактические игры, книги, поделки детей, так как создание детьми красивых вещей помогает ребёнку быть в гармонии с собой.
Уголок уединения ограничен шторками, дети используют его как игровую зону. Если кому-то из детей необходимо уединиться, он прикрепляет с внешней стороны изображение замка, что является сигналом для других детей и взрослых «Вход воспрещен».
Содержимое уголка периодически обновляется, однако какие-то предметы находятся в уголке постоянно. Это придает ребенку чувство уверенности, постоянства.
Таким образом, предметно-пространственная среда в группе обеспечивает не только возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, но и возможность для их уединения. Именно на это обращено особое внимание в требованиях ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде п. 3.3.1.
В завершении мне хотелось бы пожелать вам эмоционального благополучия в семье и в стенах детского сада, и конечно же творческих успехов в нашем общем деле!
Спасибо за внимание!