Мария Чернова
Игры и упражнения для снятия психоэмоционального напряжения у детей (консультация для родителей и педагогов)
▼ Скачать + Заказать документы
Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все эти признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой - то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались, Как помочь ребёнку в такие моменты? Самое правильное - научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребёнок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрослые.
Публикация «Игры и упражнения для снятия психоэмоционального напряжения у детей (консультация для родителей и педагогов)» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
«ВОЗЬМИ СЕБЯ В РУКИ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)
Ребё нку говорят: «Как только ты почувствуешь, забеспокоился, хочется кого - то стукнуть, что - то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти, сильно прижми руки к груди -это поза выдержанного человека»
«ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)
Надо сказать ребё нку: «Попробуй сильно - сильно давить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты - могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».
«ТЫ- ЛЕВ!» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)
Ребё нку говорят: «Закрой глаза, представь льва царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут так же, как тебя, у него твоё имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев - это ты!»
«СПАСИ ПТЕНЦА» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 4 ЛЕТ)
беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями в
верх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони, ты увидишь, что птенец радостно взлетел; улыбнулся ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе!»
«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 4 ЛЕТ)
Скажите ребё нку: «Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, - нежно погладь его ладонями: на лбу., на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот - погладь его и там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».
«СЛОМАННАЯ КУКЛА» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)
Скажите ребё нку: «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались верёвочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть. Потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй верёвочки - медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их; теперь расправь плечи и закрепи руки; подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище; выпрями ноги. Всё- куклу починили ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»
«ГОРА С ПЛЕЧ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)
«Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо ещё что – то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань широко, расставь ноги, подними
«ПРОСЫПАЙСЯ ТРЕТИЙ ГЛАЗ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)
Ребё нку говорят: «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоём третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз - мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз.» 6-10 раз.
«СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)
Надо сказать ребё нку: «встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны., вперёд, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть - чуть осталось, повтори ещё.
«ЗАРЯД БОДРОСТИ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)
Надо сказать ребё нку: «Сядь свободно. Вытяни вперё д руки и приготовь два пальчика: большой и указательным. Возьми ими за самые кончики ушей - один сверху, другой снизу ушка, Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат всё!» -10 раз в одну сторону и 10 раз - в другую. А теперь опусти руки, тряхни ладошками. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Тряхни ладошками. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами; «Я дышу, дышу!» -
плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу станет легче».
«ТОРТ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 4 ЛЕТ)
Положите ребёнка на коврик. Вокруг - его сверстники или знакомые. Взрослый говорит: «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник - «мука», другой - «сахар», третий - «молоко», четвёртый -«масло» и т. д. Взрослый - повар и сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука: «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко - «молоко разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходимо сахар - он «посыпает» тело; и немного соли - чуть -чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. «Повар» замешивает «тесто» хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и тогда поднимается - ровно и спокойно лежит и дышит. Все составляющие его: и мука, и соль и др. - тоже дышат, как тесто. Наконец надо украсить торт кремовыми цветами. Все участники прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. «Торт» необыкновенно хорош! Сейчас «повар» угостит каждого участника упражнения вкусным кусочком, если самому «торту» не жалко, что большая часть «торта» достанется родителям и друзьям. Замечание
1. Следить за выражением лица «торта», оно должно быть довольным, смех только поможет упражнению.
2. Вместо «торта» можно готовить всё, что угодно ребёнку, - курицу, блины, компот и т. д.
Фотография (для детей с 4 лет)
Рассмотрите с ребёнком свой семейный альбом. Показывая фотографии его самого и близких, расспрашивайте ребёнка, какое настроение было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг, радость, грусть и т. д. Там, где ребёнок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Упражнение позволяет ребёнку развивать понимание чувств и эмоций, укрепляет семейные связи и привязанности.
«ТРЕНИРУЕМ ЭМОЦИИ» (для детей с 4 лет)
Попросите ребё нка: Нахмуриться, как;
- осенняя туча;
- рассерженный человек;
- злая волшебница.
Улыбнуться, как:
- кот на солнце;
- солнце;
- как Буратино;
- как хитрая лиса;
- как радостный ребёнок;
- как будто ты увидел чудо,
Позлись, как:
- ребёнок, у которого отняли мороженное
- два барана на мосту;
- как человек, которого ударили.
Испугайся, как:
- ребёнок, потерявшийся в лесу;
- заяц, увидевший волка;
- котенок, на которого лает собака.
Устань, как;
- папа после работы;
- человек, поднявший тяжелый груз;
- муравей; притащивший большую муху.
Отдохни, как:
- турист, снявший тяжелый рюкзак:
- ребёнок, который много потрудился, но помог маме;
- как уставший воин после победы.
«КОЛЕЧКО» (для детей с 4 лет)
Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко, Ребёнку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получит в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим,
«ГЛАЗА В ГЛАЗА» (для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Взрослый предлагает: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции. Например : «Я груст-ный, помоги мне!» «Мне весело, давай поиграем!»? «Я не хочу с тобой дружить!» Потом дети обеуждают, какая эмоция передавалась и воспринималась,
«КАК ТЫ СЕБЯ СЕГОДНЯ ЧУВСТВУЕШЬ?» (для детей с 5 лет)
Ребёнку предлагаются карточки с изображением различных оттенков настроений. Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т. п.
«ПОВАРЯТА» (для детей с 4 лет)
Все встают в круг - это «кастрюля». Сейчас будут готовить «суп» («компот», «винегрет», «салат»). Каждый придумывает, чем он будет: «мясом», «картошкой», «морковкой», «луком», «капустой», «петрушкой», т. д. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в «кастрюлю». Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, пригнув, берет за руку предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо - просто объедение.
«ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ СУЛЫБКИ.»
(для детей с 4 лет)
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).
«ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ» (для детей с 4 лет)
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы - одно большое} доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - все делают шаг назад. Вдох - все делают 2 шага вперед, выдох - все делают 2 шага назад, Вдох - 2 шага вперед, выдох - 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
«НАЙДИ ДРУГА» (для детей с 5лет)
Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми, Одной половине участников завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывают волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
«РУКАВИЧКИ» (для детей с 5лет)
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Замечание: ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.
«ДРАКОН» (для детей с 5лет)
Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник - «голова», последний - «хвост дракона». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело дракона» неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
«НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?»
(для детей с 5 лет)
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод? дождь, хму-рое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
«СТРОИМ ЦИФРЫ» (для детей с б лет)
Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2 3, 5 и т. д.)», - дети выполняют задание.
Замечание: если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕПКА»
(авторская, для детей 5лет)
В этой игре многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей «слепить» из своих тел одну общую фигуру, например морскую звезду (можно лежа на ковре, и показать, как она движется. Можно предложить ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т. д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.
«КЛАССИФИКАЦИЯ ЧУВСТВ» (для детей с 5 лет)
Ребё нок рассматривает те же карточки и раскладывает их по следующим признакам:
- какие нравятся;
- какие не нравятся,
Затем ему необходимо назвать эмоции, изображенные на карточках, объяснить, почему он так их разложил.
«ВСТРЕЧА ЭМОЦИЙ» (для детей с 7 лет)
Можно использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить ребёнка представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и та, которая неприятна. Ведущий (родитель) изображает «хорошую», ребёнок - «плохую». Затем они берут карточку из противоположной кучки и меняются, Интересно понаблюдать изменение выражений лица при «встрече эмоций» - это может быть удивление, смех, отвращение и т. д. - и обсудить, как можно «помирить» эмоции.
«ПО ГРИБЫ» (для детей с 6 лет)
Детям предлагается изобразить с помощью позы, мимики, жестов какой-либо из грибов: съедобный или несъедобный, Водящий - «грибник». Он бродит между «гри-бами» и по внешним признакам пытается рассортировать их. Если он почувствовал, что гриб съедобный, он говорит; «Хороший грибок, полезай в кузовок!» - и уводит игрока в одну сторону. Если ему кажется, что это не так, то он со словами: «Несъедобный грибок, марш в игры, грибник проверяет правильность своего выбора и приносит «грибам» извинения, если что-то перепутал.
«НЕОБЫЧНОЕ СРАЖЕНИЕ» (для детей с 6 лет)
Количество участников - не менее 2-х человек. В просторном помещении или на улице накидывается много маленький мячей или собранных заранее высохших еловых шишек.
Представив, что в предстоящем «сражении» обязательно надо победить, участники игры пытаются нападать и защищаться, кидая шишки или мячи. Каждый должен собрать больше трофеев, а свои запасы беречь.
Замечание: объясните? что попадание мячом или шишкой - это немного больно, но таким образом можно стать отважным сильным, смелым победителем.