Анна Крикун
Приемы ландшафтной арт-терапии как практика снятия эмоционального напряжения у педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что профессия педагога – одно из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психологические затраты. И поэтому педагогам очень близко знаком так называемый «синдром эмоционального выгорания». Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки, оказаться непрофессионалом и многое другое.
Публикация «Приемы ландшафтной арт-терапии как практика снятия эмоционального напряжения у педагогов» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека.
В последние годы широкое распространение получило применение методов арт-терапии в работе педагога – психолога. Огромный развивающий, гармонизирующий и психопрофилактический потенциал данных методов привлекает все большее внимание специалистов, работающих в системе образования – детских садах, школах, образовательных центрах.
Арт-терапия (от англ. art, искусство) — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.
Одним из новых подходов в данном направлении является ландшафтная арт-терапия, которая связанная с выходом участников за пределы помещения, прогулками на свежем воздухе, поиском и использованием найденных природных и искусственных материалов в создании различных арт-объектов.
В разное время и в различных культурах люди по – разному воспринимали свою связь с окружающей средой и ее роль в восстановлении и сохранении здоровья. В современном мире все чаще люди отмечают благотворное влияние окружающей природной среды на психику человека. Стремление окружать себя природными объектами становится все более очевидной тенденцией в развитии современного дизайна и проектирования, что отражает естественное стремление человека к единению с природой, гармоничному сосуществованию. Специалистами широко признается благотворное влияние природной окружающей среды на развитие человека, становление его личности, формирование здоровья и позитивного взгляда на мир.
Применение техники ландшафтной арт-терапии позволяет педагогу – психологу максимально эффективно использовать пространство, находящееся за пределами помещения, а также возможности окружающей природной среды для достижения поставленной цели – снятия эмоционального напряжения у педагогов. Среди них наиболее важными в контексте ландшафтной арт-терапии можно назвать :
• Активизация воображения и творческого мышления.
• Развитие чувства прекрасного и обогащение сенсорного опыта.
• Совершенствование навыков саморегуляции путем активного взаимодействия со средой и ее здоровьесберегающими ресурсами.
• Развитие коммуникативных навыков и преодоление стереотипов о содержании и формах художественной деятельности.
• Формирование чувства ответственности за окружающую среду.
• Развитие экологического сознания.
• Повышение самооценки.
• Снятие психоэмоционального напряжения, профилактика профессионального выгорания педагогов.
Как и любая арт-терапия, ландшафтная арт-терапия связана с использованием разнообразных средств и материалов, традиционных для художественного творчества (краски, карандаши, бумага и т. д., однако при этом акцент смещается к таким средствам изобразительной деятельности как найденные природные объекты (камни, ракушки, веточки, листья и т. д., а также возможность проводить всю или часть времени в природной среде. Занятия ландшафтной арт-терапией могут включать различные варианты работы с организацией среды, ее украшением, посадкой растений, создания рисунков с использованием природного материала и создание миниатюрных арт-объектов. В рамках такого занятия возможна организация фото и видеосъемки в определенной среде и создание «путевых набросков» – рисунков, созданных во время выхода на прогулку для фиксации наиболее значимых и запоминающихся образов ландшафта наблюдаемые участниками.
Учитывая особую организацию пространства площадок для прогулок на территории детского сада, а также крытых веранд, наличие различных растений, песка и воды, более удобной обстановки для организации занятий ландшафтной арт-терапией с педагогами не выходя за пределы детского сада и не придумаешь.
Сегодня хочу предложить Вам занятие по профилактике эмоционального выгорания на свежем воздухе «С заботой о себе».
Задачи:
- снятие психоэмоционального напряжения,
- развитие саморефлексии,
- развитие воображения и творческого мышления,
- поиск внутренних ресурсов для преодоления профессиональных трудностей,
- повышение самооценки,
- укрепление собственного «Я».
Структура занятия:
1. Приветствие.
2. Подготовка («разминка») с использованием релаксации и простых дыхательных упражнений.
3. Прогулка с поиском природного материала.
4. Изображение арт-объкта, с использованием природного материала.
5. Обсуждение полученных работ, рефлексия.
6. Прощание.
Материалы для занятия: природный материал (камни, ракушки, сухоцветы, веточки, цветной песок, перья, мох и т. д., карандаши (цветные, простые, краски, кисточки, плотная бумага, пластилин, ножницы, деревянные шпажки, клей ПВА (клей – момент, мелкие бусины, пайетки.
Занятие проводится на прогулочной площадке.
Ход занятия:
Педагог – психолог : «Добрый день. Уважаемые педагоги! Сегодня у нас в вами необычная встреча. Мы сегодня будем работать на открытом воздухе. Все вы знаете о пользе прогулок для здоровья и развития детей, все мы мечтаем поскорее оказаться на отдыхе, подальше от пыльных душных городов. Общение с природой очень полезно для душевного равновесия любого человека – и взрослого и ребенка, однако мы порой не замечаем того природного окружения, которое есть вокруг нас. Поэтому сегодня я предлагаю обратиться к общению с природой и попробовать получить тот мощный ресурс, который скрыт в нем».
1. Приветствие «Что хорошего?»
Участники располагаются по кругу. А затем передают предмет из природного материала (башмачок) приветствуют друг друга и отвечают на вопрос: «что хорошего сегодня с ними произошло?»
2. Разминка «Наблюдение за процессом дыхания».
«Дыхательные практики являются наиболее древней формой снятия напряжения и установления более тесного контакта с чувствами».
Перед началом данного упражнения, участники закрывают глаза…
Педагог – психолог :
«Дышите обычно, стараясь следить за процессом дыхания. В некоторых случаях это может показаться непривычным и слегка нарушить привычный ритм дыхания, но вы не должны беспокоиться по этому поводу. Как правило, через некоторое время привычный ритм дыхания восстанавливается. Следует обратить внимание на некоторые особенности дыхания, на то как воздух входит и выходит из тела, какой объем легких он заполняет. Не изменяя ритма и глубины дыхания, просто обращайте внимание на свои ощущения, связанные с процессом дыхания. Постарайтесь получить от этого процесса удовольствие.
Откройте глаза и посмотрите на соседа справа и слева для восстановления контакта с реальностью».
3. Прогулка по территории детского сада для поиска природных материалов.
Каждый участник подбирает для себя такие материалы, которые пригодятся ему для воплощения арт-объекта.
4. Изображение арт-объкта, с использованием природных и искусственных материалов.
5. Обсуждение полученных работ, рефлексия.
Педагог – психолог : «Вот и завершается наше занятие. Сегодня мы с вами смогли по – новому взглянуть на то, что нас окружает, попробовали найти ресурсы для самоподдержки не только в природе, но и внутри себя, познакомились с возможностями применения природного материала. Я предлагаю вам поделиться теми впечатлениями, которые были сегодня получены, что вам понравилось, а что не очень, какие упражнения и задания было легко выполнять, а какие вызвали затруднения?»
Каждый участник передает предмет из природного материала (башмачок) рассказывает о своих впечатления, чувствах, эмоциях, которые испытал в ходе творения и создания чего-то не обычного, в каком состоянии прибывает после выполнения работа, когда уже готов продукт его творения?
6. Прощание.
Педагог – психолог : «Я вас всех благодарю за участие в этом увлекательном путешествии, надеюсь, что вы сегодня получили положительные эмоции, всего вам хорошего!»