МААМ-картинки

Игры и упражнения для преодоления сенсомоторных дисфункций у детей с интеллектуальными нарушениями

Елена Шевчук
Игры и упражнения для преодоления сенсомоторных дисфункций у детей с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию.

Нарушение сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка.

Публикация «Игры и упражнения для преодоления сенсомоторных дисфункций у детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем :

зрительной

слуховой

тактильной

проприоцептивной

вестибулярной

вкусовой

обонятельной.

Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ предмета явления, ситуации и интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом.

Многие проблемы обучения и поведения наших воспитанников являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения.

которых нужно найти определенный предмет. Мешочек можно наполнить так же макаронами, крупой, мягкими лоскутами ткани и т. п. Внутри «волшебного мешочка» ребенок ищет необходимый предмет. Так же эффективно проведение пальчиковой гимнастики.

по преодолению расстройства осязания

«Съедобное - несъедобное». Определение по запаху съедобного предмета. Ребенку предлагается два одинаковых предмета (например, яблоко и муляж

яблока). Он должен по запаху определить съедобный. Набор продуктов подбирается в соответствии с возможностями ребенка. Можно проводить данную игру с использование рельефных силуэтных карточек. Ребенок должен их назвать или показать.

по преодолению тактильных дисфункций

«Тактильное рисование» (рисование на спине). Взрослый рисует пальцем или палочкой на спине ребенка несложные силуэты (геометрические формы, силуэты хорошо знакомых простых предметов). Ребенок должен угадать этот предмет и повторить движения взрослого. Далее можно изменить условия, чтобы в роли художника был ребенок. В случае затруднений взрослый помогает сформировать изображаемый образ.

Все вышеперечисленные упражнения и игры являются адаптируемым вариантом работы с нашими воспитанниками по преодолению сенсомоторных дисфункций, а я привела лишь примеры игр и упражнений. С более полной картотекой игр и упражнений по преодолению сенсомоторных дисфункций детей с интеллектуальными нарушениями Вы можете ознакомиться в кабинете учителя-дефектолога или методическом кабинете.

Желаю успехов!

Дети с дисфункцией сенсорной интеграции имеют моноканальный характер восприятия: они вычленяют их широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами:

ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен;

ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать.

СИМПТОМЫ ДИСФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ :

ТАКТИЛЬНАЯ ДИСФУНКЦИЯ :

Гиперчувствительность (Отказ от игр, где можно испачкаться, отказ от прикосновений, отказ от грубой одежды, отказ от умывания, отказ от игры с пластилином, песком и т. п.)

Недостаточная чувствительность (Ребенок не ощущает, что он испачкан, постоянно что-то трогает, грубо играет со сверстниками, плохо чувствует боль или даже испытывает от нее удовольствие.)

ВЕСТИБУЛЯРНАЯ ДИСФУНКЦИЯ :

Гиперчувствительность (Избегает качелей, каруселей, боится высоты, боится упасть, не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения.)

Недостаточная чувствительность (Постоянно находится в движении, ищет постоянного «возбуждения», качает ногами когда сидиткажется, что он никогда не испытывает головокружения, полон энергии.)

ЗРИТЕЛЬНАЯ ДИСФУНКЦИЯ :

Гиперчувствительность (Раздражается от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегает зрительного контакта)

Сниженная чувствительность (Плохо следит за движущимися объектами, путает схожие буквы, фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не может следить за предметом.)

Для преодоления дисфункцией сенсорной интеграции необходимо опираться на развитие базовых уровней иерархической системы взаимодействия ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, проприоцептивных, вестибулярных, вкусовых и обонятельных.

Одним из возможных путей решения этой проблемы является использование в общей системе коррекционной работы игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию:

зрительно – моторной координации;

слухомоторной координации;

вестибулярно – моторной координации;

обонятельно – моторной координации;

включении вкусовых, тактильных и проприоцептивных ощущений.

Упражнения и игры

по преодолению слуховых дисфункций

«Звонок». Взрослый, перемещаясь в

помещении, звенит звоночком (в это время у

ребенка закрыты (завязаны) глаза. Ребенок

должен словесно обозначить направление

или показать рукой, откуда идет звук.

Источником звука может служить любой звуковой

предмет.

«Поймай меня». Поиск звукового сигнала.

Источником звука может быть любой звуковой

предмет. Игра проводится по типу игры в

«догонялки». В безопасном пространстве взрослый

«шумит» предметом, ребенок должен поймать

источник звука.

по преодолению расстройства осязания

«Волшебный мешочек». В мешочек помещается некоторое количество мелких предметов. Это могут быть предметы одной группы, среди которых ребенку необходимо найти лишние предметы. Предметы не связанные между собой, среди

ПРОПРИОЦЕПТИВНАЯ ДИСФУНКЦИЯ :

Замедленная реакция (Постоянно прыгает, рушит, громит, топает, нравится, когда его крепко обнимают, с силой сжимают, любит тесную одежду, грубо или даже агрессивно обращается с другими детьми.)

Быстрая реакция (Трудности с восприятием собственного тела в пространстве, неуклюжесть, натыкается на углы, объекты, спотыкается и за все цепляется.)

Сложность оценить собственные силы (Не понимает, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не может оценить вес предмета, поэтому часто ломает предметы, не может рассчитать силу нажима и поэтому рвет бумагу, когда рисует.)

СЛУХОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ :

Гиперчувствительность (Закрывает уши руками на громкие, резкие звуки, которые у других не вызывают реакции)

Низкая чувствительность (Плохо откликается на речь, любит слишком громкую музыку или сам создает шум, не понимает, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивает.)

ВКУСОВАЯ ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ:

Гиперчувствительность (Разборчивость в еде, ограниченность в выборе продуктов. Может давиться твердой пищей, не может, как следует жевать и глотать, ненавидит зубную пасту и чистить зубы.)

Сниженная чувствительность (Облизывает, пробует несъедобные объекты, обожает пищу с ярким выраженным вкусом. Может наблюдаться обильное слюнотечение. Грызет ручки, карандаши или воротничок рубашки.)

РАССТРОЙСТВА ОСЯЗАНИЯ:

Гиперчувствительность (Не переносит различные запахи, избегает места, где для него неприятно пахнет, выбирает пищу по запаху, реагирует на запахи острее, чем другие.)

Сниженная чувствительность (Не замечает неприятные или резкие запахи, занюхивает все, что встречает, плохо различает запахи.)

ГБУ «Кашаровский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии»

Игры и упражнения для преодоления сенсомоторных дисфункций у детей с интеллектуальными нарушениями

Подготовил:

учитель-дефектолог

Шевчук Е. А.

2023г.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Игры для детей с нарушениями в развитии Игры- наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Игра.

Игры с пособием «Весёлый ёжик» для детей с нарушениями зрения (цвет и форма)Игры с пособием «Весёлый ёжик» для детей с нарушениями зрения (цвет и форма) «Весёлый ёжик» Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, цветовое восприятие, память. Развивать ориентировку.

Игры со сказкой «Поспешили — насмешили» во второй младшей группе детей с нарушениями зренияИгры со сказкой «Поспешили — насмешили» во второй младшей группе детей с нарушениями зрения Игры со сказкой «Поспешили – насмешили» во второй младшей группе детей с нарушениями зрения. Обычно взрослые только читают ребенку сказку.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии»Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии» Агрессия в человеке заложена самой природой. Агрессия выступает в качестве своеобразного защитного механизма, реакции на раздражение. Во.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для преодоления сенсомоторных дисфункций у детей с интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 29 мая 2024 в 19:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения для преодоления сенсомоторных дисфункций у детей с интеллектуальными нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шевчук (УИ 159866) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД