Дина Коробейникова
Игры и упражнения для формирования образной речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие за крылатыми выражениями»
Как приятно слышать умную речь. Для формирования образной речи у детей мы используем упражнения и лексические задания, которые способствуют предупреждению речевых недостатков, активизируют словарь, развивают у ребенка внимание к слову и его значению. Лексические упражнения формируют практические навыки : умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова. Итак, отправляемся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями.
Публикация «Игры и упражнения для формирования образной речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2020
Упражнение «Пословицы»
Выделить на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Предложить детям послушать пословицы, которые они знают, и найти в них слова с противоположным значением.
Примерный набор пословиц
• Готовь сани летом, а телегу зимой.
• Труд кормит, а лень портит.
• Глазами плачет, а сердцем смеется.
• Слушай больше, говори меньше
• Умел начать, умей окончить.
• Родная сторона мать, чужая мачеха.
• Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
В конце упражнения полезно задать детям вопросы: «Как вы понимаете выражение «глазами плачет»? (льет слезы). Какими, другими словами, можно сказать, что человек плачет? (рыдает, хнычет, ноет, ревет, заливается слезами). Как можно назвать мальчика, который все время плачет? (плакса, нюня, рева). А что означает выражение «сердцем смеется»? (человеку радостно, весело). Каким словом можно заменить слово «смеется»? (хохочет, заливается смехом).
Наша речь богата фразеологизмами. Это очень меткие и образные постоянные сравнения, которые в нашей речи употребляются в переносном смысле. Чтобы дети легче запомнили их мы предлагаем картинки-подсказки, на которых изображен небольшой схематичный сюжет.
• «Молчит, словно в рот воды набрал»
• «Будто язык проглотил»
• «Льет как из ведра» (если идет сильный, проливной дождь, ливень)
• «Летит как стрела» (кто-то очень быстро бежит)
• «Чувствую себя как рыба в воде» (чувствовать себя хорошо, свободно, непринужденно)
• «Как грибы после дождя» (появляется что-нибудь быстро, в большом количестве).
Игра «Фразеологический зверинец»
Дети добавляют слово в конце предложения по смыслу.
Голоден как … Хитер как… Труслив как… Здоров как… Изворотлив как… Нем как… Грязный как… Упрям как… Болтлив как… Колючий как… ( Ответы: волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья, осел, сорока, еж)
Игра «Сказочные выражения»
Дети заканчивают крылатые выражения, взятые из сказок:
Поди туда – не знаю куда… Скоро сказка сказывается… Это все присказка… ( Ответы: Принеси то – не знаю что. Да не скоро дело делается. Сказка будет впереди)
Игра «Цветные фразеологизмы»
Дети называют фразеологизмы, в которых встречаются «цветные слова».
• Белым-бело.
• Голубая мечта. Гореть синим пламенем.
• Позеленел от злости. Тоска зеленая. Зеленый свет. Молодо-зелено
• Красная девица. Красная цена. Красное слово.
• Смотреть в розовые очки.
• Чернее ночи. Все в черном цвете. На черный день.
Игра «Математические фразеологизмы»
• Один в поле не войн. В первых рядах. Одну минуту.
• Два сапога пара. В два счета. Два слова сказать.
• Третий лишний.
• Дважды два – четыре.
• Через пятое на десятое.
• Шестое чувство.
• Семь пятниц на неделе. Семь раз отмерь, один отрежь.
• Восьмое чудо света.
• Это дело десятое.
Задание: «Найдите, повторите и объясните»
Читая сказки и рассказы детям, выделяем интонацией голоса «крылатые фразы». Дети обращают на них внимание. В конце прочитанного текста находят, повторяют и объясняют фразеологизмы.
Используя слова и выражения в играх и упражнениях, дает возможность детям заглянуть в прошлое, пройтись по страницам русской истории. Знание фразеологизмов обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.
Используемая литература:
Ушакова О. С. Придумай слово. М. Просвещение, 1996.
Глинка Г. А. Развиваю мышление и речь. СПб: Питер, 2000.
Дошкольное воспитание - 2010.