Юлия Кутырева
Игры и упражнения для формирования навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Условия для развития сотрудничества создаются в разных видах деятельности: это обучение, игровая, трудовая, продуктивная и др. Особое предпочтение отдается навыкам сотрудничества через игру, так как именно игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Игры на развитие сотрудничества можно использовать в любых видах деятельности, как часть организованной совместной деятельности, так и в режимных моментах. В играх со сверстниками дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности.
Публикация «Игры и упражнения для формирования навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: формирование навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста через игру.
Задачи:
• Способствовать развитию взаимоотношений между сверстниками.
• Формировать умения распределять роли, функции и согласовывать свои действия с партнерами.
• Приобретать опыт сотрудничества.
Игры на взаимодействие детей в парах
Сиамские близнецы
Цель: развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия
Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т. д. Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.
Слепой и Поводырь
Цель: развитие межличностного доверия, умения чувствовать других.
Дети разбиваются на пары. Один - «слепой», другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. «Слепой» с закрытыми глазами встает сзади «поводыря» и держится одной рукой за его плечо. Цель поводыря – провести слепого так, чтобы тот не упал, не споткнулся, не ушибся. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Затем траектория и скорость движения увеличивайся.
Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.
Игра «Кенгуру»
Цель: Отработать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.
Содержание: Участники делятся на пары. Один из них кенгуру – стоит, другой – кенгуренок – сначала встает спиной к нему (плотно, а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т. д. На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем - партнерами.
Обсуждение: Участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей. Затем они обсуждают области применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с тревожными детьми.
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что.»
Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.
Ход упражнения : Участники сидят в кругу, лицом друг к другу. Путем перебрасывания мячика каждый участник выбирает себе партнера, и называет один из признаков, по которому они похожи. «Мы с тобой похожи тем, что.». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т. д. Участник, который поймал мячик отвечает : «Мы с тобой отличаемся тем, что.» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д.
Упражнение «Пара»
Упражнение проводится в паре. Один человек – правая рука, другой – левая рука. Задача пары – вырезать из бумаги фигуру, предложенную ведущим. (трафарет звезды, листочка, облако….).
По завершении оцениваются правильность и быстрота работы, насколько пара слаженно работала.
Упражнение «Самая дружная пара»
Упражнение проводится в парах. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Одному ребенку завязываются глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
Упражнение «Газета»
Возьмите двойную газету, разверните ее, положите на пол. Попытайтесь встать на этот «островок». Потом сложите ее вдвое, и снова встаньте. Поэкспериментируйте: какова должна быть минимальная величина «острова», чтобы вы на нем поместились? Но делать это нужно так, чтобы газета не разорвалась.
Упражнение «Слепой автомобиль»
Упражнение в парах. Встаньте друг за другом. Тот, кто сзади – «шофер». Стоящий впереди должен закрыть глаза, а «водитель» должен управлять всеми движениями «слепого автомобиля», употребляя определенные сигналы:
- когда он нажимает пальцами на позвоночник партнера, это означает, что тот должен «ехать» прямо;
- когда он нажимает на левое плечо, это означает – «поверни на лево»;
- когда он нажимает на правое плечо, это означает – «поверни на право», чем больше при нажатии подается вперед плечо, тем круче должен быть поворот);
- когда «водитель» кладет ладонь на затылок впередистоящего, это означает, что тот должен «подать назад»;
- когда «водитель» убирает руку, и вообще не трогает автомобиль, это значит – «стоп»;
- когда «водитель» усиливает давление, это означает – «быстрее».
Повторите сигналы еще раз. Каждый «водитель» отвечает за безопасность своего «автомобиля».
Упражнение «Статуи»
Образуйте пары, в которых один становится участником «А», а другой – участником «Б». Встаньте друг напротив друга так, чтобы между вами было расстояние примерно в полтора метра. «А» должен закрыть глаза и постоять так примерно одну минуту. В это время «Б» принимает какую-нибудь позу и замирает, превратившись в «статую». А теперь я скажу, что должен делать «А». Не открывая глаз, они осторожно идут вперед и пытаются определить наощупь положение тела своего партнера. (1 минута)
После этого «А» - по – прежнему не открывая глаз – должны вернуться на свое место и скопировать позу партнера. Все это время «статуя - оригинал» стоит, не двигаясь (1 минута).
Упражнение «Фигуры из спичек»
Двое садятся спиной друг к другу. Они получают от ведущего по 12 спичек. Первый выкладывает любую фигуру из спичек, а потом объясняет второму, который не видит, что он выложил, как положить спички, не говоря, что он сделал. После этого контролер проверяет, правильно ли сделана фигура. Потом участники могут поменяться ролями (Данное упражнение можно проводить и с помощью листа бумаги и карандаша.)
Упражнение «Яблоко раздора»
Для начала надо забыть все обиды, недопонимания, недовольство и для этого съесть «яблоко раздора». Перед парами взрослый держит на веревочке яблоко, дети должны его съесть без помощи рук.
Упражнение «Совместный рисунок»
Один из пары рисует левую сторону рисунка, другой – правую. Должно получиться гармоничное, цельное изображение.
Упражнение «Накормить друг друга йогуртом»
Участникам пары предлагается одновременно накормить друг друга йогуртом.
Упражнение «Пластилин»
Участникам дается 1 кусок пластилина. Каждый может работать только одной рукой (или правой, или левой). В ходе упражнения участники должны договориться, что будут лепить. Рефлексия: легко ли работать в паре? Нужно ли учиться подстраиваться друг к другу?