Ольга Мотренко
Игры и финансовая грамотность
▼ Скачать + Заказать документы
Игра и финансовая грамотность
В настоящее время многие взрослые люди столкнулись с проблемой нехватки знаний и навыков по управлению личными и семейными финансами, так как не получили соответствующую информацию в детстве (как в период обучения в школе, так и от членов своей семьи).
Публикация «Игры и финансовая грамотность» размещена в разделах
- Игры для детей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Человек, с рациональным отношением к деньгам, не будет в дальнейшем испытывать страха «остаться без денег» или пристрастия к расточительности, он выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.
Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.
Дети 5-7 лет - этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально - психологических особенностей личности как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека. Эти свойства личности в прямой степени влияют на успешность принимаемых взрослым человеком решений в будущем.
В 5-6 летнем возрасте ребёнок может понять, что любой труд — это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться и работать. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладение мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др., так товар или услуга.
Происходит понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги — мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу, универсальное средство обмена.
В 6-7 летнем возрасте ребёнок способен различать разницу между желаниями и потребностями. Учится задавать себе вопрос и оценивать, действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.
Ребёнок в игре познаёт окружающий мир и может приобрести знания финансовой грамотности, если с ним играть в различные сюжетные игры, такие как «Кафе», «Супермаркет», «Банк»
В сюжетно-ролевой игре происходит моделирование настоящей житейской ситуации: изготовление и реализация готовой продукции, осуществляется купля и продажа и товаров. Если объединить реальную и учебно-игровую деятельность, то это будет очень результативно для освоения детьми дошкольного возраста трудных экономических представлений.
В таких играх углубляются знания о разных видах товаров, денежных отношениях. В системе: покупатель – продавец развивается умение пользоваться деньгами; разумно расходовать их. В играх уточняются понятия: «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле». Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. Ребёнок учится определять необходимую сумму денег в зависимости от цены товара. Что ты хочешь купить? Сколько денег ты дал? Сколько должны дать сдачи?
«Игра в магазин» Если вы играете с ребенком «в магазин», рассчитывайтесь настоящими деньгами. Это усилит любопытство к монетам и банкнотам, а заодно поможет быстрее выучить цифры и научиться считать.
«Русские деньги» Закрепление знаний детей о денежных средствах, о названии и достоинстве русских денег, их особенностях; ребёнок внимателен, знает названия купюр и монет Российской Федерации, соблюдает правила игры.
«Учимся экономить»
В этой игре дошкольник воспитывается посредством формирования умения производить денежные траты с умом, сберегать и экономить; способствовать воспитанию бережливого отношения к предметам и ресурсам.
«Что дороже?»
Эта игра даёт представление детям о том, что товары имеют разную стоимость; учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно; закреплять умение классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие); закрепить умение находить товары дешевле (дороже).
«Знакомство с товаром»
Используя предметы-заместители, ребёнок придумывает цены для товара, учится классифицировать товар (молочные товары, хлебные изделия, овощи-фрукты, промышленные товары и т. д.)
«Осваиваем купюры» (общий принцип денежного обращения, собрать нужную сумму денег из имеющихся денежных купюр) ребёнок осознаёт, что стоимость покупок складывается из купюр и монет, осваивает процедуру размена купюр 100, 200,500, 1000, 5000 рублей
«Что - сколько стоит»
После похода в супермаркет с ребёнком можно устроить небольшую проверку. Ребёнок называет по памяти, что сколько стоит. В игре развивается память.
Следующий этап: разложить на самодельной витрине, предложив ребёнку лично придумать цену для продажи. Подберите предметы разных ценовых категорий: гаджеты, продукты, ювелирные украшения, полезные мелочи (зубочистки, спички и т. д.). Если ребёнок назначит слишком высокую или низкую цену, попросить объяснить такое решение.
В этой игре ребёнок учится распознавать дорогие и дешёвые товары, понимать, как формируется цена, отчего это зависит. После такой игры малыш будет держать в памяти ценность вещей вокруг.
«Нужно купить»
В этой игре можно использовать рисунки, картинки. Ребёнок знакомится с понятием «потребности». При помощи взрослого расписать или зарисовать нужды семьи. Придумать с ребёнком, что нужно купить для того или иного блюда. Дети учатся классифицировать предметы (еда, одежда, проезд). У ребёнка формируется самостоятельность, внимательность, осознанность в быту.
«Продай это»
Ребёнок-продавец, должен продать предмет, приводить рациональные доводы. Дети учатся навыку ведения переговоров, смекалке, начинают понимать значение слова «реклама».
В игре, так как и в жизни, ребёнок испытывает затруднения, препятствия, ошибки и невезения, однако зачастую в них и содержится важнейшая значимость. При прохождении трудностей идет формирование характера, создается индивид.
Важно приучать детей в возрасте от 5 до 7 лет осуществлять правильную оценку своих действий, не только с точки зрения выгоды для себя, но и с культурно-нравственной позиции. Взаимосвязь нравственного и финансового воспитания очевидна так же, как и важность формирования основ здорового отношения к деньгам в ранний период взросления дошкольника.
Прививая ребёнку полезные финансовые привычки с детства, вы сможете вырастить его экономически подкованным, готовым к реальной жизни человеком.