Никольская Ирина Николаевна
Игры, формирующие правильное произношение
▼ Скачать + Заказать документы
Общение ребенка со сверстниками и взрослыми более успешно осуществляется тогда, когда взрослый чисто и внятно произносит слова. Неправильное произношение слов может стать причиной их непонимания. Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но для того чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и отчетливого произношения слов, нужно проводить специальные игры и занятия.
Публикация «Игры, формирующие правильное произношение» размещена в разделах
Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного повторения слов, насыщенных свистящими, шипящими и сонорными звуками. Для этого удобно использовать такие игрушки и предметы, чтобы в их названиях эти звуки находились в начале, в конце и в середине слова. Для закрепления правильного звукопроизношения используйте специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражания голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов. Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции. Используя различного рода игры и упражнения, взрослый учит ребенка четко произносить слова. Он просит произнести слово так, чтобы все звуки были ясно слышны. Взрослый сначала произносит слова в слегка замедленном темпе, ребенок повторяет, затем скорость произношения слова увеличивается; весьма эффективно произношение слов шепотом – для этого требуется более четкая артикуляция звуков.
Примерный перечень игр.
«Во дворе»
Цель: развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию.
Ход: Взрослый выразительно читает стихотворение и показывает ребенку соответствующие игрушки: «Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу! Мур-мур-мур, пугаю кур!Ам – ам!Кто там? Му-му-му, молока кому?
Затем задаем ребенку вопросы «Как корова мычит?» и т. п.
«Гав-гав»
Цель: Закрепление произношение звуков по подражанию.
Ход: Взрослый сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображениями животных и птиц. Ребенок с помощью взрослого подражает звукам животных.
Гав! Гав! на заре.
Гав! Гав! на дворе.
На дворе щенок бежал,
А в конюшне конь заржал.
Он сердился: Ты чего
спать мешаешь? Иго-го!
Гав! Гав! на заре.
Гав! Гав! на дворе.
И сказал теленок: Ммууу!
Почему сказал он Муууу?
Мууу сказал он потому,
Что мешают спать ему!
Гав! Гав! на заре.
Гав! Гав! на дворе.
И сказал цыпленок: «Пи!
Ты, щенок, еще поспи!»
А сороки зарядили:
«Рразбудили! Разбудили!»
А козленок: Мее, да мее!
Подремать не дали мне!
Гав! Гав! на заре.
Гав! Гав! на дворе.
И сказал гусак и сказал вот так:
Он сказал: «Вы знаете,
Вы так сильно лаете,
Вы так страшно лаете,
Что просто всем мешаете!»
А щенок все Гав, да Гав!
У него веселый нрав
И веселый этот нрав
Называется «Гав-Гав»!
«Часы тикают»
Цель: Развитие звукопроизношения, закрепление правильного произношения звука «К», звука «Т». Развитие голосового аппарата.
Ход: Взрослый показывает ребенку настольные часы и приглашает послушать, как они «разговаривают». Затем предлагаем ребенку воспроизвести тиканье часов. Упражнение повторяем несколько раз.
«Барабан»
Цель: продолжение формирования правильного и отчетливого произношения звука Б, Бь.
Ход: Взрослый показывает барабан, барабанит, сопровождая свои действия словами. «Бам-бам-бам, так поет барабан. Затем спрашивает у ребенка: «Как поет барабан?». Ребенок сначала вместе со взрослым, а затем один воспроизводит нужные звукосочетания.
«Автомобиль»
Цель: Формирование у ребенка правильного и отчетливого произношения звука «Б» (бь).
Ход: Кукла «спрашивает» у ребенка, знает ли он, как сигналит машина? Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый подсказывает: «Би-и-и-и» и предлагает повторить сначала вместе с ним, а затем самостоятельно.