Марина Прожерина
Игры для развития психологической базы речи
▼ Скачать + Заказать документы
Домашняя игротека
игры для развития психологической базы речи
у детей дошкольного возраста
«Фотоаппарат»
Цель: развивать произвольное внимание и память
1-й вариант. Ребёнку в течение 10 секунд показывать картинку с любым изображением, затем предложить как можно подробнее описать его.
Публикация «Игры для развития психологической базы речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
2-й вариант. Ребёнку в течение 30 секунд показывают картинку с изображением какого-либо сюжета, после чего дают другую, подобную первой, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Ребёнок должен сказать, что изменилось.
«Опиши соседа»
Цель: Развивать память, внимание, наблюдательность.
Описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить её можно где угодно: на прогулке, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы выбираете знакомый предмет или человека. Припоминаете и по очереди называете по одному отличительному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда наступит его очередь.
«Что изменилось»
Цель: развивать произвольное внимание.
Поставьте на стол три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и предложите ребенку рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
«Сделай как я»
Цель: развивать внимание и память.
У взрослого и ребёнка наборы счётных палочек. Взрослый выкладывает из палочек произвольную композицию, в течение 10-15 секунд показывает её ребёнку. Ребёнок из своих палочек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Количество используемых палочек постепенно увеличивается.
«Четвертый лишний»
Цель: развивать концентрацию, распределение внимания, логическое мышление
Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой ( например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить картинками с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?
«Нарисуй»
Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять инструкцию.
- Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).
«Угадай, что я загадал?»
Цель: развивать образную память, речь.
Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.
«Картинки»
Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).
- Сейчас я тебе буду показывать пять (шесть, десять) предметов (картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет (время показа 5-10 секунд).
- А теперь назови предметы, которые запомнил. Порядок значения не имеет.
«Игра в слова»
Цель: развивать слуховую память.
- Я назову несколько слов, а ты их запомни: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….
Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:
Мальчик устал, девочка плачет, папа читает, мама готовит, бабушка отдыхает.
Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении фразы, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите сделать схематический рисунок, который поможет в запоминании.
«Топ-хлоп»
Цель: Развивать внимание, память и мышление.
Взрослый произносит фразы-понятия – правильные и неправильные. Если выражение верное, ребёнок хлопает, если неправильное - топает. Например: «Летом всегда идёт снег», «Картошку едят сырой», «Медведь зимой спит», «Ворона – перелётная птица». Чем старше дети, тем сложнее должны быть фразы-понятия.
Вы можете использовать для развития памяти заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.