Наталья Зотова
Игры для развития навыков словообразования у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПОДБЕРИ ДРУГИЕ СЛОВА
Цель: формирование умения образовывать родственные слова.
Взрослый загадывает загадки про снег: «Скатерть бела весь мир одела».
Все белым-бело сегодня,
И светло, хоть солнца нет.
С неба сыплется холодный,
Белый-белый мягкий. (снег).
— Какие еще слова вы знаете, чтобы в них слышалось снег, снеж? (Снегурочка, снеговик, снегопад, снежинка, снежный и др.). Так же проводится игра с другими словами.
2. ЧЬЕ, ЧЬЕ? МОЕ!
Публикация «Игры для развития навыков словообразования у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать существительное и прилагательное в роде.
Материал: мешок, сорока (игрушка или картинка, детские вещи (одежда, игрушки).
Взрослый складывает в мешок детские вещи и игрушки. Мешок вносит в комнату вместе с сорокой. Объясняет:
— Это сорока-воровка. Она собрала разные вещи у нас в комнате, все схватила, что плохо лежит. Смеется над вами: «Чье, чье все? Мое!» Давайте-ка рассмотрим, что чье. Это что? (Туфли.) Чьи туфли? И т. д.
Вещи по одной достают из мешка, называют, определяют хозяина (чей? чья? чье). «Ванин заяц, Танина кукла и т. д.) Хозяин получает свою вещь и убирает ее на место.
3. ДВА БРАТА
Цель: осваивать способы образования видовых пар глаголов.
Материал: два медвежонка.
Расскажем детям следующую историю:
— Жили-были в лесу два брата — два маленьких медвежонка. Звали их Шустрик и Мямлик (показываем игрушки). Шустрик был веселый, послушный и всегда успевал все сделать вовремя. Мямлик был очень медлительный. У него не хватало времени даже на любимые игры, поэтому он всегда грустил, а вот родители считали его непослушным.
—Как-то рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, а Мямлик еще только. встает (здесь и далее после многоточия приводятся слова, которые называют дети). Шустрик оделся, а Мямлик. одевается (заправил постель — заправляет, умылся — умывается, почистил зубы — чистит, позавтракал — завтракает, пришел в школу — идет в школу, пообедал — обедает, сделал уроки — делает уроки, собрался на прогулку — собирается, лег спать — ложится и т. д.).
— Дети, подскажите Мямлику, как сделаться веселым.
Примечание. В этой игре можно использовать самые разные сюжеты: «На прогулке», «В лесу», «На реке», «На утренней гимнастике» и др.
4. МОЛЧОК
(Русская народная игра)
Цель: образовывать глаголы от имен существительных.
Материал: барабан, дудочка, звонок, труба, машина с сигналом, свис-ток.
Дети хором говорят знакомый им текст:
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем мы играть:
Чик-чок, рот на крючок
И молчок!
Сказав слово «молчок», дети замолкают и стараются не улыбаться. Выполнить эту задачу многим не очень легко. Кто нарушит правила игры, отдает водящему (взрослому) какой-нибудь фант. Когда фантов наберется примерно пять, их разыгрывают. Для этого взрослый подбирает барабан, дудочку, колокольчик, трубу, машину с сигналом, свисток. Он садится спиной к детям. Ребенок из победителей берет чей-либо фант, показывает всем, подходит к водящему сзади и спрашивает: «Что этому фанту сделать?» Водящий отвечает, например: барабанить на барабане (дудеть в дудочку, трубить на трубе, сигналить сигналом, свистеть в свисток, звонить в звонок).
Кто выполнит поручение, получает свой фант обратно.
5. ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ОТПУСК
Цель: учиться понимать оттенки значений слов, овладевать представлениями об изменении значений слова с изменением приставки, суффикса.
На фланелеграфе изображение машины. Взрослый говорит:
Давайте поможем Петрушке съездить в отпуск. Вот Петрушка сидит в машине и едет в отпуск. Он решил в деревню. (поехать). Ехал, ехал и к яме. (подъехал). Петрушка не растерялся и яму. (объехал, потом через мост. (переехал) и по ровной дороге быстро. (поехал, помчался). Через день он в деревню. (приехал).
А Карлсон хочет лететь на самолете. Карлсон решил. (лететь) на мо-ре. Но по пути хотел к Петрушке. (залететь, отдохнуть, позагорать и потом снова. (лететь). Он должен горы. (перелететь, облететь) и в Сочи. (прилететь, приземлиться) в тот же день. Хорошо отдыхать летом!»
6. МИШКА-МУЗЫКАНТ
Цель: соотносить наименования музыкальных инструментов с названиями музыкальных специальностей.
Материал: картинки с изображением музыкантов и музыкальных инструментов (заяц-барабанщик, мишка-горнист, лиса-гитарист, заяц-балалаечник, пианист и др.); игрушки: пианино детское, балалайка, барабан, медвежонок.
В гости к детям приходит медвежонок. Он что-то принес. Ведущий спрашивает: «Что это у тебя, мишка?»
— Хочу поиграть с ребятами,— говорит медвежонок. — У меня здесь музыкальные инструменты. Это. пианино (инструмент называют дети, это. барабан, а вот. балалайка. Закройте глаза. На чем я играю? (На барабане.) А как называют музыканта, который играет на барабане? (Барабанщик.) Значит, я сейчас барабанщик. А сейчас кто я? Пиа. нист. На чем я играл? (На пианино.)
— Барабан нужен барабанщику, пианино — пианисту. А для кого балалайка? Кто играет на балалайке? (Бала. лаечник.)
— Я принес вам картинки. На них нарисованы разные музыканты. И я музыкант. Играю на разных инструментах. (Выставляет на панно картинки.) Отыщите, кто здесь горнист. Правильно, это я горнист. А как вы догадались, что горнист— это я? (На картинке медвежонок держит в руках горн.) А кто здесь гитарист? Как вы догадались? Кому нужна гитара?
Далее взрослый загадывает детям загадки. Он изображает игру на разных музыкальных инструментах, задает вопросы: «Кто так играет? На чем играет?»
7. КИОСК ОТКРЫТОК
Цель: соотносить наименования действий с названиями спортивных специальностей.
Материал: открытки с изображениями спортсменов (хоккеисты, футболисты, бегуны, прыгуны, пловцы, борцы, лучники, наездники и др., игрушечный медвежонок.
Взрослый говорит: «У медвежонка сегодня день рождения. Вы можете поздравить его и сделать ему подарки. Медвежонок собирает открытки. Вот у нас киоск открыток. Вы можете купить любую открытку. Надо только правильно назвать, кто на ней изображен и что он делает.
Кто хочет поздравить мишку? Иди сюда, Света. Какую открытку ты выбрала? Кто на ней изображен? Что он делает? Пожалуйста, вот твоя покупка. Поздравляй медвежонка».
После того как все открытки будут куплены и подарены медвежонку, взрослый вместе с медвежонком загадывает детям загадки, изображая движения, характерные для представителей того или иного вида спорта. Дети отгадывают: «Бегун. пловец.» и т. д.
В процессе игры возникает словотворчество. Взрослый при необходимости подсказывает начало слова или все слово.
8. НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки.
Взрослый говорит детям примерно следующее: «Есть много разных слов. Вас даже зовут по-разному: Лена, Саша, Алеша, Оля. Можно еще называть ласково: Лена, Леночка, Ленуля, Аленушка, Ленуся. Все это близкие слова, только ласковые. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я буду называть животное или человека, а вы говорите ласковые слова».
Заяц — зайчонок, зайчишка, зайка, заюшка.
Бабушка — бабулечка, бабуля, бабуленька.
Мама — мамочка, маменька, мамуля, матушка.
Лиса — лисичка, лисонька.
Дочь — дочка, доченька, дочурка.
9. ЧТО ДЛЯ ЧЕГО?
Цель: образовывание имен существительные со значением вместилища.
Взрослый предлагает назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).
Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, мыло — в мыльнице, конфеты- в конфетнице).
10. ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ
Цель: образование имен существительных, обозначающих детенышей животных.
Назови детенышей (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок).
— А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок, свинья — поросенок.)
11. НАЗОВИ ПРОФЕССИИ (по картинкам).
Цель: образование имен существительных со значением лица по роду деятельности.
Взрослый предлагает детям ответить на вопросы:
Кто носит багаж? (Носильщик.)
Кто сваривает трубы? (Сварщик.)
Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)
Кто работает на кране? (Крановщик.)
Кто укладывает камни? (Каменщик.)
Кто точит ножи? (Точильщик.)
Кто чинит часы? (Часовщик.)
Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)