Елена Куплинова
Игры для подготовки ребёнка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Скоро ваш ребенок выйдет из детского сада.
Следующая ступенька в жизни ребенка – школа.
Как правильно подготовить будущего ученика к этому важному событию?
Прежде всего, нужно сформировать знания и речь, которыми он должен овладеть до того, как пойдет в первый класс. Значит, надо заниматься. Занятия должны быть регулярными. Лучше использовать время после отдыха. Обучение лучше всего проводить в игровой форме. По продолжительности заниматься можно 20-30 минут в день. Некоторые занятия можно проводить во время прогулки. Но для формирования новых знаний, требующих внимания, необходима спокойная обстановка, и отсутствие отвлекающих факторов. Поощряйте маленькие успехи ребёнка, и умело дозируйте свою помощь, подсказку, помогайте так, чтобы ребенок не заметил, что ему помогли. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, старайтесь помочь ему в том, в чем он затрудняется.
Публикация «Игры для подготовки ребёнка к школе» размещена в разделах
Какие игры наиболее полезны для подготовки детей к школе? Перечислить все игры невозможно, вы можете выбрать игры для подготовки к школе по своему вкусу, но обратите внимание на те, которые: формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушел?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Повтори рисунок»); развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме); развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова на оборот», «Синонимы», «Составляем рассказ»).
С чего же начинать занятия по обучению грамоте? Поиграем с ребенком в жуков. Вот жучки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж. Вместе вы «летаете» по комнате и жужжите. Присели на цветок, замолчали, а потом снова полет и жужжание. «Какую песенку мы поем?» — прерывает жужжание мама. «Ж-ж-ж»,— отвечает она сама, если ребенок не понял ее вопроса, и малыш с удовольствием присоединяется: «Ж-ж-ж».— «А послушай, в слове жук есть эта песенка: ж-ж-жук. Слышишь, как он поёт свою песенку? Давай-ка вместе — ж-ж-жук».
Нужно отметить, что произнести таким образом слово, ребенку совсем не легко. Он должен изменить свою артикуляцию, как бы пощупать слово, найти в нем звук ж и потянуть его.
«Давай еще поищем слова, в которых жук оставил свою песенку. Ну-ка угадай: это животное с самой длинной шеей. Ну, конечно, ты угадал: жираф. Давай вместе скажем это слово так, чтобы услышать в нем песенку жука. А еще, какое ты знаешь слово?»
Надо дать ребенку самому придумать слово, в котором спрятался жук. Можно запутать ребенка, тем самым мы увидим, что он понял нас. Например: «Мы иногда едим это с чаем. Варенье? Послушай внимательно: ваареенье. Слышишь ты в нем песенку жука? Скажем вместе: ваареенье. Нет, этой песенки там нет. Ты правильно подумал — действительно, варенье — это вкусно, сладко, мы едим его с чаем, но только жук не оставил в нем свою песенку. А вот в слове пирожжжное ты слышишь песенку жука? Да? Ну-ка скажем это слово вместе: пирожжжное. Ты прав, там есть эта песенка».
Есть много звуков, само произнесение которых можно обыграть: з-з-з — звенит комарик, ш-ш-ш — шипит змея, р-р-р — рычит собака. Дети, как правило, с удовольствием играют в эти игры, постепенно учатся произвольно менять свою артикуляцию, произносить слово так, чтобы была слышна песенка комарика, шуршанье листьев и т. д.
Когда вы увидите, что ваш ребенок легко справляется с изменением своей артикуляции при поиске нужного звука, усложните задание: кто больше назовет слов, в которых шипит змейка, слов со звуком Ш. «Какая твоя любимая игрушка?» — «Машина».— «Не слышу, как там шипит змейка».— «Машшшина».— «Отлично! Ты правильно назвал слово. «Теперь я скажу слово со звуком ш,— мама задумывается. — Кошшшка,— Теперь ты».
Когда ребенок будет находить любой заданный вами звук, можно предложить ему определить место звука в слове (начало, середина, конец). Для этого можно использовать наглядный материал.
Играя с ребенком, обязательно обратите его внимание на то, как по-разному звучат звуки, очень похожие: первый в словах ммышка и ммишка. В слове мышка он звучит строго, сердито: м-м-м, а в слове ммишка — улыбается, ласково звучит: мь-мь. И когда в игре вы соревнуетесь, кто больше назовет слов, в которых звенит комарик, то, пожалуйста, не забудьте, что есть большие комары, которые звенят сердито: з-з-з, а есть маленькие, которые тоненько звенят: зь-зь-зь. Поэтому придумывайте слова сначала с песенкой большого комара, а потом с песенкой маленького комарика.
Ребенок еще не знает ни о твердости, ни о мягкости. Это он узнает в школе. Но различать их он должен обязательно и делает это, как правило, легко. Если же он ошибается и называет слово с песней большого комара — Зина, то мама не должна пропустить эту ошибку: «Послушай, как ласково звенит здесь комарик: Зьзьина, а большой комар звенел бы сердито: 3зына».
Вы увидите, что довольно скоро никакой помощи ребенку в этих играх не понадобится, более того, если мама — постоянный партнер — иногда должна «поддаваться», чтобы у ребенка не угас интерес к игре.
Ф Й Ц У К
Е Н Г Ш Щ
З Х Ъ Ё Ы
В А П Р О
Л Д Ж Э Я
Ч С М И Т
Ь Б Ю
Когда звуки речи для ребёнка так интересны, можно начать играть с буквами.
• Можно предложить ребенку соревнование «Кто быстрее найдет заданную букву»,
• «Найти буквы по порядку от А до Я», сначала просто ищем, затем можно по времени, найти за минуту все буквы,
• «Какая буква находится в правом верхнем углу, в нижнем левом углу» и т. д.
• «Цифровой ряд». Если ребенок знаком с цифрами, то выкладываем цифры до пяти и больше. Называем любое слово по буквам и на каждый звук выдвигаем вперед цифру, тем самым определяя последовательность звуков в слове.
Эти цифры можно обыграть по-другому. «Назови следующее число»(один, два, три….);
"Назови соседей чисел", (кто стоит между двойкой и четверкой, а кто после тройки, перед пятеркой и т. д.);
"Назови числа", (назови число, которое больше пяти, но меньше семи, назови числа, которые меньше восьми, но больше четырех и т. д.)
"Ищем звук в слове". Смотрим на картинку и определяем звук, начало, середина, конец. Разукрашиваем соответствующий квадрат под картинкой.
Выкладываем буквы, из счетных палочек, круп.
Угадывание предметов или букв, цифр, на незаконченных, недописанных, зашумленных рисунках.
Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.
Найди по тени. Ребенку предлагается сделать рисунок, представляющий собой зеркальное отображение исходного.
Одна из известных игр, которая не только развивает внимание, но и помогает логически мыслить, — сборка пазлов. В них формируется целостный образ предмета, ребенок учитывает пространственное расположение деталей и их соотношение с другими частями целого. Дети очень быстро их запоминают и легко собирают по памяти и интерес к ним пропадает. Поэтому можно предложить понравившуюся картинку с журнала, или с раскраски, разрезать ее на части, неровными линиями, геометрическими фигурами и ребенку будет интересно собирать ее.
Так же ребенку помогут сделать первые шаги в логическом мире геометрические конструкторы и игры-головоломки. Эти игры развивают сообразительность, воображение и пространственные представления, воссоздание из геометрических фигур образных изображений.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ. 1. Игра «Инопланетянин». Взрослый представляется инопланетянином и просит ребенка рассказать про задуманный вами любой предмет: я никогда не видел и не знаю что такое стул. Ребенок в подробности должен рассказать описать признаки и свойства этого предмета, так чтоб было понятно, что это и для чего. 2. «Звериная семья». Предлагаем ребенку назвать папу, маму и детенышей в ед. и мн. числе. - Мама-корова, а папа… И у них родились… 3. Возвращаясь домой с детского сада, опишите дикое животное, домашнее. Можно задавать ребенку наводящие вопросы: название, внешний вид, как голос подает, где живет, чем питается, если есть польза, то какая. 4. «Узнай по описанию». Задавайте друг другу загадки: • Мяукает, царапается, мурлычет. • Хитрая, ловкая, хороший охотник. • Желтые, красные, осенние. • Красное, сладкое, спелое. • Старый, кирпичный, двухэтажный. 5. «Белый — черный». Подбери к каждому слову противоположное. Веселый-…. добрый-…. твердый-… Широкий-…. громкий-… быстрый-… Высокий-… холодный-… старый-… 6. «Один — много». Я называю один предмет, а ты много: дерево-… ветер-… крыло-… глаз-… платье-… ведро-… окно-… ухо-… книга-… 7. «Рассказ по картинке». Давай расставим картинки в правильной последовательности: с чего все начиналось, что произошло и чем все закончилось?
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. Будущим первоклассникам просто необходима моторная умелость! Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга и развитие мелких мышц кисти. Эффективными путями для развития мелкой моторики пальцев рук и развития ручной умелости являются рисование, лепка (из соленого теста, теплого воска, глины, пластилина, конструирование, аппликация (выполнение аппликации из природного материала, пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него, пальчиковый театр. Старайтесь не только играть в вышеперечисленные игры для подготовки к школе, но и как можно чаще хвалить, подбадривать и быть просто рядом. Даже если у вашего ребёнка что-то не получается, вы должны приложить массу усилий и убедить его, что скоро у него все получится! Это порой бывает нелегко, но результат оправдывает усилия.