Булатова Вера Сергеевна
Игрушки детей младшего дошкольного возраста и их роль в развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушки детей младшего дошкольного возраста.
Их роль в развитии ребенка.
Игрушка – спутник жизни ребенка, источник его радости. Это не только материал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр, а в руках взрослого игрушка – одно из важнейших средств воспитания. Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического и физического развития ребенка и его обучения.
Публикация «Игрушки детей младшего дошкольного возраста и их роль в развитии ребенка» размещена в разделах
Доказано: от того, какие игрушки окружали ребенка, в немалой степени зависит, чем он будет заниматься, когда вырастет.
Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения не имеющий. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предмета (в том числе и животных, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним. Например, кукла – обобщенный образ человека (чаще всего ребенка) – позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, купать, переодевать и т. п. Для детей игрушки были и остаются неизменным спутником детства, средством информации, в котором в доступной для малыша форме зафиксированы свойства, качества, основные признаки предметного, растительного, животного мира, мира людей. Игрушка помогает ребенку научиться отличать живое от неживого, по-разному взаимодействовать с живыми и неживыми объектами; анализировать, сравнивать, классифицировать, объединять в группы различные объекты. Игрушка становится для ребёнком другом, которому малыш доверяется свои секреты, с которым разговаривает, советуется, воспитывает, ухаживает. По отношению к любимой игрушке ребёнок совершает все те действия, которые выполняет по отношению к нему взрослый.
Особое значение имеет игрушка в жизни ребенка младшего дошкольного возраста,
потому что именно в этом возрасте она выступает основным источником информации для малыша. Основная деятельность ребёнка – игра, уже к 2-м годам ребёнок проигрывает отдельные сюжеты. А неотделимой частью игры является игрушка.
Игрушка – это своеобразный эталон тех предметов, назначение которых нужно узнать, освоить свойства и различные действия с ними с целью овладения опытом человеческой деятельности.
Игрушка – неизменный спутник ребёнка с первых дней его жизни. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки, сортеры и каталки — любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Она ставит перед ним игровые задачи, что побуждает малыша к размышлению и развитию познавательных интересов.
Игрушка – источник радости ребёнка, предмет его развлечений и переживания. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить ребёнка к вхождению в общественные отношения.
Главная задача взрослого, как считала Г. А. Урунтаева, в том, чтобы научить малыша действовать с игрушками. Поэтому взрослый сначала помогает ребёнку в играх с игрушками и наделяет её определёнными положительными качествами. Позже ребёнок делает это самостоятельно, по своему усмотрению. Играя, ребёнок переживает со своей игрушкой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.
Влияние игрушки на всесторонне развитие ребёнка :
1. Развивающее :
Развивает психические процессы:
• восприятие и ощущение;
• внимание;
• память;
• мышление;
• воображение;
• чувства и эмоции;
• речь.
Способствует физическому развитию :
• Развивает физические качества;
• Совершенствует мелкую и крупную моторику;
• Развивает мимику и жесты;
• Формирует усидчивость.
Способствует умственному развитию :
• Формирует познавательную активность.
• Формирует наблюдательность, любознательность, целеустремлённость.
• Развивается исследовательская деятельность.
• Расширяет кругозор.
Способствует нравственному развитию :
• Позволяет накопить опыт положительных нравственных переживаний.
• Развиваются нравственные качества: гуманизм, патриотизм, коллективизм, трудолюбие.
• Развивается нравственное поведение.
• Развивается умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Способствует эстетическому развитию :
• Развивает чувства и эмоции.
• Приобщает к красоте окружающего мира.
2. Обучающее:
• Знакомит с окружающим миром, даёт определённые знания о свойствах и качествах предметов, о действиях с ними.
• Знакомит с явлениями природы.
• Учит определённым навыкам и умениям с теми или иными предметами.
• Знакомятся с нравственными нормами и правилами поведения.
3. Воспитывающие:
• Формирует личность ребёнка.
• Формирует первоначальные понятия добра и зла.
• Помогает бороться со страхами и капризами.
• Помогает воспитать интерес к труду.
• Способствует приобщению к коллективу, воспитывается доброжелательность, сопереживание.
• Является средством самовоспитания.
• Воспитывает бережливость, аккуратность, организованность.
С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации среди сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах, и этических нормах.
В младенчестве ребенок получает погремушки, с которыми манипулирует. При этом происходит запечатление форм и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение.
В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки и др., через которые ребенок учится соотносить и различать формы, размеры и цвета.
В том же возрасте он получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель, машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.
Дети в игре воспроизводят почти все жизненные ситуации: играют в свадьбы, прием гостей, рождение младенца и т. д. Несомненно, это приобщает их к традиции, закладывает определенные моральные устои.
Еще К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок не выражает интереса к играм, пассивен или играет стереотипно и примитивно для своего возраста - это серьезный сигнал для взрослого: такой ребенок требует особого внимания, это «особенный» ребенок - может быть, гений, а может, неблагополучный.
С помощью игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание приятнее. Игра - средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.
Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой «свернутой форме» передается состояние современной культуры (цивилизации, направление движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.
Игрушка – средство воздействия на нравственную сторону ребенка. Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки – изображения мишки, зайца, обезьяны, собаки и др. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее кукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем воображении на основе собственного опыта. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребенок учится рефлексии, эмоциональному отождествлению.
Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Благодаря воле и воображению ребенка, она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма. Она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок. Кукла или мягкая игрушка – партнер в общении во всех его проявлениях. У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой, он по-своему привязывается к игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.
Ценность игрушки заключается в следующем:
• дети видят в ней такую же несомненную для себя действительность, какой для взрослых являются законы, машины, ежедневные заботы;
• создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры, как деятельности;
• она делает действия детей реальными, что связано с психологической особенностью игры: в ней много воображаемого, условного, но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны;
• дает возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства;
• помогает воспитанию у детей интереса к труду, дает представления о людях разных профессий;
• игрушка несет эмоциональную и смысловую нагрузку, знакомит с окружающим миром, облегчает понимание связей между разными явлениями жизни, служит опорой для творческого воображения, удовлетворяет потребность в активном общении;
• объединяет детей.
Доказано, что от того, какие игрушки окружают ребенка, в немалой степени зависит, чем он будет заниматься, когда вырастет.
Игрушка не просто забава, она дает детям яркие, запоминающиеся образы. И от того, какими они будут, во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений картины мира.
Игрушка должна удовлетворять стремление ребенка к активности и возбуждать ее.
Образная игрушка должна быть реалистичной, давать правильное представление о предмете, его особенностях и жизненном назначении.
Динамичность – одно из важнейших качеств игрушки, обеспечивающее многоплановость использования ее в игре.
В хорошей игрушке гармонично сочетаются конструкция, пластическая форма с цветом, окраской. Оформление и конструкция игрушки должны соответствовать особенностям восприятия ребенка на разных возрастных этапах.
Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и побуждать их к коллективным играм.
Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.
Конструкция игрушки, материал, из которого она изготовляется, должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям.
Считается, что наибольшую пользу приносят игрушки, сделанные из натуральных материалов: дерева, шерсти, соломы и т. д. Они безопасны для здоровья и приближают к природе.
Игрушки призваны развивать у ребенка сообразительность, внимание, логическое мышление. Они могут даже помочь справиться с некоторыми проблемами в развитии. Кстати, надоевшие, старые игрушки можно и нужно периодически от ребенка прятать, чтобы он о них забыл. Когда вы их достанете, он воспримет их как новые, игрушки снова будут «работать».
С игрушками или без маленький человек будет взрослеть. Но дать его развитию правильное направление могут именно хорошо подобранные в раннем возрасте игрушки. Пусть они будут яркими, весёлыми. Пусть их лица и мордочки смотрят на него дружелюбно. Пусть близкие люди улыбаются ему в те моменты, когда он делает свои открытия. В будущем это поможет ему стать уверенным в себе, активным, общительным человеком.
Детей нужно обучать не только математике, английскому языку и рисованию. Их нужно учить правильному построению отношений с окружающими, позитивному восприятию других людей, сочувствию, дружбе, настойчивости в достижении своих целей. Все эти важные качества малыш тренирует, общаясь с игрушками. Именно кукле он впервые оказывает помощь, именно ей сочувствует, её успокаивает и жалеет, с ней разговаривает. Эмоции, пережитые в воображаемом общении с развивающими игрушками, станут для него в будущем основой построения отношений с близкими, друзьями, учителями, незнакомцам.
Список литературы
1. Е. А. Косаковская «Игрушки в жизни ребёнка» Москва, 2005
2. Воспитание детей в игре/ Под ред. Д. В. Менджерицкой. - М. : Просвещение, 2006
3. В. С. Мухина «Игрушка как средство психологического развития ребёнка» Дошкольное воспитание, 2005 №3
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
5. образования. – М., 2013.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного
7. образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014.
8. Абраменкова В. Ребенок в «заэкранье». Кромешный мир компьютерных игр. – М. : Лепта книга, 2009. – 112 с. (В помощь родителям).
9. Коняев Н. М. Игрушки русских императоров. Детство дворцового мальчика. – СПб. : Издательство «Сатисъ», 2005. – 332 с.
10. Лыкова И. А., Касаткина Е. И., Пеганова С. Н. Играют девочки: гендерный подход в образовании: Учебно-методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 96 с., илл.
11. Лыкова И. А., Касаткина Е. И., Пеганова С. Н. Играют мальчики: гендерный подход в образовании: Учебно-методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 96 с., илл.
12. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
13. Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М. : Айрис-пресс, 2003. – 208 с. : ил. – (Первые шаги).
14. Дошкольная педагогика : Методика и организация ком. воспитания в дет. саду. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)»/Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1983. – 288 с.
15. https://www.mirwomne.ru/deti-1-3/articles/razwitie-rebenka/vliyanie-ifruschek/ - Берегись… игрушки!
16. https://pererojdenie.info/detskij-mir/vliyanie-igrushek-na-detskuyu-psixiku.html - Влияние игрушек на детскую психику
17. https://www.semya-rastet.ru/razd/igrushka_i_antiigrushka/ - Игрушка и антиигрушка.
18. https://ruslekar.info/Razmishleniyao-sovremennih-igrushkah-2028.html - Размышления о современных игрушках.