Приложение МААМ

Игрушки детей младшего дошкольного возраста и их роль в развитии ребенка

Булатова Вера Сергеевна
Игрушки детей младшего дошкольного возраста и их роль в развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Игрушки детей младшего дошкольного возраста.

Их роль в развитии ребенка.

Игрушка – спутник жизни ребенка, источник его радости. Это не только материал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр, а в руках взрослого игрушка – одно из важнейших средств воспитания. Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического и физического развития ребенка и его обучения.

Публикация «Игрушки детей младшего дошкольного возраста и их роль в развитии ребенка» размещена в разделах

Доказано: от того, какие игрушки окружали ребенка, в немалой степени зависит, чем он будет заниматься, когда вырастет.

Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения не имеющий. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предмета (в том числе и животных, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним. Например, кукла – обобщенный образ человека (чаще всего ребенка)позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, купать, переодевать и т. п. Для детей игрушки были и остаются неизменным спутником детства, средством информации, в котором в доступной для малыша форме зафиксированы свойства, качества, основные признаки предметного, растительного, животного мира, мира людей. Игрушка помогает ребенку научиться отличать живое от неживого, по-разному взаимодействовать с живыми и неживыми объектами; анализировать, сравнивать, классифицировать, объединять в группы различные объекты. Игрушка становится для ребёнком другом, которому малыш доверяется свои секреты, с которым разговаривает, советуется, воспитывает, ухаживает. По отношению к любимой игрушке ребёнок совершает все те действия, которые выполняет по отношению к нему взрослый.

Особое значение имеет игрушка в жизни ребенка младшего дошкольного возраста,

потому что именно в этом возрасте она выступает основным источником информации для малыша. Основная деятельность ребёнка – игра, уже к 2-м годам ребёнок проигрывает отдельные сюжеты. А неотделимой частью игры является игрушка.

Игрушка – это своеобразный эталон тех предметов, назначение которых нужно узнать, освоить свойства и различные действия с ними с целью овладения опытом человеческой деятельности.

Игрушка – неизменный спутник ребёнка с первых дней его жизни. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки, сортеры и каталки — любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Она ставит перед ним игровые задачи, что побуждает малыша к размышлению и развитию познавательных интересов.

Игрушка – источник радости ребёнка, предмет его развлечений и переживания. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить ребёнка к вхождению в общественные отношения.

Главная задача взрослого, как считала Г. А. Урунтаева, в том, чтобы научить малыша действовать с игрушками. Поэтому взрослый сначала помогает ребёнку в играх с игрушками и наделяет её определёнными положительными качествами. Позже ребёнок делает это самостоятельно, по своему усмотрению. Играя, ребёнок переживает со своей игрушкой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Влияние игрушки на всесторонне развитие ребёнка :

1. Развивающее :

Развивает психические процессы:

• восприятие и ощущение;

• внимание;

• память;

• мышление;

• воображение;

• чувства и эмоции;

• речь.

Способствует физическому развитию :

Развивает физические качества;

• Совершенствует мелкую и крупную моторику;

Развивает мимику и жесты;

• Формирует усидчивость.

Способствует умственному развитию :

• Формирует познавательную активность.

• Формирует наблюдательность, любознательность, целеустремлённость.

Развивается исследовательская деятельность.

• Расширяет кругозор.

Способствует нравственному развитию :

• Позволяет накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Развиваются нравственные качества: гуманизм, патриотизм, коллективизм, трудолюбие.

Развивается нравственное поведение.

Развивается умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Способствует эстетическому развитию :

Развивает чувства и эмоции.

• Приобщает к красоте окружающего мира.

2. Обучающее:

• Знакомит с окружающим миром, даёт определённые знания о свойствах и качествах предметов, о действиях с ними.

• Знакомит с явлениями природы.

• Учит определённым навыкам и умениям с теми или иными предметами.

• Знакомятся с нравственными нормами и правилами поведения.

3. Воспитывающие:

• Формирует личность ребёнка.

• Формирует первоначальные понятия добра и зла.

• Помогает бороться со страхами и капризами.

• Помогает воспитать интерес к труду.

• Способствует приобщению к коллективу, воспитывается доброжелательность, сопереживание.

• Является средством самовоспитания.

• Воспитывает бережливость, аккуратность, организованность.

С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации среди сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах, и этических нормах.

В младенчестве ребенок получает погремушки, с которыми манипулирует. При этом происходит запечатление форм и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение.

В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки и др., через которые ребенок учится соотносить и различать формы, размеры и цвета.

В том же возрасте он получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель, машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Дети в игре воспроизводят почти все жизненные ситуации: играют в свадьбы, прием гостей, рождение младенца и т. д. Несомненно, это приобщает их к традиции, закладывает определенные моральные устои.

Еще К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок не выражает интереса к играм, пассивен или играет стереотипно и примитивно для своего возраста - это серьезный сигнал для взрослого: такой ребенок требует особого внимания, это «особенный» ребенок - может быть, гений, а может, неблагополучный.

С помощью игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание приятнее. Игра - средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.

Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой «свернутой форме» передается состояние современной культуры (цивилизации, направление движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.

Игрушка – средство воздействия на нравственную сторону ребенка. Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки – изображения мишки, зайца, обезьяны, собаки и др. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее кукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем воображении на основе собственного опыта. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребенок учится рефлексии, эмоциональному отождествлению.

Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Благодаря воле и воображению ребенка, она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма. Она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок. Кукла или мягкая игрушка – партнер в общении во всех его проявлениях. У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой, он по-своему привязывается к игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

Ценность игрушки заключается в следующем:

• дети видят в ней такую же несомненную для себя действительность, какой для взрослых являются законы, машины, ежедневные заботы;

• создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры, как деятельности;

• она делает действия детей реальными, что связано с психологической особенностью игры: в ней много воображаемого, условного, но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны;

• дает возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства;

• помогает воспитанию у детей интереса к труду, дает представления о людях разных профессий;

игрушка несет эмоциональную и смысловую нагрузку, знакомит с окружающим миром, облегчает понимание связей между разными явлениями жизни, служит опорой для творческого воображения, удовлетворяет потребность в активном общении;

• объединяет детей.

Доказано, что от того, какие игрушки окружают ребенка, в немалой степени зависит, чем он будет заниматься, когда вырастет.

Игрушка не просто забава, она дает детям яркие, запоминающиеся образы. И от того, какими они будут, во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений картины мира.

Игрушка должна удовлетворять стремление ребенка к активности и возбуждать ее.

Образная игрушка должна быть реалистичной, давать правильное представление о предмете, его особенностях и жизненном назначении.

Динамичность – одно из важнейших качеств игрушки, обеспечивающее многоплановость использования ее в игре.

В хорошей игрушке гармонично сочетаются конструкция, пластическая форма с цветом, окраской. Оформление и конструкция игрушки должны соответствовать особенностям восприятия ребенка на разных возрастных этапах.

Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и побуждать их к коллективным играм.

Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Конструкция игрушки, материал, из которого она изготовляется, должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям.

Считается, что наибольшую пользу приносят игрушки, сделанные из натуральных материалов: дерева, шерсти, соломы и т. д. Они безопасны для здоровья и приближают к природе.

Игрушки призваны развивать у ребенка сообразительность, внимание, логическое мышление. Они могут даже помочь справиться с некоторыми проблемами в развитии. Кстати, надоевшие, старые игрушки можно и нужно периодически от ребенка прятать, чтобы он о них забыл. Когда вы их достанете, он воспримет их как новые, игрушки снова будут «работать».

С игрушками или без маленький человек будет взрослеть. Но дать его развитию правильное направление могут именно хорошо подобранные в раннем возрасте игрушки. Пусть они будут яркими, весёлыми. Пусть их лица и мордочки смотрят на него дружелюбно. Пусть близкие люди улыбаются ему в те моменты, когда он делает свои открытия. В будущем это поможет ему стать уверенным в себе, активным, общительным человеком.

Детей нужно обучать не только математике, английскому языку и рисованию. Их нужно учить правильному построению отношений с окружающими, позитивному восприятию других людей, сочувствию, дружбе, настойчивости в достижении своих целей. Все эти важные качества малыш тренирует, общаясь с игрушками. Именно кукле он впервые оказывает помощь, именно ей сочувствует, её успокаивает и жалеет, с ней разговаривает. Эмоции, пережитые в воображаемом общении с развивающими игрушками, станут для него в будущем основой построения отношений с близкими, друзьями, учителями, незнакомцам.

Список литературы

1. Е. А. Косаковская «Игрушки в жизни ребёнка» Москва, 2005

2. Воспитание детей в игре/ Под ред. Д. В. Менджерицкой. - М. : Просвещение, 2006

3. В. С. Мухина «Игрушка как средство психологического развития ребёнка» Дошкольное воспитание, 2005 №3

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

5. образования. – М., 2013.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного

7. образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014.

8. Абраменкова В. Ребенок в «заэкранье». Кромешный мир компьютерных игр. – М. : Лепта книга, 2009. – 112 с. (В помощь родителям).

9. Коняев Н. М. Игрушки русских императоров. Детство дворцового мальчика. – СПб. : Издательство «Сатисъ», 2005. – 332 с.

10. Лыкова И. А., Касаткина Е. И., Пеганова С. Н. Играют девочки: гендерный подход в образовании: Учебно-методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 96 с., илл.

11. Лыкова И. А., Касаткина Е. И., Пеганова С. Н. Играют мальчики: гендерный подход в образовании: Учебно-методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 96 с., илл.

12. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

13. Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М. : Айрис-пресс, 2003. – 208 с. : ил. – (Первые шаги).

14. Дошкольная педагогика : Методика и организация ком. воспитания в дет. саду. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)»/Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1983. – 288 с.

15. https://www.mirwomne.ru/deti-1-3/articles/razwitie-rebenka/vliyanie-ifruschek/ - Берегись… игрушки!

16. https://pererojdenie.info/detskij-mir/vliyanie-igrushek-na-detskuyu-psixiku.html - Влияние игрушек на детскую психику

17. https://www.semya-rastet.ru/razd/igrushka_i_antiigrushka/ - Игрушка и антиигрушка.

18. https://ruslekar.info/Razmishleniyao-sovremennih-igrushkah-2028.html - Размышления о современных игрушках.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игрушки детей младшего дошкольного возраста и их роль в развитии ребенка
Опубликовано: 21 сентября 2023 в 17:21
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игрушки детей младшего дошкольного возраста и их роль в развитии ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Булатова Вера Сергеевна (УИ 1515902) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД