Любовь Заран
Игрушка в жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Главная функция игрушки - активизация самостоятельной детской деятельности.
Для каждого возраста существуют свои особенные игрушки, которые предполагают определённый способ действия и наиболее тесно связаны с возрастными особенностями и задачами развития данного периода.
Какие функции игрушки
• Привлекательность, способность приносить радость, улучшать жизнь через соотнесение с фундаментальной ценностью жизни
• Способность быть «переходным объектом», то есть нести в себе материнские чувства тепла, любви, защиты, безопасности, покоя, опоры
Публикация «Игрушка в жизни дошкольника» размещена в разделах
• Способность быть символическим объектом, психологическим орудием, наделяющим ребенка силой, красотой, добротой, мудростью, делающим его более приспособленным к жизни среди людей
• Возможность игрушки будить фантазию ребенка, его собственную активность
Игрушки, обладающие возможностями быть «переходным объектом».
Игрушки защитники - успокоители
• Большие плюшевые медведи, добрые львы, мягкие тигры, большие собаки и даже (иногда) мягкие плюшевые крокодилы и т. п. Игрушки, которые можно обнять, прижаться, и которые позой и мордой излучают спокойствие и силу, они - большие, взрослые, сильные, дают опору и защиту.
Игрушки утешители
• Это могут быть игрушки-защитники, а также мягкие небольшие игрушки с внимательным, дружелюбным и заботливым выражением лица. Зайцы, плюшевые коровы, небольшие собачки, внимательные бобры и белки и т. д. Ребенок чувствует, что они понимают его, принимают его и сочувствуют ему, они не взрослые, небольшие, они - такие же, как он.
Игрушки, обладающие свойствами объекта-посредника.
Мелкие куклы
• представляющие семью, солдатики, ролевые персонажи (милиционер, водители транспорта, врач, продавец, футболист, а также предметы, помогающие войти в социальную роль самому ребенку - посуда, транспорт, фонендоскоп, аптечка, шприцы, игрушечная мебель, кухня, домик и т. д.
• Различного рода конструкторы.
Их цель: тренировка
внимания, пространственного мышления, моторики рук, но также они имитируют сюжеты из социальной жизни (например, «Лего»).
Игрушки, выполняющие символическую функцию.
Игрушки для идентификации в ролевой игре
• В эти игрушки играют. В них ребенок узнает себя, примеряет себя к ним, но они не сопровождают ребенка в трудных ситуациях его жизни, они не вступают в диалог. Это принцессы, с красотой которых можно идентифицироваться, это настоящая Барби, сильные герои - такие как Человек-паук, Бэтмэн, супермен. Это игрушки, представляющие героев любимых книг, мультфильмов, а также их костюмы, которые можно надеть, чтобы стать этими героями. Это игрушки, качества которых, ребенок оживляет и ощущает в себе, проигрывает, проживает их, примеривая себе - как это мне, мое - не мое. Сюда же относится огромное многообразие игрушек, на которых что-то можно легко проецировать - как достоинства, так и недостатки.
Игрушки для проявления заботы
• Эта группа пересекается с группой игрушек для идентификации, но сюда особенно относятся малыши и пупсики. В игре с этими игрушками можно идентифицироваться с компетентным, сильным, заботящимся взрослым, психологическая и гармонизирующая функция этой игрушки и состоит в том, чтобы дать пережить заботу в чистом виде и упражняться в эмпатическом понимании.
Агрессивные игрушки для канализации агрессии, освоения социальных норм обращения с агрессией и отработки других негативных чувств
• Игрушки-страшилки (их функция - справляться со своим страхом, испытывая удовольствие от пугания окружающих).
• Игрушечное оружие и доспехи.
• Негативные персонажи (как модель силы).
Агрессивные игрушки для символизации негативных чувств.
• В игре с этой игрушкой хорошо выражать агрессию, как с помощью игрушки на кого-то, так и на саму игрушку без страха наказания, ведь она же плохая, злая и опасная, и все-таки не ответит тем же. Это зубастый волк, крокодил, Баба-Яга, которая может в некоторых вариациях относиться и к символическим игрушкам. Особенность агрессивной игрушки в том, что она должна выражать агрессию однозначно и быть предназначенной для нападения.
Игрушки – однодневки
• Придуманы взрослыми, чтобы недорого занять ребенка на время, переключив на новое впечатление. Это механизированные игрушки, которые легко ломаются, или стереотипные мягкие игрушки, подобные тем, которые мы видим в детских игровых автоматах. Они не дают развиться любви к этой вещи и ведут к потребительству в детской комнате, отнимая время и не давая ничего питательного душе или голове.
Игрушки для коллекционирования
• К ним относятся фарфоровые куклы, в которые нельзя играть, потому что они легко бьются; модели машинок, обычные игрушки, превращенные в часть коллекции. В них нельзя играть, но ими можно обладать. Часто такими игрушками становятся Барби всех видов (например, сказочные героини-принцессы из диснеевских мультфильмов).
Игра и игрушка, по мнению ученых, – важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого передается в особой «свернутой форме» состояние современной культуры (цивилизации, ее направления в движении: к жизни или смерти, процветанию или деградации, к взаимопониманию или отчуждению.
Игрушка – великое изобретение человечества, в ней не только отображен опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной эпохи, передаваемые другим поколениям.