Павлова Екатерина
Игрушка-самоделка как средство развития режиссерской игры детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЖИССЕРСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1. Использование игрушки-самоделки для развития творческой деятельности детей
А. П. Усова считала, что творческие игры – это такие игры, в которых проявляются образы, содержащие в себе условное преобразование окружающего. Благодаря игрушке в жизнь ребенка входит искусство. С самых ранних лет игрушка способствует развитию творческих сил ребенка, именно она помогает обогащению его фантазии. [21, с. 38]
Публикация «Игрушка-самоделка как средство развития режиссерской игры детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Режиссерские игры
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Лучше всего для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую, сюжетно-ролевую и режиссерскую игру. Для ролевой и сюжетно-ролевой игры в развивающей предметно-пространственной среде есть разнообразные наборы игрушек, а также элементы костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, полицейская фуражка, красная шапочка и т. п.). В эту же группу можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, мотоциклы, машинки, позволяющие что-то перевозить).
Для режиссерской игры нужны небольшие и, по возможности, привлекательные игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами, - мишки, зайчики, лисички, собачки и, конечно же, куклы со всевозможными атрибутами (мебель, посуда, одежда и др.) В старшем дошкольном возрасте игрушка более сложная. Детям не так важно сливаться в действии с игрушкой, сколько управлять ею, режиссировать, рассматривать, понимать технику, механизм, заставить его действовать, менять содержание набора. Для этого возраста крайне важны все конструктивные и технические свойства игрушки, позволяющие богато использовать их в игровом и познавательном смысле.
В режиссерской игре дети охотно используют игрушки-заместители, многофункциональные игрушки. В качестве такого многофункционального материала для режиссерских игр Е. М. Гаспарова предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением (человеческие лица с признаками веселого, грустного настроения). [5, c. 41] Е. Е. Кравцова трансформировала содержание этих кубиков: они заменяют детям разные виды транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др. С целью развития творчества Е. Е. Кравцова советует давать дошкольникам 6-7 лет «пустые кубики». [11, с. 65] Тогда у ребенка появляется возможность оформлять их соответственно с развитием сюжета режиссерской игры.
Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.
Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.
Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним. [15, с. 32]
Игрушка, как справедливо отмечала Е. А. Флерина, «учит ребенка жить и действовать». [8, с. 167]
Огромное значение в творческом развитии ребенка имеет игрушка – самоделка. Умение создать игрушку – это умение создать орудие своей деятельности, это умение организовать собственную деятельность в соответствии со своими потребностями. Редкий ребенок не имеет дела с такой игрушкой – от самой примитивной, сделанной им по мере своих возможностей из бумаги, тряпочек, спичечных коробков, палочек. Этот первый творческий труд ребенка выражает не только его творческие способности, но и техническое изобретательство, конструкторские возможности. [11, с. 25]
В старину игрушки делали только своими руками и относились почти как к членам семьи. Славянская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка, крестушка или крестец, кукла на палочке, узелковая кукла, пеленашка, закрутка, набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в 19 – первой половине 20 века. Давным-давно, много веков назад, человеческий мир был полон богов – Сварог, Ярило и другие – хранители всего мира. Кукол делали без лица – иначе игрушка будет слишком похожа на живое существо. Их изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Считалось, что кукла-оберег, изготовленная при помощи иголки, не будет охранять ребенка, а, наоборот, может ему нанести вред, поранить, как острая иголка. До рождения ребенка куколку клали в колыбельную, чтобы «согреть» ее. После же рождения малыша кукла висела над колыбельной, охраняя ребенка от порчи. Когда ребенок подрастал, ее отдавали ему играть. На изготовления кукол рукодельница настраивалась эмоционально, истово веря в силу «сделанного». Ведь от качества работы зависела судьба семьи, рода.
Из игрушек-самоделок нужны не отдельные крупные игрушки, а наборы на определенные темы, дающие простор режиссерской игре, отображающей современность. Такие игрушки закрепляют и расширяют опыт детей, развивают их творческое воображение, объединяют коллектив и вносят большую радость в детскую жизнь. Игры с игрушкой-самоделкой должны проходить организованно. Время на эти игры надо отводить регулярно, предоставлять возможность пользоваться всеми игрушками-самоделками и строительными материалами, из которых дети строят необходимые здания как дополнение к игре. При этом если детям не хватает тех или иных игрушек, фигур, педагог может предложить ребятам сделать их самим сейчас же (из бумаги, картона, фетра и прочего) или наметить изготовление более сложных самоделок (макеты города, макеты домов, макеты полей и др., которые потребуют специального времени.
1.2. Понятие режиссерской игры. Педагогические технологии развития режиссерской игры в старшем дошкольном возрасте
Одним из важных путей развития творчества у детей является взаимосвязь художественного творчества с разнообразными играми: сюжетно-ролевыми, дидактическими, режиссерскими. Именно в игре дети овладевают умением налаживать с партнёрами игровые и реальные отношения, у них появляется возможность договориться, как и во что играть, распределить роли. В совместных играх дети переживают радость успеха и горечь неудач, настоящие чувства, на основе которых рождается товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание. [20, с. 152]
Наиболее интенсивно этот процесс происходит в творческих играх. Существуют различные виды творческих игр, и одним из них является режиссерская игра.
Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их.
По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка. [11, с. 48]
Е. М. Гаспарова относит режиссерскую игру в плоскость сюжетной и говорит о том, что в основе режиссерской игры лежит личный опыт ребенка его социальное окружение. [5, с. 30]
Режиссерская игра обладает определенным качеством, в ней, по утверждению В. Н. Белкиной, часто наблюдается совмещение ребенком в процессе режиссерской игры реальных и сказочных событий: Баба Яга может пойти в магазин, а Серый волк — читать книгу. В. Н. Белкина говорит о том, что дети склонны к смягчению отрицательных черт представляемых персонажей. [3, с. 89]
Существует несколько подходов руководства режиссерской игрой.
Кравцова Е. Е. считает, что развитию режиссерских игр с детьми старшего дошкольного возраста способствуют следующие задания:
• показ истории, рассказанной взрослым или другим ребенком;
• окончание незнакомой сказки, предложенной кем-то другим;
• самостоятельная игра.
При организации режиссерской игры Кравцова Е. Е. говорит о необходимости соблюдать 3 условия:
Наличие у ребенка индивидуального пространства для игры.
Сделать ребенку индивидуальное пространство помогут разные ширмы, как готовые, так и сделанные руками родителей, воспитателя, их дети с удовольствием используют в режиссерской игре. Эти ширмы могут быть и в виде занавеса, и в виде книжки-раскладушки, и, конечно, гибкие, принимающие при необходимости разные формы.
Наличие у ребенка мелкого игрового материала.
Эти предметы должны быть у детей под рукой. Их главная особенность в многофункциональности.
Позиция взрослого, умелое руководство этой игрой.
В отличие от других видов игр, которые легко включают в себя взрослого как равноправного участника игры, режиссерские игры отводят ему скорее роль зрителя. Правда, зритель этот не только хлопает и восхищяется, но просит пояснить те или иные действия. Это развивает ребенка, обогащает созданный им сюжет. Часто от взрослого зависит и возникновение самой игры. Задания «Придумай и покажи сказку», «Покажи, что ты видел на прогулке», «Изобрази мультфильм» и т. п. помогают детям найти интересное занятие и служат толчком к режиссерской игре.
Солнцева О. В. в своих работах выделяет две технологии организации режиссерских игр :
- на основе готового содержания (для детей с недостаточным уровнем освоения сюжетной игры).
- по мотивам литературных произведений (по мотивам разных сказок или мультсериалов).
Подробно рассматривая первую технологию, можно обратить внимание на 3 этапа развития режиссерской игры :
1 этап. Обогащение опыта режиссерских игр детей за счет использования готовых игровых сюжетов.
2 этап. Частичное преобразование готового игрового сюжета в новый игровой сюжет, его включение в режиссерскую игру.
3 этап. Создание игрового сюжета по мотивам литературного произведения.
Кириллов И. А. выделял следующие основные составляющие развития режиссерских игр у старших дошкольников :
1. Чтение художественной литературы.
2. Просмотр разнообразных мультфильмов.
3. Самостоятельное изготовление персонажей в соответствии с выбранной тематикой («Солнечный город Незнайки», «Зеленый лес Робин Гуда» и т. п.).
4. Создание специальной предметной среды (макеты, предметы-персонажи, предметы-действия).
Таким образом, проанализировав научную литературу по данному вопросу, можно прийти к выводу, что режиссерская игра является начальной стадией развития игры у ребенка в целом и в то же время является заключительным этапом становления игровой деятельности у дошкольников. Она способствует активному развитию творчества у дошкольников.
Воспитателю предоставляется возможность самому выбирать пути развития режиссерской игры с детьми дошкольного возраста. При этом воспитатель может варьировать свою работу по данному направлению и использовать одну технологию или одновременно сразу две – три.
Существует несколько подходов руководства режиссерской игрой. Рассмотрим каждый из них.
Методика руководства режиссерскими играми Солнцевой О. В.
В своих работах автор выделяет две технологии организации игр.
1. Педагогическая технология организации режиссерских игр на основе готового содержания (для детей с недостаточным уровнем освоения сюжетной игры).
Этапы педагогической технологии.
1 этап. Обогащение опыта режиссерских игр детей за счет использования готовых игровых сюжетов.
2 этап. Частичное преобразование готового игрового сюжета в новый игровой сюжет, его включение в режиссерскую игру.
3 этап. Создание новых игровых сюжетов и их использование в режиссерских играх.
Алгоритм педагогического взаимодействия воспитателя и детей.
Цель: развитие умений сюжетосложения в совместных режиссерских играх на основе готового сюжета и на основе преобразования готового сюжета.
Таблица 1 - Педагогическое взаимодействие воспитателя и детей на основе готового содержания
Перевод готовых сюжетов (литературные произведения, мультфильмы) в сюжет игры режиссерского типа. Совместный пересказ готовых сюжетов (хорошо знакомых детям, выделение в сюжете событий для игры и их фиксирование при помощи записей, пиктограмм, рисунков: написание писем, составление альбомов «Наши игры», моделей сюжета при помощи условных обозначений, запись рассказов на аудиодиск.
Организация режиссерских игр на основе составленных сюжетов. Совместная режиссерская игра воспитателя с детьми, в которой воспитатель управляет одним из персонажей. Оказание детям педагогической поддержки во время игры : подсказывание реплик героев, действий на основе созданного сюжета.
Придумывание части игрового сюжета на основе частично заданного готового содержания. Презентация частично готовых игровых сюжетов: получение письма с описанием сюжета, где часть текста отсутствует; модели сюжета игры с пропущенными карточками; ленты мультфильма (картинки) с пропущенными кадрами. Восстановление отсутствующего содержания.
Организация игр режиссерского типа на основе частично готового сюжета, придумывание и согласование недостающих фрагментов готового сюжета. Совместная режиссерская игра воспитателя с детьми, в которой воспитатель управляет одним из персонажей. Оказание детям педагогической поддержки во время игры : подсказывание реплик героев, действий на основе созданного сюжета.
Придумывание игровых сюжетов по аналогии с известными сюжетами литературных произведений или мультфильмов Создание рассказов-аналогий, придумывание продолжения и завершения к началу сюжета. Фиксирование продукта сочинения: письмо лента мультфильмов; моделирование.
Организация игр режиссерского типа на основе созданных сюжетов. Наблюдение за самостоятельными играми детей. Оказание детям педагогической поддержки во время игры : подсказывание реплик героев, действий на основе созданного сюжета.
2. Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений.
Данная педагогическая технология позволяет организовать режиссерские игры по мотивам разных сказок или мультсериалов. Продолжительность организации игры по одной сказке – 2-3 месяца. Надо помнить, что совместная с воспитателем деятельность по подготовке к игре или сама игра не заменяет свободных самостоятельных игр детей в соответствии с их интересами. Воспитатель взаимодействует с микрогруппами детей (3-6 человек, реализуя содержание с учетом особенностей развития субъективной позиции и интересов старших дошкольников.
Для развития субъективной позиции к фантазированию в режиссерской игре целесообразно использовать сказочные сюжеты, так как сказка по своей природе блика к игре – она погружает в атмосферу условности, вымысла, привлекая этим детей. В свою очередь сюжет игры представляет собой последовательность взаимосвязанных событий и в этом смысле аналогичен любому повествовательному тексту.
Для развития игровых умений создается полифункциональный игровой материал. Поли функциональность материала определяется возможностью развертывания неограниченного количества сюжетов на его основе, содержание материала связано со сказочным материалом.
Этапы педагогической технологии.
1 этап. Обогащение игрового опыта детей новым содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.
2 этап. Развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой и знакомых сказок. Полифункциональный игровой материал представляет собой смысловое поле – пространство, на котором разворачиваются игровые события. Это может быть сказочная страна или город (1 часть). Далее полифункциональный игровой материал выступает в роли пускового механизма, помогающего детям разворачивать новое содержание игровой деятельности, основанное на борьбе добра и зла, направляет своим содержанием замыслы детей. На новом игровом поле изображается новая сказочная страна или город, в которые попадают знакомые детям игровые персонажи (2 часть).
3 этап. Развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывание новых приключений для героев сказки. На 3 этапе педагогической технологии игровой материал отражает внутреннюю позицию ребенка по отношению к воображаемой ситуации и создается как сказочная страна, придуманная детьми для новых приключений игровых персонажей (3 часть).
Алгоритм педагогического взаимодействия воспитателя и детей.
Цель: развитие умений сюжетосложения в режиссерских играх на основе преобразования готового сюжета в новый сюжет; развитие умения совместно создавать новые игровые сюжеты; развитие умения согласовывать замыслы.
Большое место в жизни дошкольников занимает режиссерская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создает воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме. Она требует высокого уровня развития воображения (по собственному замыслу ребенка). Что же нужно детям для развития воображения в режиссерской игре?
Первое - наличие у ребенка индивидуального места для игры. В современных детских садах, да и в семьях это далеко не везде предусмотрено. Существующий в некоторых домах игровой уголок тоже не всегда удовлетворяет ребенка. Сейчас одна из любимых игр детей — строить себе домики под столом или под стулом, или внутри пространства, огороженного подушками от дивана. Детям там хорошо и спокойно, это необходимость для их психического развития.
Второе необходимое условие – наличие у ребенка мелкого игрового материала. В продаже имеются наборы мелких игрушек, объединенных одной темой («Зоопарк», «Домашние животные», «Армия» и др.).
Необходимое условие для режиссерских игр - подбор игрового материла. Игрушка должна слушаться ребенка, подчиняться его логике, подыгрывать ему. Тогда малыш сможет перенести на нее функции любого предмета, использовать ее, как захочет, сможет воображать.
Ещё одним эффективным условием для развития режиссерских игр можно назвать создание макетов.
Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей. Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
Самодельная предметная среда является развивающей. Ребенок активно использует и творчески преобразует имеющиеся у него навыки, ищет и на практике пробует новые способы действий. Еще одна важная развивающая особенность самодельной макетной среды состоит в том, что каждый ребенок может выбрать наиболее привлекательную именно для него деятельность.
Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Поэтому мы активно подключили родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.
Если макет создается детьми совместно с взрослыми, если они принимают участие в процессе его создания, именно им принадлежат задумки по содержательному наполнению этого игрового пространства, тогда мы можем говорить о развивающем эффекте данной игровой среды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013г. №1155.– Москва : Центр педагогического образования, 2014 г. – 32с. - ISBN 978-91382-111-9. – Текст : непосредственный.
2. Аркин, Е. А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры / Проф. Е. А. Аркин ; Под ред. директора Института Э. Ю. Шурпе, В. Н. Скосырева ; Гос. центр. науч. -иссл. ин-т охраны здоровья детей и подростков НКЗ РСФСР. - Москва : Гос. центр. науч. -иссл. ин-т охраны здоровья детей и подростков, 1935. - 95 с. - Текст : непосредственный.
3. Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Белкина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 170 с. – Текст : непосредственный.
4. Бугельский, Ю. А. Игрушки самоделки в детском саду : художественная критика / Ю. А. Бугельский. – Москва : Просвещение, 1965. – 71 с. - Текст : непосредственный.
5. Гаспарова, Е. М. Режиссерские игры дошкольника / Е. М. Гаспарова ; под редакцией С. Л. Новоселовой. – Москва : Просвещение, 1989. – 85 с. - Текст : непосредственный.
6. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития : Методическое руководство для работников дошкольного образовательного учреждений / Т. Н. Доронова. - Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. - 223с. - ISBN 5-8252-18-5. – Текст : непосредственный.
7. Каменский, П. П. Труды по истории изобразительного искусства : художественная критика / П. П. Каменский. - Санкт-Петербург : БАН, 2017. – 215 с. - ISBN 978-5-336-00204-1. – Текст : непосредственный.
8. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений - 3-е издание, исправлено и дополнено / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с. – ISBN 5-7695-0816-7, - Текст : непосредственный.
9. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество : методическое пособие для воспитателей и педагогов : для работы с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2005. – 117 с. -ISBN 5-86775-273-9. – Текст : непосредственный.
10. Коссаковская, Е. А. Игрушка в жизни ребенка : пособие для воспитания дет. сада / Е. А. Коссаковская; под ред. С. Л. Новоселовой. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 1980. - 62 с. – Текст : непосредственный.
11. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника : книга для воспитателей детского сада и родителей / Е. Е. Кравцова. - Москва : Просвещение : Учебная литература, 1996. – 157 с. -ISBN 5-09-004631-X. – Текст : непосредственный.
12. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду : программа и методические рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / Л. В. Куцакова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2008. - 55, с. - ISBN 978-5-86775-635-2. – Текст : непосредственный.
13. Лыкова, И. А. Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы : учебная и учебно-методическая литература / Российская академия образования, Институт художественного образования ; составитель, научая редакция И. А. Лыкова. - Москва : Карапуз, 2010. - 159 с. - ISBN 978-5-904673-42-0. – Текст : непосредственный.
14. Лыкова, И. А. Игрушки изначальные : история происхождения, культурные традиции, педагогический потенциал : книга для педагогов и родителей / И. А. Лыкова, В. А. Шипунова. - Москва : Цветной мир, 2012. – 141 с. - ISBN 978-5-4310-0087-4. – Текст : непосредственный.
15. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая; Ред. Т. А. Комарова. - Кишинев : Лумина, 1985. - 151 с. – Текст : непосредственный.
16. Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 030900 - Дошкольная педагогика и психология, 031100 - Педагогика и методика дошкольного образования / Л. А. Парамонова. – Москва : Academia, 2002. – 186 с. - ISBN 5-7695-0848-5. – Текст : непосредственный.
17. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О. В. Солнцева. – Москва : Сфера, 2010. — 176 с. - ISBN 978-5-9268-0897-8. – Текст : непосредственный.
18. Сухомлинский, В. А. (1918-1970.).
О воспитании / В. А. Сухомлинский ; составитель и автор вступительных очерков С. Соловейчик. - 4-е изд. - Москва : Политиздат, 1982. - 270 с. – Текст : непосредственный.
19. Трифонова, Е. В. Режиссёрские игры детей дошкольного возраста : пособие / Е. В. Трифонова. - Москва : Ирис Групп, 2011. - 513 с. - ISBN 978-5-452-04854-1. – Текст : непосредственный.
20. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г. А. Урунатаева. - Москва : Изд. центр "Академия", 1997. – 334 с. - ISBN 5-7695-0149-9. – Текст : непосредственный.
21. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей : методика работы / А. П. Усова, Н. Я. Михайленко ; под редакцией А. В. Запорожца. – Москва : Просвещение, 1976. – 96 с. – Текст : непосредственный.
22. Флерина, Е. А. Игра и игрушка : пособие для воспитателя детского сада / Е. А. Флерина, Е. Г. Батурина ; под редакцией Д. В. Менджерицкой. – Москва : Просвещение, 1973. – 35 с. – Текст : непосредственный.
23. Эльконин, Д. Б. (1904-1984.). Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2. изд. - Москва : ВЛАДОС, 1999. – 358 с. - ISBN 5-691-00256-2. – Текст : непосредственный.