Юлия Архипова
Игровые технологии в развитии познавательной активности дошкольников
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных образовательных государственных стандартов дошкольного образования. Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игровые технологии являются одним из условий ФГОС дошкольного образования [46].
Публикация «Игровые технологии в развитии познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Принципиально важной стороной в игровой технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Современная наука рассматривает игровой метод обучения детей, как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольников, а в случае необходимости, и его коррекции. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова и других исследователей, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и развивающих мер приоритетное внимание должно уделяться игре как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте [50].
В современной системе образования игровая деятельность используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы; как элементы более обширной технологии. Применение игровой технологии во всех сферах жизни ребенка старшего дошкольного возраста позволяет существенно повысить его познавательную активность. Игровая форма образовательной деятельности создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познанию [20, с. 12]. Опыт показывает, что игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, дошкольники лучше усваивают материал любой сложности. Например, для актуализации запаса имеющихся у ребенка сведений об окружающем мире (узнавание предмета, представления об этом предмете, знание его характерных признаков, формирования восприятия, ребенку предлагаются таблицы с пунктирным (точечным) и т. д. изображением знакомых предметов. Ребенок сначала должен узнать эти предметы, затем обвести по контуру и рассказать о нем. Можно использовать усложнение-узнавание объектов в точечном изображении, наложенных один на другой.
Для формирования внимания, ориентировке в пространстве, способности удерживать инструкцию, навыка самоконтроля, дошкольнику предлагается рисунок, на котором так же изображены предметы, расположенные в разных частях листа. Он должен сказать, что нарисовано в левом нижнем углу, в правом верхнем и так далее. Полезно после упражнений на определение положения на листе бумаги перейти к определению положения в пространстве. Очень интересны в использовании задания на придумывание максимального количества вариантов употребления той или иной вещи, игрушки, в котором детям предлагается найти максимальное количество вариантов использования обычных предметов. Например, упражнение «Чудо-вещь». Помогает взглянуть творчески на обыденные вещи и элементы предметно-развивающей среды. Для этого воспитанникам предлагается выбрать любую заурядную вещь из окружающего, например, мольберт. Педагог предлагает выяснить, во что может превратиться этот предмет при помощи нашего воображения (например, в чудо-животное, вешалку, в барабанную установку). Каждая игра-это возможность создания благоприятной ситуации для развития стремлений, жизненных установок и познания.
Тема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно, благодаря его активности и деятельности, а еще потому, что активность является неизменной предпосылкой формирования умственных качеств личности. Проблеме познавательной активности, способам и методам её активизации были посвящены исследования педагогов – психологов Л. И. Божович, А. А Вербицкого, Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, А. И. Леонтьева, В. А. Цукерман и др. Изучив проблему развития познавательных способностей детей, можно сделать вывод, что ребенок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться ценностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
Для развития познавательной активности у старших дошкольников используют игровые технологии. В современной системе образования игровая деятельность используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы; как элементы более обширной технологии. Применение игровой технологии во всех сферах жизни ребенка старшего дошкольного возраста позволяет существенно повысить его познавательную активность. Игровая форма образовательной деятельности создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познанию [1, с. 12]. Опыт показывает, что игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, дошкольники лучше усваивают материал любой сложности. Например, для актуализации запаса имеющихся у ребенка сведений об окружающем мире (узнавание предмета, представления об этом предмете, знание его характерных признаков, формирования восприятия, ребенку предлагаются таблицы с пунктирным (точечным) и т. д. изображением знакомых предметов. Ребенок сначала должен узнать эти предметы, затем обвести по контуру и рассказать о нем. Можно использовать усложнение-узнавание объектов в точечном изображении, наложенных один на другой.
Для формирования внимания, ориентировке в пространстве, способности удерживать инструкцию, навыка самоконтроля, дошкольнику предлагается рисунок, на котором так же изображены предметы, расположенные в разных частях листа. Он должен сказать, что нарисовано в левом нижнем углу, в правом верхнем и так далее. Полезно после упражнений на определение положения на листе бумаги перейти к определению положения в пространстве. Очень интересны в использовании задания на придумывание максимального количества вариантов употребления той или иной вещи, игрушки, в котором детям предлагается найти максимальное количество вариантов использования обычных предметов. Например, упражнение «Чудо-вещь». Помогает взглянуть творчески на обыденные вещи и элементы предметно-развивающей среды. Для этого воспитанникам предлагается выбрать любую заурядную вещь из окружающего, например, мольберт. Педагог предлагает выяснить, во что может превратиться этот предмет при помощи нашего воображения (например, в чудо-животное, вешалку, в барабанную установку). Каждая игра-это возможность создания благоприятной ситуации для развития стремлений, жизненных установок и познания.
Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
• развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
• их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
• поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
• развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Применяя в своей работе приведенные выше нестандартные развивающие средства, я разработала некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несет в себе определенные цели и задачи [38].
Этапы знакомства детей с новой игрой
1 Этап: Внесение новой игры в группу. Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.
2 Этап: Собственно игра. Цель: развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов Развивать пространственные отношения Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом. Цель: развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность. Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имели проблемно – практический характер.
В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения. Характер поисковых действий при этом постепенно меняется: от практических ("проб и ошибок") - к целенаправленным практическим действиям (с целью намеченного преобразования, и от них - к мысленным пробам через предугадывание пути решения.
Считается, что важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются :
•личность педагога,
•характер его взаимоотношений с ребенком,
•закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.
Задача педагога состоит в том, чтобы сделать трудное - привычным, привычное - легким, легкое – приятным.
Таким образом, основными условиями для развития познавательной активности детей являются :
•интересы и потребности детей,
•осмысление и осознание себя в окружающем мире,
•индивидуальность каждого ребенка,
•средства и способы добывания знаний, .организация предметно развивающей среды.
Развитие познавательной мотивации детей дошкольного возраста осуществляется через личностно значимую деятельность, организованную с применением на занятиях специальных приемов и методов обучения, в частности, постановка и осознание цели, имеющий самостоятельное значение (мотив-цель); поэтапная и конечная оценка деятельности (наглядная цель); показ конечного результата деятельности (взаимоконтроль, взаимооценка, затем самоконтроль, самооценка, использование вариативных, а не шаблонных способов действия в процессе выполнения задания, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах. Кроме того, повышению мотивации дошкольников способствуют также условия соревнования, творческие задания, игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая детям на занятиях и в быту.
В настоящее время достаточно разработано специальных обучающих игр, в ходе которых, незаметно для себя, дошкольники решают разного рода логические задачи, охотно преодолевают значительные трудности при овладении знаниями; активизируется их умственная деятельность, концентрируется внимание. Радость от игровой деятельности постепенно перейдет в радость учения, когда учиться интересно, легко - и хочется учиться. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.
Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. В качестве более высокой формы познавательного интереса выступает любознательность. На высшем уровне своего развития познавательный интерес становится высокой духовной потребностью человека.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Совместная деятельность со взрослым, и сверстником во время проведения игр оказывает различное влияние на становление познавательной активности. Влияние сверстника сказывается на эмоциональности и инициативности ребенка, а взрослого - на целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее.
Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Выбор мною игры в качестве первоочередного объекта, творческого анализа и практического освоения продиктована тем обстоятельством, что именно она может выполнить исключительную роль усиления познавательного интереса, обеспечения сложного процесса учения, ускорения развития детей с задержкой психического развития.
Использование игровых технологий в ДОУ позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Как известно начальная школа закладывает фундамент для обучения в среднем звене. Дети умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций. Игра – мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические, развивающие, игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.
В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать познавательные и творческие способности детей в игре. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и часто делают ошибки. Задумавшись над этой проблемой, изучили литературу по вопросу использования игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников.