Воронова Наталья
Игровые технологии с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
А. С. Макаренко
Содержание
1 Что такое игровые технологии в детском саду
2 Актуальность игры
3 Цели и задачи игровых технологий
4 Приёмы игровых технологий
5 Виды игровых технологий в ДОУ
6 Методы игровых технологий.
Публикация «Игровые технологии с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Главное в педагогической работе - выбирать из огромного потока информации и видов деятельности оптимальные, рациональные, доступные для дошкольников средства, чтобы не навредить его здоровью. Опора на различные виды игровой деятельности обеспечивает единство духовно-нравственного, психического и физического развития ребенка, оптимизирует процесс обучения и воспитания. Во многом этим требованиям отвечает принцип игрового освоения ведущей деятельности. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре. Игра - это не только ведущий способ образовательной деятельности, но и источник развития ребенка, условие радости и здоровья, а также приспособления к реальности окружающего мира, стремления к мастерству и совершенству. Игра является субкультурой детства, активным средством самосбережения здоровья ребенка и включена в различные виды жизнедеятельности дошкольника.
В настоящее время актуальность игры повышается: современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как правило, материал для пассивного восприятия. В работе с детьми я использую игровые технологии, т. к. игра является ведущим видом детской деятельности и средством познания действительности. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте ребёнок впитывает информацию, как губка, получает первичные представления об окружающем мире и своём месте в нём. Одной из важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра. Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на самостоятельное исследование, облегчает социализацию обучающихся в детском коллективе. Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ делает ребёнка более активным, развивает речь, мышление, внимание, память, повышает познавательный интерес, способствует развитию творческих способностей. Обучение в игровой форме развивает логическое мышление, любознательность, самостоятельность, инициативность, умение устанавливать причинно - следственные связи, способствует физическому развитию.
Цель игровых технологий состоит в интересном и занимательном обучении детей, возможности для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.
Задачи игровых технологий:
- дидактические: расширение кругозора детей; познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; развитие трудовых навыков;
- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности, эмпатии, рефлексии (способ для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных ситуаций);
- коммуникативные: приобщение к нормам и ценностям общества, обучение
общению со сверстниками и со взрослыми, саморегуляции (тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта);
- воспитывающие: воспитание нравственных эстетических и мировоззренческих установок.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
(В. А. Сухомлинский).
По целевым ориентациям выделяют следующие виды игр:
- дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности, формирование и применение знаний в повседневной жизни;
- воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коммуникативности;
- развивающие: развитие речи, внимания, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, познавательной активности; развитие мотивации к учебной деятельности;
- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, контроль стресса и саморегуляции, обучение общению.
Приёмы игровых технологий:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Игровые действия педагог должен объяснить и описать детям понятно, ярко и красочно. Педагог проговаривает детям правила доступным языком без использования сложных предложений и непонятных слов. Чтобы разбудить воображение детей я их увлекаю игровой ситуацией, направляю воображение детей, подсказываю яркие подробности. Условные двигательные образы будят воображение детей, и они с готовностью «превращаются»:
-в любой объект живой и неживой природы: каплю дождя, лист, облако, ручеек, цветок, птицу и т. д. ;
-дети погружаются в различные природные стихии: земли, огня, воды, воздуха и др. ;
-в семечко подсолнуха, желудя и т. п., которые прорастают.
Иногда дополнительным толчком могут стать слова знакомого стихотворения, песни, музыкальное произведение.
Наглядные приёмы обучения опираются на зрительное восприятие. Дети живут в мире ярких картинок, образов, интересных предметов. В работе используются разные средства наглядности: видеоролик, где показано, как дети играют, картинки, карточки и т. д. Педагог показывает ребёнку, как выполнять задание, и показывает на своём примере, как и что нужно делать.
Практические приёмы тесно связаны с наглядными. Например, свои впечатления от игр дети могут выражать в поделках и рисунках. Рисование красками помогает детям снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение. С этой целью полезны также игры с песком, водой, пшеном и глиной. По итогам игры дети сами создают лэпбук с полученной информацией. Практические приёмы обучения позволяют малышам самим создавать атрибуты для будущих игр: лепить фрукты и овощи, рисовать птиц, делать макеты природного окружения.
Виды игровых технологий в ДОУ:
Педагогическая игра обладает чётко сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По мере взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию постепенно включаются:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов;
- группы игр на обобщение предметов по определённым признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, направленные на развитие умения владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и т. д.
По виду деятельности принято делить игры на двигательные, интеллектуальные и психологические.
Методы работы игровых технологий обладают одной важной особенностью: их можно использовать в любой деятельности обучающихся, будь то НОД, режимные моменты, досуг, бытовое самообслуживание и др. Игра - незаменимый элемент любого занятия в ДОУ. Игра способствует развитию коммуникативных навыков. Для этого в своей работе я использую коммуникативные и проблемные ситуации, этюды, ситуации невербального общения, игровые развивающие комплексы. Основным методом работы по формированию коммуникативных способностей детей является игра. Игра для ребенка - средство самовыражения, она дает ему возможность «проигрывать» свои чувства и проблемы, здесь он может растормошиться и полностью проявить себя, т. е. ребенку дается возможность проиграть свои чувства напряжения, расстройства, неуверенности, агрессивности, страха, замешательства и запутанности. Проигрывая эти чувства, он выносит их на поверхность, видит их, научается их контролировать или отвергать. Игротерапия помогает ребенку достигнуть эмоциональной устойчивости. Ритмика, лечебная физкультура, игровая терапия, психогимнастика - это средства педагогики, коррегирующие недостаточность познавательной деятельности и поведение ребенка. В работе с детьми по экологическому воспитанию педагогическая игра выступает основным методом обучения. В отличии от игр педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма в НОД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Я использую игровой прием - получение письма-жалобы от жителей леса, парка, сада. При получении письма дети задумываются о его содержании, какая в письме просьба и почему им надо ее выполнить. Дети начинают обговаривать различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому объекту, как нужно бережно относиться к природе и охранять ее. В НОД «Покормите птиц зимой!» я создала игровую ситуацию - макет дерева с птицами, пригласила детей поиграть с ними. В НОД «Поезд в страну «Здоровье» у детей в игровой форме были закреплены знания о здоровом образе жизни и в зависимости от названия вагончика проводилась дидактическая игра по заданной теме. Дети с удовольствием построили поезд, вспомнили, как надо относиться к своему здоровью и отправились в страну «Здоровье». Игровые обучающие ситуации со сказочными героями: «Айболит осматривает детей», «Незнайка знакомится с миром растений», «Буратино беседует с детьми о цветах» - пробуждают у детей познавательный интерес к миру природы. Игры - путешествия к Огню, Капитошке, Матушке-Земле и другим природным стихиям помогают детям в игровой форме выполнить задачи, поставленные педагогом перед детьми. Игровые упражнения, задания, ситуации активизируют воспитанников, повышают познавательный интерес, вызывают эмоциональный подъем, способствуют развитию творческих способностей детей. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно - ролевые игры, игры - драматизации, строительно-конструктивные игры. Многие строительно - конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Особенно интересны здесь ролевые игры, формирующие у старших дошкольников понимание социальной важности заботы об экологии. Например, игра «Строим город», по итогам которой дошкольники приходят к пониманию, что любое строительство возможно только при соблюдении экологических норм, дети продумывают расположение объектов, а также придумывают сюжеты для жителей городка. Во время постройки корабля дети принимают на себя роль строительных рабочих, строительный материал им подвозят шоферы, в перерыве они обедают в столовой. Содержанию сюжетно - ролевых игр я придаю экологический характер: «Путешествие в осенний лес», «Экскурсия в зоопарк», «Игры - путешествия по стране «Здоровье», «Путешествие на Луну», «Поход всей семьей в зоомагазин», «Морское путешествие», «Прогулка всей семьей в парк», «Зоопарк», «Весенние происшествия», «Наша ферма». Детям очень нравится создавать постройки из природного материала. Для обогащения содержания игры можно внести образную игрушку, использовать кукольный театр, разыгрывать с детьми воображаемые сюжеты и сюжеты из жизни, деятельности и поведение ребенка. Детский театр коррегирует поведение детей, страдающих замкнутостью, застенчивостью, речевой заторможенностью. Подвижные и народные игры мы в детском саду используем для развития совершенствования двигательной сферы, коррекции двигательных и личностных нарушений у детей. Релаксация помогает нашим детям восстанавливать физические силы и душевное равновесие. Детям очень нравятся коммуникативные игры «Паровозик», «Звери на болоте», а также коммуникативные упражнения «Животные», «Птичий двор». Дыхательные и ритмические упражнения, речевые игры, пальчиковая гимнастика формируют у детей как двигательные, так и коммуникативные навыки. Все игры можно использовать как в НОД, так и в повседневной жизни. В работе с детьми я использую экологические игры - это игры -перевоплощения, в которых дети превращаются в разных животных и растения, отождествляют себя с каким-то природным объектом: «Я-цветок», «Я - ласточка» и т. д. Игры - перевоплощения относятся к театрализованным играм. Они формируют в ребенке наблюдательность, любознательность, умение вчувствоваться во внутренний мир живого объекта. После таких игр дети становятся более внимательными к окружающей природе, контролируют поведение друг друга, стараются помочь братьям меньшим. Организовывать данный вид игр можно только после натуралистических наблюдений.
В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил можно управлять игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Детям нравятся дидактические игры «Кто где живёт», «Чей дом» (об экосистемах и средах обитания, «Что сначала, что потом» (о стадиях развития живых организмов, «Что не так на картинке» (о правилах поведения в природе). Игра «Узнай по объявлению» знакомит детей с особенностями животных и птиц (их внешнем виде, поведении, средой обитания). Дети внимательно слушают объявление и отгадывают, о ком идет речь. Предлагаю детям проблемные игры: «Каждый день идут дожди - это хорошо или плохо?», «Если исчезнут птицы, что будет?», «Что будет, если исчезнут насекомые?». Детям нравится игра «Помоги малышу найти свой дом». Цель игры: развить знания детей о местах обитания различных животных. Игровое условие: животное попало в чужую для него среду обитания. Дети должны выбрать карточки с теми природными объектами, для которых эта среда родная, чтобы они помогли малышу. Выбирать одни и те же карточки несколько раз нельзя. Например, котенок оказался в реке. Для кого эта среда обитания родная? Дети выбирают картинки с разными видами пресноводных рыб. Многие ребята проявляли сочувствие и симпатию к попавшему в чужую среду малышу, переживали за его возвращение домой. Играя с природным материалом, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Нашим ребятам нравятся дидактические игры «От какого дерева листок», «Разложи листья по убывающей величине», «Чудесный мешочек», «Чьи следы?», «Кому какой корм?», «Угадай по запаху», «Тонет - не тонет», «Чей голос?». В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде. Дети любят играть в настольно-печатные игры: парные картинки, различные виды лото, домино. В игре «Что растет в лесу» картинки подбираются по общему признаку. Для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, дети прибегают к имитации движений (например, животного, птицы и т. д.). Дети любят играть в словесные игры «Живая и неживая природа», «Кому что нужно», «Отгадай -ка», «Летает - не летает». Весь день детей сопровождается как подвижными, так и народными играми, что способствует укреплению их здоровья, как физического, так и психического. Использование народных игр способствует физическому развитию детей и поднятию радостного настроения. Для старших дошкольников интересны игры - викторины, позволяющие продемонстрировать знания об экологии, в которых элемент соревновательности является мотивационным стимулом для проявления активности. Одной из форм организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников являются игры «КВН», «Блиц-игра», занятия с использованием социально - игровых методов обучения, когда дети учат друг друга, «Клуб знатоков», «Что, где, когда?». Игры -опыты, игры - исследования, игры - медитации («Я - дождь», «Я - ветер») дают детям новые впечатления, новые эмоции о жизни и труде людей, явлениях природы, ее изменениях. Экологические игры пробуждают у детей интерес к природе и развивают бережное отношение к ней. Игры способствуют проявлению у детей самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильное решение. В этих играх дети используют свой жизненный опыт и отражают то, что их волнует, интересует. Во время КВН «Знатоки природы» и КВН «Знатоки здоровья» дети показали высокий уровень знаний, умение применять свои знания в повседневной жизни. Труд в природе способствует проведению трудовых игр с детьми. Труд в природе сближает детей, воспитывает у них чувство товарищества, коллективизма, что очень важно для межличностного общения детей друг с другом. В работе с детьми я использую трудовые игры, игры - соревнования, игры - шутки для развития психических качеств личности ребенка.
Ожидаемые результаты:
- повышение эффективности процесса обучения;
- активизация познавательной деятельности детей;
- раскрытие личностного потенциала воспитанников, сформированность
умений и навыков дружного коммуникативного взаимодействия;
- реализация личностно - профессионального роста педагогов;
- участие родителей в воспитательно - образовательном процессе ДОУ,
повышение педагогической культуры родителей.
Применение игровой технологии во всех сферах жизни ребенка старшего дошкольного возраста позволяет существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе, повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъем, способствует возникновению творчества.