Екатерина Николаева
Игровые технологии по развитию мелкой моторики рук в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии по развитию мелкой моторики рук в группе раннего возраста
Еще в середине XX века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от формирования движений пальцев рук. Если движения соответствуют возрасту, то и речь находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Даже нормально развивающему ребенку в доречевом периоде не помешает массаж рук. Пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют не только мелкую моторику и речь, но и умении слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного, улавливать ритм речи.
Публикация «Игровые технологии по развитию мелкой моторики рук в группе раннего возраста» размещена в разделах
В Японии малышам уже в 2-3 месяца начинают делать гимнастику для пальчиков. И мы не забыли о русских народных играх: «Ладушки», «Братья», «Сорока» и др., в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук.
Как тут не вспомнить поговорку: «Все новое – это хорошо забытое старое».
Не стоит забывать, что гимнастика для пальцев разработана таким образом, чтобы полностью задействовать кисти обеих рук. Поэтому не следует акцентировать внимание только на одной руке. Действия одной руки допустимы лишь для маленьких детей, не умеющих внимательно следить сразу за двумя руками.
При проведении пальчиковых упражнений с детьми необходимо использовать современные образовательные технологии :
личностно-ориентированные, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка;
здоровье сберегающие, позволяющие регулировать плотность, напряжение и физическую нагрузку на пальцы и кисти рук;
развивающие, способствующие развитию возможностей ребенка;
коррекционные, позволяющие успешно восстанавливать и исправлять речевое и умственное его развитие.
Правила работы с игровой технологией :
• пальцы обеих рук следует нагружать равномерно;
• после каждого упражнения пальцы нужно расслаблять (например, трясти кистями);
• поскольку пальчиковая гимнастика воздействует комплексно, она должна использоваться в течение всего дня:
• в режимных моментах;
• на занятиях;
• в свободное время.
Я в работе использую основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений и степень их сложности) варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Для начала выбираю более простые упражнения для пальчиковой гимнастики. Упражнения проводятся в медленном темпе, сопровождаются показом с четким проговариванием текста. Каждое упражнение проводится 2-3 раза в день по несколько минут.
Провожу утреннюю гимнастику
С добрым утром, глазки!
(Указательными пальцами поглаживаем глаза)
Вы проснулись?
(Сделать «бинокль» ,посмотреть в него)
С добрым утром, ручки!
(Поглаживание рук, хлопают в ладоши)
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки!
(Поглаживание ног, затем топают)
Вы проснулись?
Дети говорят: проснулись!
Перед умыванием провожу пальчиковую гимнастику «Котята».
Все котятки мыли лапки,
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки
(Тереть ладонями то ухо, то живот)
Вот так, вот так!
А потом они устали,
(Приложить ладони к лицу и потереть кулачком глаза)
Вот так, вот так!
Сладко, сладко засыпали
(Сложить ладони вместе, наклонить)
Вот так, вот так!
(Голову на бок,положив ее на ладони)
Перед завтраком пальчиковая гимнастика «Сорока белобока…»
Работаем мы по теме недели, поэтому стараюсь проводить пальчиковые игры соответственно теме, например «Моя семья»
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик дедушка…»
(перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папа,
Этот пальчик — мама,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья!
или тема «Дом, Мебель»,
Пальчиковая гимнастика «Строим дом».
Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат
Вот с такою крышей,
(ладошки над головой)
Вот с такими стенами,
(ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами,
(ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью,
(одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком!
(сцепили ручки)
Перед прогулкой ходим пальчиками по цветным дорожкам
Ходит цапля по болоту
(указательным и средним пальцем)
На прогулку, на охоту
Очень нужно цапле там
Взять еду своим птенцам.
В свободное время тоже играем с пальчиками
Шла веселая собака
Чики – брики - гав!
А за ней бежали гуси
Голову задрав!
А за ними поросенок
Чики - брики- гав!
Чики - брики повтори-ка
(хлопают в ладоши)
Что я говорю.
В настоящее время появилось разнообразие атрибутов для пальчиковой гимнастики. Очень полезен в таких играх массажный мяч - иглбол, который я использую в работе с детьми, он массирует кончики пальцев ребенка шипами, развивая тактильные ощущения. Предлагаю Вам упражнение с массажным мячом. Для выполнения этого задания мне понадобятся четыре помощника.
Игра «Поиграй со мной немножко»
Мячик в руки мы возьмем
(переклад. с одной руки в другую)
Крепко накрепко сожмем
(сжимаем мяч в ладошках)
С ним немножко поиграем
(подбрасывание вверх)
В наших ручках покатаем
(катаем мяч в ладошках)
Катись мячик по ладошке,
(катаем в ладошках)
Пальцы разомни немножко.
Возьму мячик - покручу,
(покрутить мячик на ладошке)
Пальчики я разомну.
Массаж грецким орехом.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями (по кругу, приговаривая:
Я катаю мой орех,
Чтобы был круглее всех.
Самомассаж шестигранным карандашом.
Карандаш качу, качу,
(ребен. катает каранд. на весу)
Карандаш не уроню
(между ладошек)
Ладошка правая,
(катает каранд. на весу, правая)
Ладошка левая,
(ладонь сверху)
Катаю ловко и умело я!
(кат. каранд. на весу, левая ладонь сверху)
Самомассаж крупными бигудями
Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чу-чу-чу-чу!
Далеко я укачу»
Дети катают бигуди между ладонями вперед - назад, руки держат перед собой.
Таким образом, очень важно использовать пальчиковые и словесные игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей дошкольного возраста, а так же являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу - младшему школьному возрасту.