Асфандьярова Анна
Игровые технологии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой
▼ Скачать + Заказать документы
2.2 Особенности работы учителя по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития средствами игровых технологий
Анализ существующей теории и практики показывает, что для детей с задержкой психического развития необходимо разрабатывать и внедрять различные модели обучения, чтобы максимально использовать потенциал этих детей.
Публикация «Игровые технологии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Когда дети с задержкой психического развития поступают в школу, ведущим видом деятельности остается игра. Игровые технологии играют важную роль в образовательном процессе, так как они способствуют реализации коммуникативных навыков обучающихся и выполняют ряд функций, в том числе коррекционную - внесение позитивных изменений в структуру личности.
Мы выяснили в параграфе 2.1, что игровые технологии – это эффективное средство развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, развивающее метапредметные навыки и призванное расширить опыт практического применения предметных знаний и умений учащихся. Но при рассмотрении влияния игровых технологий на детей с задержкой психического развития мы сталкиваемся с наблюдением некоторых особенностей.
Например, стоит учесть, что некоторые виды игровых технологий недоступны детям с данными категориями нарушений. Часто они играют в очень ограниченные по объему действий игры, используют лишь несколько игрушек, игнорируя все остальные, или же играют по шаблонам. Например, ребенок складывает головоломку по одной и той же схеме, или же раскручивает колеса машины и наблюдает за их вращением.
Поскольку задержка психического развития существенно влияет на развитие навыков социального взаимодействия и общения, она также оказывают влияние на то, как формируются важные навыки, необходимые для игр, такие как способность копировать простые действия, исследовать окружающее пространство, совместно использовать предметы, разделять внимание с окружающими, отвечать на действия других людей и выполнять действия по очереди.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Начиная работать с детьми с задержкой психического развития, мы должны понимать, что коррекционная работа с ними будет продолжительной. В самом начале, на первых этапах взаимодействия ребенок с задержкой психического развития может совсем отказаться от контакта, и конечно не захочет вступать в даже в индивидуальную игру, не говоря о групповой.
В рамках прохождения производственной преддипломной практики, мною была проведена диагностика младших школьников с задержкой психического развития.
Для проведения диагностики использовалась методика №5 «Рукавички», автором которой является Г. А. Цукерман. Методика предназначена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). (Приложение 1).
Проанализировав методическую литературу, мы пришли к выводу, что, несмотря на манипуляционные игры, дети с задержкой психического развития могут научиться играть и даже получать удовольствие, принимая участие в целенаправленной игровой деятельности с другими людьми. Ведь игра помогает открывать новые пути для их развития. Отягощает включение ребёнка в коллективные игры задержка психического развития, также регламентирующая в основном манипулятивную деятельность.
Школьники с задержкой психического развития, даже после обучения, отдают предпочтение использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Это говорит о том, что функция замещения спонтанно у них не формируется.
Таким образом, очевидным становится поэтапное включение детей с ЗПР в игровую деятельность. Игровые технологии в данном ключе будут использоваться в соответствии со следующими этапами:
- Параллельная игра - ребенок играет с игрушкой в непосредственной близости от других детей или педагога, иногда он наблюдает за тем, как другие дети играют со своими игрушками. Но по большей части его внимание сосредоточено на собственной игрушке, он не взаимодействует с ровесниками или воспитателем.
- Интерактивная игра - ребенок может делить игрушку с ровесником или взрослым и умеет играть по очереди. Это может включать передачу игрушки друг другу или имитацию игры друг друга. При этом ребенок может играть молча, избегая зрительного контакта с другим человеком.
- Сотрудничающая игра - играет и взаимодействует с другим человеком во время игры с разными игрушками или с одной общей игрушкой. При этом смотрит на другого человека и поддерживает зрительный контакт (вместе с другим человеком строит башни, дома из кубиков или собирает паззл-головоломку, мозаику).
- Сюжетно-ролевая игра - участвует в воображаемой игре (один или с другими людьми, в которой есть элементы «понарошку» : утешает куклу, которая как будто плачет, готовит воображаемую еду из пластилина, переодевается для игры, при этом, игра в переодевание должна включать понимание определенного персонажа (надевает белый халат, чтобы притвориться врачом).
- Игра на основе правил - играет в социальные и соревновательные игры с другими людьми, включая настольные игры, игры с карточками, компьютерные и спортивные игры. Также может играть с другими детьми в игры, придуманные на ходу, и может соблюдать правила, даже если они постоянно меняются.
Представленное постепенное включение в игровую деятельность учащихся с задержкой психического развития существенно повлияет на положительную динамику эффективность применения игровых технологий.
Игра с педагогом способствует развитию: внимания, самовосприятия (восприятие своего тела, образа себя, регуляции поведения (возможности действовать по инструкции взрослого, имитации движений, действий и речи педагога, собственной речи ребенка, познавательного интереса и интереса к занятиям. Также совместные игры подготавливают ребенка к дальнейшим занятиям в группе и занятиям с учителем-дефектологом [20].
Важной задачей этого периода является перестройка сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция общего хода развития и воссоздание обновленных контактов ребенка с миром.
Поскольку игра - ведущая форма деятельности, то наиболее целесообразным представляется использовать игровую деятельность в качестве основного рычага коррекционной работы.
В процессе игровой коррекции решаются следующие задачи:
- вызываются новые активные формы переживаний;
- воспитываются чувства по отношению ко взрослому, сверстникам, самому себе;
- развивается система самооценки и самосознания;
- обогащаются новые формы и виды игровой и неигровой деятельности.
Однако стоит учесть, что игровые возможности учащихся с задержкой психического развития ограничены. Они легко истощаются, затем попадая в «зону патологического стресса», в которой них наблюдаются негативные поведенческие проявления: крик, визг, истерика, направление агрессии на себя и на окружающих.
Составляя картотеку игр для коррекционных занятий с задержкой психического развития, необходимо помнить, что играть он будет только в те игры, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами, важно опираться на степень умственной отсталости учащегося. Поэтому, готовя занятие с ребенком с задержкой психического развития, надо быть готовыми к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр [22].
Структура занятия остается постоянной: занятие начинается с приветствия, а содержание основной части может меняться (по мере освоения детьми материала и постановки новых задач, но последовательность видов работы сохраняется, заканчивается занятие общим танцем и прощанием. Игры и задания постепенно изменяются и усложняются, увеличивается их количество. По мере расширения возможностей детей уменьшается степень оказываемой помощи и участия взрослых в занятии.
Стереотипная игра характеризуется повторяемостью, неизменностью, длительностью, отсутствием сюжета. Но можно использовать ее положительные стороны (комфортная ситуация для ребенка, возможность вернуть его в уравновешенное состояние, и тогда она станет основой построения взаимодействия.
Взрослый ненавязчиво и осторожно подключается к играм ребенка, улавливает подходящий момент, чтобы подать ему нужную деталь, негромко повторяет за ребенком его слова, использует любимую игрушку. Такая тактика поведения позволяет аккуратно войти в мир игры ребенка, не отвергать присутствие взрослого, завоевать его доверие, что потребует немало времени и терпения.
Игра наделена важной ролью в развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с задержкой психического развития. Посредством неё можно добиться следующих результатов:
- переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
- возникновение эмоционального контакта с взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
- получение ребенком новой информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире, преодоления барьера интеллектуальной недостаточности;
- внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Использование знаний и умений, полученных в нестандартной игровой среде, приводит к их актуализации, а желание играть - к мотивации их приобретения. Ребенок именно в игре учится познавать правила общения, взаимодействия с людьми, развивает свои познавательные и умственные способности.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности включения игровых технологий в образовательную деятельность младших школьников с задержкой психического развития. Значит, перед нами встаёт вопрос подбора средств осуществления представленной потребности, решаемый созданием картотеки игровых упражнений, направленных на формирование базовых учебных действий у учащихся начальных классов, задержку психического развития.