Папета Елена Алексеевна
Игровые приемы в ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры. Процесс образования для дошкольников должен быть занимательным, поскольку только в этом случае дети не теряют интерес к образовательной деятельности и активно в нее вовлечены. Применение игровых методов и приемов делает процесс обучения и формирования элементарных математических представлений более эффективным. Данная методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Темочки:
Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений, приёмы, игра, творчество, самостоятельность, способности, индивидуальность
Современная образовательная система на передний план выдвигает задачу формирования у подрастающего поколения способности к активной умственной деятельности. Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации деятельности детей. Математические представления в дошкольном возрасте успешно развиваются, когда взрослые организуют привлекательные для детей игры и занятия. Слова К. Д. Ушинского: «Игра для ребенка – это серьезное занятие», остаются актуальными и по настоящее время
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает:
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
развитие интеллектуальных качеств дошкольников
обучение математике опирается на элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольный период своей жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, действуя с различными предметами
приобретение сведений становятся фундаментом их дальнейшего обучения.
Игра-ведущий вид детской деятельности
Исходя из актуальности проблемы, нами была поставлена цель
Создание условий в группе для развития интеллектуальных способностей и познавательного интереса у детей, к математике, через игровой занимательный материал
Задачи
• Способствовать сенсорному развитию детей
• Способствовать развитие познавательно - исследовательской деятельности
• Создавать условия для формирования элементарных математических представлений
• Способствовать расширению кругозора детей через логические игры и головоломки, авторские математические игры
• Формировать уверенность в своих силах
• Развитие коммуникативных способностей детей
На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.
Для того, чтобы способствовать развитию у детей дошкольного возраста логического мышления, нами соблюдался ряд условий:
• работу с детьми проводили в системе, была организована реализация математического развития в повседневной жизни в интеграции с другими образовательными областями, при учёте индивидуальных и физиологических особенностей детей
• использовались разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)
• использовали творческий подход к организации процесса образования
• создавали развивающую предметно - пространственную среду, используя при этом разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Принципы взаимодействия с детьми по ФЭМП
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно
• с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение
• ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
• игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
При взаимодействии с детьми нами использовались авторские игры
• Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А. З. Зак).
• Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А. А. Столяр).
• Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко).
• Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б. П. Никитин, З. А. Михайлова, В. Г. Гоголева).
• Игры с блоками Дьенеша.
• Игры с цветными палочками Кюизенера.
• Игры Воскобовича
• Игры-головоломки
Игры с блоками Дьенеша
Хотелось бы отметить замечательную методику – блоки Деньеша.
Игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно–три свойства одновременно.
Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Логические блоки являются отличными помощниками на физкультурных занятиях, на занятиях по математике, развитию речи, конструированию, изобразительной деятельности (аппликация, а также в сюжетно-ролевых играх. Внедрение пособия Дьенеша позволяет решать следующие группы задач:
Образовательные:
• закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах;
• накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;
• совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации;
• формирование основ алгоритмического мышления.
Развивающие:
совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей;
Воспитательные:
• воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности.
Игры с цветными палочками Кюизенера
• Эта методика универсальна. Ее применение не противоречит никаким другим методиками, а потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их.
• Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике и объяснения математических представлений, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку.
• Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними дети воспринимают как игру.
• В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и размером. В игровой деятельности мы широко применяем игровые схемы.
Игровая деятельность по схеме №1
Цель: учить правильно, подбирать по длине палочки, развивать зрительный контроль, развивать умение правильно называть цвет и соответствующее число.
Упражнение: какое число обозначает палочка белого цвета? На какой кровати одеяло длиннее, а на какой короче? – развивать умение пользоваться доказательным способом.
Игровая деятельность по схеме № 2 «Ельник»
Цель: развивать умение строить деревья из палочек. Развивать умение ориентироваться в понятиях «высокий - низкий», развивать познавательный интерес, расширять словарь «ельник».
• Упражнение: покажи какую - нибудь палочку, которая короче желтой, длиннее розовой, короче голубой и т. д.
Игровая деятельность по схеме №3
Цель: развивать умение называть цвет, ориентироваться по величине палочек, закреплять умение называть палочки наверху- внизу.
Ещё одна очень любимая детьми игра
«Крестики-нолики»
1. Вначале обучения игры, являлась непосредственным участником игры, объясняя при этом правила
2. Педагог, играет косвенную роль, наблюдает за деятельностью, при обращении к нему ребёнка оказывает необходимую помощь
3. Педагог создает условия для самостоятельной деятельности
Дидактические игры В. Воскобовича.
Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса по ФЭМП через дидактические игры В. Воскобовича.
Характеристика развивающих игр Воскобовича:
1. Многофункциональность
2. Широкий возрастной диапазон участников игр
3. Сказочная «огранка»
4. Творческий потенциал
5. Конструктивные элементы
Творческий потенциал развивающих игр Воскобовича
• Дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым.
• Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени,
• Превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг»
• В отношениях «взрослый ребенок» только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально творческой атмосферой
Основные принципы технологии развивающих игр Воскобовича
• Игровое обучение детей (в игре выстраивается весь процесс обучения ребенка).
• Построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
• Творческое развитие дошкольников (игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка.
Особенности развивающих игр Воскобовича:
Применяя игру «Фиолетовый лес» на занятии реализуются следующие задачи:
-Обучение цифрам и знакам в математике
-Развивается умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их.
-Развивается умение считать до 10; дети последовательно знакомятся с образованием каждого числа в пределах 5 - 10 (на наглядной основе)
-Развивается логическое мышление, исследовательская деятельность
-Совершенствуется мелкая моторика и координация движений, стимулируется фантазия и воображение
-Развиваются навыки силуэтного конструирования
Все игры Воскобовича наполнены ощущением сказки, особого языка.
Игра «Тактильные листочки»
• Цель: запоминаем графический образ и правильное описание цифр
• У детей закрепляется ориентировка а пространстве (вправо, влево, вверх, вниз)
• Дети закрепляют знания цветов и оттенков
• Дети учатся соотносить цвет и числовое значение цифры
Необходимо отметить, для формирования элементарных математических представлений, большое место в нашей работе с детьми занимала группа игр на составление плоскостных изображений объектов, предметов и животных из специальных наборов геометрических фигур – «Вьетнамская игра», «Сфинкс», «Листик», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Волшебный квадрат», «Монгольская игра», «Волшебный круг», Они наиболее интересны нашим дошколятам, так как эти игры раскрывают широкие возможности для развития самоконтроля, умения анализировать, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, способствуют развитию образного, логического мышления, пространственных отношений и воображения.
Вывод: формирование элементарных математических представлений средствами дидактической игры способствует созданию интересов и любознательности дошкольников – составляет собой основу обучения на каждом возрастном этапе, а также является средством всестороннего развития личности.
Разнообразный игровой материал математической направленности
развивают у ребенка воображение и логическое мышление
формируют математические навыки
развивают навыки исследовательской деятельности
формируют творческий потенциал, уверенность в своих силах
Пусть ребенок осваивает мир – и даже такую сложную дисциплину, как математика, с легкостью и интересом
Используемая литература
1. Блехер Ф. Н. Дидактические игры и дидактические материалы
2. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».
3. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию»
4 Веракса Н. Е,Т. С. Комарова М. А. Васильева. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования», 2014 Мозаика-Синтез
5. Н. Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду»
6. Помораева И. А. ,Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа
7. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)