Елена Аслямова Петровна
Игровые приемы для формирования навыков словообразования
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые приемы для формирования навыков словообразования
Формирование словообразования существительных
1. Игра «Назови ласково».
Детям предлагается пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо назвать ласково.
В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, ложечка, и т. д.).
2. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».
Публикация «Игровые приемы для формирования навыков словообразования» размещена в разделах
На доске картинка «Лиса и лисята». С начала дети вспоминают название одного детеныша (лисенок). А как сказать одним словом, если их много? (лисята).
Затем игра с мячом. Дети ловят мяч и называют множественное число (лисята, зайчата, волчата и т. д.).
Формирование словообразования глаголов
Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с общим недоразвитием речи. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретное значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким сложным: оно опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.
В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, проводится закрепление наиболее простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов.
Формирование словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется в следующей последовательности:
1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:
а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:
с - (играть - сыграть, петь - спеть, есть - съесть);
на – (рисовать – нарисовать, колоть – наколоть);
по – (обедать – пообедать, сеять - посеять).
б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-, -ыва-, -во- (застегнуть - застегивать).
2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-вы-, под-, от-, при-, у- (входит – выходит, подходит – отходит, прибегает – убегает, подлетает – отлетает).
Игра «Чем отличаются слова?»
Детей просят показать на картинках, кто: умывает – умывается, прячет – прячется, качает – качается.
1) Игра в лото.
У детей карточки с картинками, изображающими действия.
Логопед называет слова обозначающие действие, дети закрывают соответствующую картинку фишкой (входит – выходит, подлетает – отлетает, влетает – вылетает).
Формирование словообразование прилагательных
С учетом семантики, в частности употребления и последовательности появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных проводится в следующей последовательности :
А. Образование притяжательных прилагательных.
1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ин-, -ов-
Речевой материал: мамин, папин, бабушкин.
2. Словообразование с использованием суффикса, -н-, без изменения звуковой структуры корня производного слова.
Речевой материал: коровий, волчий, бараний.
3. Словообразование с помощью суффикса, -н-, с чередованием в корне. Речевой материал: волчий, заячий.
Б. Образование качественных прилагательных.
1. Словообразование с использованием суффикса –н-
а) без чередования
Речевой материал: вкусный, жирный, умный.
б) с чередованием в корне слов
Речевой материал: смешной, скучный.
2. Слвообразование с помощью менее продуктивных суффиксов –ив-, -лив-, -чин-, -оват-, -еват-, и т. д.
Речевой материал: ленивый, красивый.
В. Образование относительных прилагательных.
1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ов-, -ев-.
а) без чередования в корне мотивирующего производного слова.
Речевой материал: ленивый, сливовый.
б) с чередованием звуков в корне (беглая гласная);
Речевой материал: ситцевый, перцовый.
1. Словообразование с использованием суффикса –н-
а) с чередованием в корне производного слова.
Речевой материал: зимний, летний, ватный.
б) с чередованием звуков в корне производного слова.
Речевой материал: яблочный, воздушный.
2. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов –н-, -ск-, -енн-, -ян- и др.
Речевой материал: кожаный, шерстяной.