Лучший педагог года

Игровые приемы для формирования навыков словообразования

Елена Аслямова Петровна
Игровые приемы для формирования навыков словообразования
▼ Скачать + Заказать документы

Игровые приемы для формирования навыков словообразования

Формирование словообразования существительных

1. Игра «Назови ласково».

Детям предлагается пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо назвать ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, ложечка, и т. д.).

2. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».

Публикация «Игровые приемы для формирования навыков словообразования» размещена в разделах

На доске картинка «Лиса и лисята». С начала дети вспоминают название одного детеныша (лисенок). А как сказать одним словом, если их много? (лисята).

Затем игра с мячом. Дети ловят мяч и называют множественное число (лисята, зайчата, волчата и т. д.).

Формирование словообразования глаголов

Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с общим недоразвитием речи. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретное значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким сложным: оно опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.

В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, проводится закрепление наиболее простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов.

Формирование словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется в следующей последовательности:

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

с - (играть - сыграть, петь - спеть, есть - съесть);

на – (рисовать – нарисовать, колоть – наколоть);

по – (обедать – пообедать, сеять - посеять).

б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-, -ыва-, -во- (застегнуть - застегивать).

2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-вы-, под-, от-, при-, у- (входит – выходит, подходит – отходит, прибегает – убегает, подлетает – отлетает).

Игра «Чем отличаются слова

Детей просят показать на картинках, кто: умывает – умывается, прячет – прячется, качает – качается.

1) Игра в лото.

У детей карточки с картинками, изображающими действия.

Логопед называет слова обозначающие действие, дети закрывают соответствующую картинку фишкой (входит – выходит, подлетает – отлетает, влетает – вылетает).

Формирование словообразование прилагательных

С учетом семантики, в частности употребления и последовательности появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных проводится в следующей последовательности :

А. Образование притяжательных прилагательных.

1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ин-, -ов-

Речевой материал: мамин, папин, бабушкин.

2. Словообразование с использованием суффикса, -н-, без изменения звуковой структуры корня производного слова.

Речевой материал: коровий, волчий, бараний.

3. Словообразование с помощью суффикса, -н-, с чередованием в корне. Речевой материал: волчий, заячий.

Б. Образование качественных прилагательных.

1. Словообразование с использованием суффикса –н-

а) без чередования

Речевой материал: вкусный, жирный, умный.

б) с чередованием в корне слов

Речевой материал: смешной, скучный.

2. Слвообразование с помощью менее продуктивных суффиксов –ив-, -лив-, -чин-, -оват-, -еват-, и т. д.

Речевой материал: ленивый, красивый.

В. Образование относительных прилагательных.

1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ов-, -ев-.

а) без чередования в корне мотивирующего производного слова.

Речевой материал: ленивый, сливовый.

б) с чередованием звуков в корне (беглая гласная);

Речевой материал: ситцевый, перцовый.

1. Словообразование с использованием суффикса –н-

а) с чередованием в корне производного слова.

Речевой материал: зимний, летний, ватный.

б) с чередованием звуков в корне производного слова.

Речевой материал: яблочный, воздушный.

2. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов –н-, -ск-, -енн-, -ян- и др.

Речевой материал: кожаный, шерстяной.

Публикации по теме:

Формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с интеллектуальными нарушениями Воспитатель: Островская В. П. В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Игровые приемы для развития артикуляционной моторики у дошкольников Игровые приемы для развития артикуляционной моторики у дошкольниковОдним из условий для правильного формирования звукопроизношения у детей.

Игровые приемы развития речи у дошкольников с применением средств ИКТ ИКТ технологии в современном образовании: ресурсное обеспечение педагогической деятельности. Аблязова Мунсхон Хурбаевна Воспитатель ГБДОУ.

Игровые приемы в распевании дошкольников на музыкальных занятияхИгровые приемы в распевании дошкольников на музыкальных занятиях Цель распевок – подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов. Задачи: - развивать дикцию,.

Консультация «Игры для успешного формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2–3 лет» У ребенка 3-его года жизни должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания В детском саду ребенок, который.

Игровые приемы в коррекции заикания «Игровые приемы в развитии речи дошкольников» Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности.

Приемы гармонизации эмоционального состояния ребенка как способ формирования навыков поведения в общественных местахПриемы гармонизации эмоционального состояния ребенка как способ формирования навыков поведения в общественных местах Тема мастер-класса: «Приемы гармонизации эмоционального состояния дошкольников как один из способов формирования навыков поведения в общественных.

Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования в разных возрастных группах. 1. «Назови ласково» Цель: Формировать.

Условия, методы и приемы для формирования культурно-гигиенических навыков в младшей группе Условия, методы и приемы для формирования культурно – гигиенических навыков в младшей группе. К числу основных условий успешного формирования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровые приемы для формирования навыков словообразования
Опубликовано: 2 декабря 2019 в 12:16
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые приемы для формирования навыков словообразования» (включая файлы) размещена пользователем Елена Аслямова Петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД