Аржинт Лариса
Игровые приемы в распевании дошкольников на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Цель распевок – подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов.
Задачи:
- развивать дикцию, артикуляцию и дыхание в пении, предупреждать заболевания верхних дыхательных путей; укреплять хрупкие голосовые связки детей;
- развивать творческие способности детей, формировать навыки театральной деятельности;
- развивать умение правильного подбора высоты голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т. е. чистое интонирование.
Публикация «Игровые приемы в распевании дошкольников на музыкальных занятиях» размещена в разделах
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста – важная и сложная задача, которая требует системы работы, включающей разнообразные игровые методы и приемы развития голоса ребенка.
Игровые распевки использую на музыкальном занятии в различных видах деятельности дошкольников: это и музыкальное приветствие валеологические попевки, и элементарное музицирование, а также дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевые игры в форме музыкальных чистоговорок, фонопедические упражнения, мелодизированные пальчиковые игры. Начинать подготовку детей к пению следует уже с самого младшего дошкольного возраста. Для малышей, у которых очень маленький словарный запас- это простое звукоподражание кого-либо: пение петушка или птички; мяуканье кошки или лай собаки; гудение машины или поезда и др. Эти упражнения проводятся, как правило в высоком и низком регистре в пределах октавы и помогают развитию звуковысотного слуха у малышей, например игра «Птички»
или игра «Лесенка» по сказке В. Шейна.
Сказка «Лесенка», автор В. Шейн
В одной деревне жили- были веселые друзья. Каждый вечер они собирались на лесенке. На нижней ступеньке сидел Лягушонок и пел свою песенку: «Ква-ква!»(дети поют ре1) На второй устраивался веселый Щенок и радостно гавкал: "Гав-гав!". (дети поют ми1). На третью забирался пушистый Котенок, который ласково мяукал : "Мяу-мяу! (дети поют фа#). Четвертую ступеньку облюбовал голосистый Петушок, который пел: "Ку-ка-ре-ку!" (дети поют соль1) А на самую высокую ступеньку садился Воробей, ведь у него был самый тонкий и звонкий голосок, и он высоко пел: «Чирик-чирик!»(дети поют ля1) Так сидели они каждый вечер и пели. Получалась у них вот такая песенка. Все поют песенку.
В более старшем возрасте можно использовать простые песенки-распевки. Несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат и подготавливают голос к пению. Это не только распевки на одном звуке «Андрей-воробей», но и восходящие и нисходящее пение, на пример: «Колобок» муз. А. Евтодьевой. Применяя эту распевку для подготовки к пению, развиваются не только певческие навыки, но и артистические способности детей. Я использую для этой распевки варежковый театр. Ребята, играя ту или иную роль, самостоятельно изменяют высоту пения. И, конечно же, для распевания я всегда использую распевки по временам года.
Валеологические песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия для детей старшего дошкольного возраста. Несложные тексты поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Например, валеологическая песенки-распевки: «Петь приятно и удобно», «Добрый день!» автор Е. В. Кислицина, «Здравствуйте!» М. Картушиной и др.
В старшем дошкольном возрасте распевки усложняются интервалами и пением в среднем и высоком регистре, например распевки по методике А. Евтодьевой: «Котенок и божья коровка», «Пчелка и медвежонок», «Белки», «Лиса и птичка»» и др.
При разучивании песни часто наблюдаю, что многие дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. С этими трудностями мне помогает справляться артикуляционная гимнастика, цель которой развитие певческих способностей, чувства ритма, совершенствование дикции, формирование артикуляции различных звуков. Провожу в игровой форме и эмоционально, например игра
«Котик рыжик зимой»
1,2,3,4,5, будем с Рыжиком гулять (широко открыть рот и подержать несколько секунд)
1,2,3,4, рот откроем мы по шире.
Пожевали (жевательные движения, постучали (постучать зубами)
И с котенком побежали (движение языком вперед назад)
Кто снежинки ртом ловил, (ловим ртом снежинки)
Влево- вправо он ходил. (движение языком влево- вправо)
Скучно Рыжику, ребятки! Поиграем с ним мы в прятки.
(втягивать губы в рот, потом высовывать напряженный узкий язык вперед)
Рыжик прятаться устал, Рыжик, ух, сердитым стал.
(выгибание вверх, кончик языка прижимается к нижним зубам)
Мы погладим котика, все покажем ротиком («расчесочка»)
Для обучения детей правильному пению гласных звуков очень походят упражнения, где пение звука соединяется с движением по методике Т. В. Лобановой.
В подготовительных группах я пользуюсь распевками для развития мышц речевого аппарата, в результате чего повышаются показатели развития речи детей и певческих навыков. Очень удобны для распевания народные песни и прибаутки: «Вдоль по речке», «Веники – помелики», «А у нас-то, в мастерской», «Речка» и др. На своих занятиях я применяю песенки-игры Л. А Олифировой, например: «Лошадка», «Кукушка», «Синичка», «Козочка».
Ребята не только учатся петь интервалы, но и развивают свое песенное творчество. Очень нравятся детям видео-распевки по временам года, «Горошина», «Осень», «Зимние распевки», логопедические песенки.
Игры с голосом. Музыкальные узоры.
Детям очень нравится играть с голосом, используя графические рисунки по методике Т. Тютюнниковой. Каждый графический рисунок имеет название. После многократного применения ребята могут самостоятельно играть своим голосом и определять на слух тот или иной графический рисунок, тем самым тренируя музыкальный слух и память.
А еще метод Т. Тютюнниковой используется в игре «Эстафета», в которой дети импровизируют голосом и развивают длительное пение. Как только дети усвоят пение по музыкальным рисункам, можно предложить им самим нарисовать свой музыкальный узор и попробовать его пропеть. Это будет хорошее творческое испытание в пении. Очень подходит для распевания музыкально-дидактическая игра «Поющая гусеница».
Систематическое использование распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло увлечь ребенка. Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос, который при желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом. Поэтому дети должны получать удовольствие и радость от занятий, от самого процесса пения.