Анна Ермакова
Игровые пособия и атрибуты для развития двигательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРУШКИ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Игрушки для физического развития - что это?
Как понятно из названия - это игрушки этой категории, в первую очередь, которая способствуют физическому развитию малыша. Это и атрибуты активных подвижных игр, и спортивный инвентарь, и всевозможные подручные материалы, направленные на физическое развитие малыша.
Кроме того, к игрушкам для физического развития могут быть отнесены большинство динамических игрушек, и даже игрушки-тренажеры для сенсорного развития.
Публикация «Игровые пособия и атрибуты для развития двигательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Какие игрушки можно отнести к игрушкам для физического развития для ребенка первого года жизни?
Подвески и растяжки
Их можно использовать уже по исполнении малышу 1.5 месяцев. Уже тогда случайное прикосновение ручек или ножек ребенка к погремушке-подвеске вызывает не просто зрительную и слуховую стимуляцию, но и способствует развитию координации движений. Позднее крохе будет интересно пытаться достать ручками висящую над ним игрушку, потрогать ее, попытаться схватить.
Шары и мячи:
Надувные шары
Надувные шарики малыш сможет отталкивать ручками или ножками уже после 3-4 месяца.
Небольшой мячик
Небольшие округлые мячи помогут ребенку научиться захватывать и удерживать предмет. Это может быть лоскутный или вязанный из хлопка мячик с колокольчиком внутри, а также мячики из любого другого материала. Хорошо, если их будет несколько – разных цветов, фактур, и даже веса.
После 6-го месяца жизни младенца мячи станут необходимы в качестве стимуляторов, вызывающих ползание.
Деревянные звучащие мячи-неваляшки.
Они обычно бывают со смещенным центром тяжести. Такой мяч катается полукругом, сначала отдаляясь, а потом возвращаясь к ребенку. Неожиданные траектории движения и привлекательный звук обязательно вызовут, в том числе и физическую активность малыша, побуждая его к движению.
Резиновый, надувной, массажный мячи, фитбол.
Ближе к году для других спортивных игр (перекатывания, бросания, подбрасывания) Вашему крохе пригодятся: небольшой резиновый мячик, надувной мяч. Полезно будет приобрести и массажный мячик-ежик, кроме массажного эффекта – его и проще всего захватывать. Также, для гимнастических занятий на мяче, можно приобрести фитбол.
Звучащие цилиндры для перекатывания.
Эти игрушки состоят из цилиндра, через стенки которого отчетливо видно шарик или бубенчик внутри него. Такие цилиндры бывают как деревянные реечные, так и прозрачные надувные или пластмассовые.
Польза такого цилиндра для физического развития ребенка в том, что он будет с увлечением катать его и стараться ползти за ним. Кроме того, он развивает и наглядно-действенное мышление ребенка – его моторику, координацию движений. Ведь наблюдая за интересным крутящимся предметом и прислушиваясь к его мелодичному звону, кроха сможет соотнести все это с собственной активностью, с движениями своих рук или ног.
Игрушки – каталки.
В качестве первой игрушки-каталки, помогающей малышу впервые встать на ножки, можно использовать устойчивую тележку. Она даст чувство уверенности и опору – так необходимую малышу при первых шагах.
Можно также в игре использовать каталки на веревочках. Чтобы играть ими – малышу вовсе не обязательно уметь ходить, достаточно лежать на животе – и подтягивать каталку за веревочку к себе.
Каталки на палочках.
Такие каталки пригодятся, если Ваш кроха уже научился ходить. Они, как и другие представленные в этой статье игрушки, в первую очередь направлены на улучшение координации движений ребенка. Каталки на палочках будут даже интереснее для развития ходьбы, чем каталки на веревочке - в том плане, что ребенок, ведущий каталку впереди себя идет прямо, не оборачиваясь назад.
Турничок.
На нем можно учить малыша подтягиваться за ручки. А также можно подвешивать различные игрушки, помогая малышу тянуться за ними. Хорошо, если есть возможность приобрести спортивный комплекс, состоящий из небольшой шведской стенки, горки, турничка.
Качель, игрушка-качалка.
Для скорейшего приобретения малышом чувства равновесия, так необходимого в ходьбе, можно использовать качель, подвешенную в дверном проеме, а также классическую качалку-лошадку, например. Конечно, при таких играх ребенка придется поддерживать, и не раскачивать слишком сильно – ведь он может испугаться.
Кроме физических навыков в процессе качания кроха приобретет и отличное настроение.
Как правильно выбрать игрушки для физического развития?
Кроме основных требований к выбору игрушек при выборе образных игрушек необходимо учесть следующее:
Турнички, качели должны быть прочными, с удобным, надежным креплением.
Каталка-тележка должна быть четырехколесной, соответствовать росту и весу малыша.
Каталка на веревочке должна быть устойчивой и легко без усилий передвигаться. Веревочка не должна быть слишком длинной. Желательно, чтобы на конце было привязано колечко или шарик, так малышу будет проще найти и взять веревочку.
Каталка на палочке должна соответствовать росту ребенка. Палочка должна заканчиваться удобной ручкой, чтобы ребенку было проще ее удерживать. Такая каталка не должна быть слишком крупной и тяжелой. Важное качество — легкость передвижения и устойчивость.
Мячи должны быть изготовлены из качественных материалов, без запаха, не токсичные, прочные.
Одним их путей решения задач физического развития и повышения двигательной активности детей более старшего возраста, является использование нетрадиционного физкультурного оборудования, которое способно :
• служить дополнительным стимулом активизации физкультурно-оздоровительной работы;
• решить задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений;
• обогатить двигательный опыт;
• развивать творчество и фантазию;
• заинтересовать детей;
• изменить стиль работы воспитателей.
Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Предметное окружение имеет огромное значение для развития двигательной активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.
Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:
• повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
• способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
• чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;
• повысить моторную плотность физкультурных занятий;
• уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;
• развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
В реализации этих задач особое значение придается использованию нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.
Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, возникающая по инициативе детей и организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Подобная деятельность побуждает двигательное творчество детей, способствует овладению новыми вида ми движений. Это обеспечивается поисками новых форм и содержания ролевых игр. Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудованием и выносным оборудованием (cкакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность). Размещение его должно способствовать двигательной активности детей, а его подбор — поддерживать у детей интерес к разным видам движений. В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству.
Основные требования к подбору физкультурного оборудования:
– Подбор оборудования определяется программными задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей.
– Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям.
– Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности.
– Габариты и вес переносного оборудования должны быть соизмеримы с возможностями детей.
– Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.
– Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
– Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.
– Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений, а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).
– Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. Поэтому в комплекты оборудования должны входить самые разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др., переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п., мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т. п.). Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).
– При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики.
– Для рациональной организации двигательной активности детей дошкольного возраста важно обращать внимание на размещение оборудования по месту его использования (для определенных условий).