денисова Наталья
Игровые методики в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.
Игра - основной вид деятельности дошкольника. В игре дети чувствуют себя свободно и уверенно, лучше и быстрее запоминают предложенную им информацию. Поэтому в своей коррекционной работе я стараюсь использовать наряду с традиционными и современные игровые методики.
Публикация «Игровые методики в логопедической практике» размещена в разделах
Одна из главных задач коррекционно-развивающего процесса в подготовительной к школе логопедической группе –формирование предпосылок к обучению элементам грамоты. У всех детей со сложной структурой речевого дефекта не сформирован или недостаточно сформирован фонематический слух и как следствие –низкий уровень навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов. А именно высокий уровень сформированности данных навыков является базовым условием для успешного овладения детьми чтением и особенно письменной речью.
I. Одна из лучших и любимых мною и детьми методик-«Круги Луллия»
«Круги Луллия» вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу, вызывают положительные эмоции у детей
Описание дидактического пособия:
На стержень нанизываются 2 (3) круга разного диаметра. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделяются на одинаковое количество секторов(8).На них располагаются предметные картинки символы звуков, схемы позиционного анализа слов, звуковые схемы слов, буквы, слоги, цифры. Круги и стрелка свободно двигаются.
Предлагаю вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых занятий по формированию у детей навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов.
1. На нижнем круге - предметные картинки, на верхнем - цифры. Ребенок раскручивает стрелку, на нижнем круге выпадает картинка. Задание - назвать картинку, сосчитать количество звуков в слове и совместить картинку с соответствующей цифрой.
2. На нижнем круге - звуковые схемы слов, на верхнем круге - предметные картинки. Задание: подобрать картинку к соответствующей звуковой схеме, для этого нужно дать характеристику первого и последнего звуков в слове (согласный твердый, согласный мягкий, гласный).
3. На нижнем круге - буквы (гласные первого ряда, на верхнем круге -картинки. Задание: подобрать картинку, в названии которой ты слышишь этот звук.
4. На нижнем круге – буквы (гласные второго ряда в позиции начала, середины и конца слова,на верхнем круге - предметные картинки. Задание: подобрать картинку к выпавшей схеме.
5. На нижнем круге - предметные картинки, на верхнем - гласные буквы. Задание: произнести название выпавшей картинки, определить количество и последовательность гласных звуков в слове и подобрать соответствующий сектор на верхнем круге.
6. На нижнем круге - слоги, на втором круге - слоги, на третьем круге -цифры. Задание: прочитать выпавший слог, подобрать подходящий слог, прочитать слово и придумать предложение с этим словом (в предложении должно быть определенное количество слов-3.4.5.)
7. На нижнем круге - слова, на втором круге - звуковые схемы, на третьем круге - цифры. Задание: прочитать слово, дать характеристику первому и последнему звуку,подобрать соответствующую схему, сосчитать количество слогов в слове и подобрать соответствующую цифру.
Используя методику «Круги Луллия» я решаю следующие задачи:
-развиваю фонематические процессы;
-формирую навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов;
-закрепляю навыки послогового чтения;
-развиваю логическое мышление, внимание, память;
- уточняю и расширяю словарный запас и навыки использования различных лексико-грамматических конструкций.
Данная методика многофункциональна - ее с успехом можно применять и для развития связной речи детей, для закрепления обобщающих понятий и в коррекционной работе по автоматизации и дифференциации звуков в речи (для этого необходимо на круги прикрепить соответствующие предметные или сюжетные картинки.) Пособие легко изготовить в домашних условиях -понадобятся картонные круги разного диаметра (можно использова ть старые виниловые пластинки,стержень и части от детской пирамидки, стрелку делаем из картона.
Фото
II.В коррекционной работе по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий использую методику мнемотехники.
У подавляющего большинства детей с речевыми дефектами не сформирована или недостаточно сформирована связная речь (рассказ, пересказ с помощью, со смысловыми пропусками и ошибками, с нарушением связности изложения).Именно поэтому работе по развитию связной речи уделяется особое внимание. Использование методики мнемотехники позволяет превратить процесс обучения в увлекательную игру.
Мнемотехника-совокупность приемов и методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования искусственных ассоциаций. Суть ее заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания надо придумывать картинки или символы. В результате текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, дети с легкостью воспроизводят стихотворение, рассказ, скороговорку, загадку.
Методика мнемотехники в логопедии помогает решать следующие задачи:
-развивает связную речь, увеличивает словарный запас;
- формирует наглядно-образное и абстрактное мышление;
- расширяет представления об окружающем мире;
-ускоряет процессы автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
-учит ребенка думать, рассуждать, высказывать свои мысли ;
- улучшает память, внимание, воображение, фантазию.
Структура мнемотехники: мнемоквадрат, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Мнемоквадрат - это отдельная карточка –изображение с закодированной информацией. Рисунок на квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание. Это может быть как предмет,так и действие.
Мнемодорожки - это линейно расположенные 3 или более мнемоквадратов. Рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову или словосочетанию.
Мнемотаблица - это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из которых заложена определенная информация.
При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.
В своей логопедической практике я активно использую именно мнемотаблицы при :
-Обучении составлению описательных, творческих рассказов;
-при заучивании стихов;-
-при отгадывании и загадывании загадок;
-при пересказах авторских произведений.
На фронтальных занятиях по развитию связной речи я использую комплект мнемотаблиц Волковой Ю. С., на индивидуальных и подгрупповых занятиях использую мнемодорожки и мнемотаблицы из учебно-методических комплектов Н. Э Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» и Н. Е Арбековой «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР».
Алгоритм заучивания стихотворения по мнемотаблице.
1. Выразительно читаем стихотворение.
2. Уточняем смысл, объясняем значение новых для детей слов.
3. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а дети повторяют, смотря на таблицу. Разбираем содержание каждого квадрата в мнемотаблице.
4. Еще раз читаем все стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
.5. Дети «читают»мнемотаблицу сами.
Пример:
С использованием мнемотаблиц можно отрабатывать чистоговорки и любой другой речевой материал.
Алгоритм пересказа текста с опорой на мнемотаблицу.
1. Выразительно читаем текст с опорой на изображение.
2. Читаем текст еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у детей возникла четкая взаимосвязь-слово-картинка.
3. Обсуждаем изображение в каждом квадрате, задавая вопросы по содержанию текста, уточняем значение новых слов.
4. Читаем рассказ еще раз.
5. Просим детей пересказать рассказ с опорой на картинки.
Пример: Рассказ «Осень». Наступила осень. Дни стали короче. Дует сильный порывистый ветер. Часто идут дожди. Люди надевают теплую одежду. С деревьев опадают разноцветные листья Начался листопад. С полей, садов и огородов собирают урожай овощей и фруктов. Лесные животные готовят запасы на зиму.
Фото
Алгоритм составления описательного рассказа.
1. Озвучить для детей вопрос, показывая на квадрат, к которому он относится.
2. Уточнить, понятно ли почему в квадрате нарисовано именно такое изображение.
3. Привести пример описания.
4. Попросить детей составить описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.
Фото:
Основные правила использования методики.
1. Последовательность. Сначала-мнемоквадрат,потом-мнемодорожки и мнемотаблицы.
2. Нормирование. Детям не предлагают больше 2 таблиц в день.
3. Эмоциональность.
4. Разнообразие. К однотипным изображениям дети быстро теряют интерес.
Методика мнемотехники доказала свою высокую эффективность в коррекционной работе учителя-логопеда. Мнемотаблицы всегда вызывают у детей только положительные эмоции, желание попробовать самим пересказать стихотворение или рассказ.
III.В коррекционной работе по автоматизации звуков в речи хорошо себя зарекомендовала методика «Лэпбук»
За счет своей наглядной привлекательности лэпбук является прекрасным способом подачи всей имеющийся информации в компактной форме.
С целью оптимизации работы по автоматизации звука «Р» посредством выполнения развивающих заданий и игр мною был изготовлен лэпбук «Озорные звуки и буквы».
Использование лэпбука «Озорные звуки и буквы» помогает решить следующие задачи:
_ формировать осознанное произношение звуков;
- закрепить правильное произношение звука» р» в слогах, словах, чистоговорках и связной речи;
- развивать фонематическое восприятие и навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- развивать навыки слогового чтения ;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
-развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Пособие «Озорные звуки и буквы» имеет ряд преимуществ: оно полифункционально (возможно использовать как в подгрупповой так и в индивидуальной работе, универсально (речевой материал может меняться,дополняться в зависимости от изучаемых и нарушенных звуков.)
1. Упражнения на развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза:
-«Путаница» - предлагается распутать слово (а, б, р, ы—рыба)
- «Цветные звуки» - составить звуковую схему предлагаемого слова с использованием цветных фламастеров
- «Звук спрятался» - определить позицию звука в слове
-«Озорные буквы» - разгадать кроссворд
-«Узнай звук» - дать характеристику предлагаемому звуку.
2. Упражнения на формирование навыков слогового чтения, навыков слогового анализа и синтеза :
-«Слоговое лото» - составить слова из предложенных слогов;
-«Почитай-ка» - сложи сюжетную картинку и прочитай предложение;
-«Хозяйка гусеница» - сложи картинку, прочитай слово;
-«Слоговой поезд» - раздели слово на слоги и помести картинку в соответствующий вагончик;
-«Картинку собирай, слово читай!»;
-«Придумай предложение!» - придумать предложение по опорным картинкам и составить его схему;
- «1.2,3,-к слогу подбери!» - подобрать слова-картинки к определенному слогу;
- «Ученый муравьишка» - чтение слогов и слов ;
3. Упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти:
-«Подружи слова» - работа с деформированным предложением;
-«Загадочное дерево» - отгадать загадки ;
4. Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
«Умелые пальчики» - обвести картинку по трафарету и выполнить штриховку по образцу;
«Выложить из палочек» - выложить из палочек предложенный узор и выучить стихотворение.
фото
Результатом использования лэпбука является осознанная работа по исправлению нарушенного звука, осмысление ребенком необходимости правильного произношения звука в самостоятельной речи. Для активизации внимания и развития познавательной мотивации в каждое задание включен яркий наглядный материал. Во время выполнения заданий ребенок материал привлекают ребенка и он еще не раз возвращается к папке, чтобы поиграть, незаметно повторяя пройденный материал. Внешняя привлекательность лэпбука позволяет проводить обучение интересно. Дети учатся находить информацию самостоятельно. Процесс работы с лэпбуком объединяет логопеда, детей и родителей и вносит много положительных моментов в коррекционный процесс.