Анна Андреева
Игровые культурные практики с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №3 Белоглинского района» (МБДОУ «ЦРР д/с №3»)
«Игровые культурные практики как эффективное средство формирования дружеских отношений между детьми старшего дошкольного возраста.»
Воспитатель: Андреева А. А,
2020г.
С. Белая Глина
Игровые культурные практики как эффективное средство формирования дружеских отношений между детьми старшего дошкольного возраста.
Публикация «Игровые культурные практики с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Игра- это единственная центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Именно игра является главным способом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. Игра – это одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть урегулированы различные конфликты и проблемы в детском коллективе.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости.
Игровая культурная практика ребенка- это основанный на его текущих и перспективных интересах и привычный для него вид самостоятельной игровой деятельности, поведения и душевного самочувствия в ней, а так же складывающегося в процессе этой деятельности уникального индивидуального жизненного опыта. Игровая культурная практика имеет тесную и непрерывную связь с жизнью ребенка.
Игровая культурная практика проектируется на основе следующих принципов: насыщения социокультурным содержанием; развития игровой динамики; поддержания игровой атмосферы; интеграции когнитивного (овладение знаниями норм и правил гуманного поведения, эмоционально-ценностного (ориентированность на гуманизм) и поведенческого аспектов (обогащения опыта гуманного поведения) гуманного отношения.
На сегодня тема актуальна, так как появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника, жестокость. Старший дошкольный возраст — сензитивный период для формирования первоначальных представлений о дружбе, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. От того, как они будут складываться, во многом зависят положение ребенка в детском коллективе, успешность его социализации и т. д.
Эффективным средством формирования дружеских отношений являются игровые культурные практики, которые очень разнообразны и рассматриваются современными учеными и практиками в области дошкольного образования многогранно, как:
1) интегративное явление, которое соединяет в индивидуализированное целое различные элементы (освоение во время игры ребенком способом действий, культурных норм, правил или образцов поведения с друзьями, обогащение опыта вербальною и реального дружелюбного поведении и др.);
2) разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах- ребенка виды игровой деятельности, обеспечивающие актуализацию культурных способов выстраивании взаимодействия с товарищами, за счет ориентации на потенциальным социальные возможности детей согласующиеся с ФГОС;
3) универсальное и эффективное средство воспитания, в котором ребенок полноправный субъект деятельности, игрового взаимодействия и общения, формирования способов освоения позитивного жизненного опыта, сопереживания доброжелательности, дружбы, помощи и заботы.
Игровая культурная практика проектируется на основе следующих принципов:
Насыщение социокультурным содержанием;
Интеграции когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого аспектов формирования дружеских отношений.
Учитывая особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста и специфику формирования между ними дружеских отношений, мы определили следую-щие целевые ориентиры организации игровых практик :
• организация культурного практикования бесконфликтного взаимодействия и примирения дошкольников в ситуациях столкновения интересов (не поделили куклу, одновременно хотят несколько человек исполнять одну и ту же роль, невольно и нечаянно обидели товарища и пр.);
• актуализация опыта выражения личного положительного отношения к другу в процессе общения;
• содействие обогащению опыта вербального и реального дружелюбного поведения и пр. ;
• формирование умений понимать и принимать мнения и решения своих товарищей, формирование позитивного образа сверстника.
Для организации культурного практикования примирения дошкольников в ситуациях столкновения интересов целесообразно на этапе мотивирования детей и постановки задачи использовать беседы «Хорошо — плохо» (педагог вместе с детьми рассматривают картинки с изображениями поссорившихся детей и обсуждают их состояние, постепенно педагог подводит детей к выводу о причинах обид, а в завершение предлагает закончить предложение «Я обижаюсь, когда.»); «Обиженные друзья» (инсценируется стихотворение А. Барто «Несли мы облако с собой», и педагог объясняет детям, что нельзя обижать своих друзей и гостей, а любой подарок надо принимать с благодарностью и пр.); «Кто кого обидел?» (педагог знакомит дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своим друзьям, используя рассказ И. Бутмана «Снежки»); «Что такое ссора по пустякам» (педагог, используя стихотворение А. Кузнецова «Поссорились», обсуждает ситуацию, возникшую между девочками, и способы избежания ссоры).
С целью организации культурной практики целесообразно создание предметно-развивающего пространства, обогащающего опыт проявления дружеских отношений к сверстникам (например, «дерево дружбы», «волшебную тарелочку», «подушечка- мирилочка», «сердечки любви и доброты», «волшебный сундучок», «уголок настроения», альбомы для рассматривания фотографий и рисунков на тему о дружбе, «стаканчик гнева» и «стаканчик добрых слов», «копилка добрых дел», «скамейка-мирилка», «коврик примирения», а также активное использование «мирилок», то есть коротких стихотворных строчек, которые проговаривают дети после ссоры (при этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга).
Важным аспектом формирования дружеских отношений среди старших дошкольников является актуализация опыта выражения личного положительного отношения к другу в процессе общения. Учеными доказано, что если ребенок постоянно выражает положительное отношение к своему сверстнику, то, скорее всего, они подружатся. Для постановки проблемной ситуации целесообразно использовать беседу о дружбе, упражнение- рисовалку «Мой друг», чтобы дошкольники могли как можно больше рассказать о своих друзьях и о том, как они их любят.
Для организации культурной практики, актуализирующей стремление выражать личное положительное отношение к другу и дорожить друзьями, в процессе игровой деятельности следует организовывать различные игры: подвижные, коммуникативные, словесные, музыкальные, сюжетно-ролевые и другие.
«Комплименты» (во время игры дети стоят по кругу, поворачиваются, пожимают ладони друг другу и говорят соседу-товарищу комплименты);
«Объятия» ( воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг и обменяться объятиями: взрослый начинает с легкого маленького объятия, а дети по кругу обнимают друг друга, с каждым разом сильнее);
«Хороший друг» (воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем реальном или идеальном друге, а затем обсуждаются следующие вопросы: Что ты думаешь об этом человеке? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы любите вместе делать? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла? Ответа на эти вопросы можно нарисовать на бумаге, а затем составить альбом друзей);
«Ветер дует на.» (дети стоят в кругу, взявшись за руки, при легком покачивании рук воспитатель говорит: «Ветер дует на детей которые.» Все дети с названным признаком выходят в центр круга. т. д. Каждый раз воспитатель дает сажные положительные характеристики детям);
«Ты мне нравишься». Во время игры дети садятся в общий круг: педагог предлагает составить одну большую цветную паутину из клубка шерсти, для этого каждый участник, должен обмотать два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и, покатив клубок в сторону одного из ребят, сопроводить свое движение добрыми словами, а последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый дошкольник наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно;
«Назови друга ласково». Дети встают в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая сердечко, говорят какое-нибудь ласковое слово своему соседу, а после игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей;
«Конкурс хвастунов» (перед началом игры воспитатель читает сказку «Заяц-хвастун», а затем предлагает детям провести конкурс хвастунов: выиграет тот, кто лучше похвастается своим другом).
Для актуализации опыта детей и формирования умений понимать и принимать мнения и решения своих товарищей целесообразно проводить беседы «Секреты дружбы» и «С чего начинается дружба?» (чаще улыбаться, ценить дружбу, понимать и помогать тому, кто нуждается в помощи, быть доброжелательными и пр.).
Для формирования умений понимать и принимать мнения и решения своих товарищей целесообразно проводить игры:
«Угадай настроение» (воспитатель рассказывает детям о том, что у друзей могут быть разные настроения, далее он описывает ситуации и просит детей ответить, какие чувства они будут испытывать в конкретных случаях: например, друг отнял игрушку и др.);
«Какое настроение?» ( 1-й вариант: игрокам нужно найти карточки, на которых изображены люди с эмоциональным состоянием, обозначенным на карточке-пиктограмме; 2-й вариант, дети по очереди выбирают любую карточку и изображает эмо-цию, изображенную на ней, а другие игроки угадывают эмоциональное состояние и обсуждают причины его возникновения);
«Дорисуй рисунок» (ребенку дается рисунок и предлагается дорисовать людей с определенным эмоциональным состоянием);
игровое упражнение «Мостик дружбы» (участники встают в нескольких метрах друг от друга и продолжают фразу «Дружба — это быть.» — например, добрым; без крика и ссор договариваться и пр., а когда фраза правильно продолжена, дети делают один шаг навстречу друг другу).
Важным аспектом формирования дружеских отношений является обогащение вербального и реального опыта дружеского поведения и пр.
Для актуализации и мотивирования работы детей в этом направлении важно проводить беседы. «В чем секрет дружбы?» ( обсуждаются способы сохранения дружбы: помогай всем, кто ждет твоей помощи, и у тебя будет много друзей.); «Хорошие товари-щи» (воспитатель обращает внимание детей на необходимость доброжелательного отношения к товарищу, у которого что-то не получается и пр.)
Для обогащение опыта дружелюбного поведения можно организовать игры:
«Поступаем правильно» (воспитатель разъясняет детям плохие и хорошие поступки, а далее раздает каждому игроку по две карточки : на одной изображен хороший поступок, а на второй — плохой, при этом карточки должны быть распределены таким образом, чтобы пары к обеим картинкам находились в руках другого игрока, чтобы участникам приходилось общаться с другими игроками и сравнивать рисунки на своих карточках с другими; игроки соблюдают важное правило — вежливо и дружелюбно обращаться друг к другу);
«А что сказали бы вы?» (воспитатель описывает детям ситуацию и дает три варианта ответа, как следует отвечать; задача детей — выбрать из трех вариантов верный ответ и обосновать свой выбор);
«Попроси игрушку» (группа детей делится на пары, один из участников пары берет в руки какой-либо предмет, например игрушку или карандаш, а другой должен доброжелательно и вежливо попросить этот предмет, подбирая нужные слова, чтобы его отдали добровольно, после чего участники меняются рублями);
музыкальная игра «Танец в парах» (воспитатель предлагает детям встать парами лицом друг к друг/; когда начинает звучать музыка, дети танцуют, стараясь удержать на голове лист бумаги как можно дольше)
игровое упражнение «Подари улыбку другу» (участники берут друг друга за руки, и каждый, глядя в глаза соседу, дарит ему самую добрую и приветливую улыбку);
игровое упражнение «Приветствие жестами» (дети становятся в круг, держась за руки, по очереди вербально и жестами приветствуют доброжелательно и дружески друг друга);
«Кто больше назовет пословиц о дружбе»;
«Построй башню» ( дети работают в парах: одному партнеру завязывают глаза, другой встает рядом, и они должны построить вместе башню из кубиков, а затем игроки меняются местами, и игра-сотрудничество повторяется);
игровое упражнение «Опрос по цепочке» ( педагог предлагает по цепочке ответить на вопросы: Что нужно делать, чтобы у тебя было много друзей? Как нужно относиться к другу? Чего нельзя делать? и пр.);
игровое упражнение «Помоги другу» ( выполняют парами: педагог предлагает дошкольникам помочь друг другу — поправить воротничок, застегнуть пуговицу, поправить бантик и пр.);
«Словесный портрет лучшего друга» (детям предлагают составить нравственный потрет героя народной сказки и попытаться объяснить, как он относится к окружающим, есть ли у него друзья, ценит ли он дружеские отношения);
«Доскажи словечко» (педагог произносит начало пословицы, а участники викторины заканчивают);
«Самая дружная пара» (дети делятся на пары, одному завязывают глаза, а на полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки; второму ребенку необходимо провести партнера от одного стула до другого’ так, чтобы ни одна игрушка не была сбита);
«Продолжи сказку» (детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои: у героя появляется новый друг, друг нуждается в поддержке и пр.).
Они все объединены одной целью – способствовать формированию дружественных взаимоотношений у старших дошкольников. Это значит:
1. Формировать умения разрешать конфликтные ситуации с помощью переговоров, бесед или мирилок. Уметь взаимодействовать в ситуациях столкновения интересов.
2. Развивать коммуникативные навыки, умение устанавливать контакты в группе, снимать внутреннего напряжения.
3. Развивать эмпатии, доверительные отношения друг к другу, раскрепощения в выражении эмоций.
4. Формировать адекватное принятия себя и других, повышать уверенность в собственных возможностях.
5. Развивать навыки сотрудничества, сплочённости детей. Способствовать созданию дружеской и радостной атмосферы в группе.
Итак, важно соблюдать следующий алгоритм организации культурных практик дошкольников, который эффективен для комплексного решения задач формирования дружеских отношений:
• ритуал начала любого мероприятия «Дружба начинается с улыбки»;
• постановка или создание проблемной ситуации (проблемный вопрос в процессе беседы, рассказа о дружбе и пр.) с последующей постановкой задачи и мотивированием детей в соответствии с их интересами и опытом;
• организация решения проблемной задачи или проблемы в процессе различных видов игровой деятельности и взаимодействия участников, которая содействует обогащению знаний детей, появлению нового опыта и его фиксации;
• совместная формулировка вывода и выяснение причинно-следственных связей на основе культурных практик, вербального и реального плана поведения;
• организация условий для перенесения накопленного опыта в иные ситуации и обеспечение возможности культурного практикования с опорой на творческий потенциал дошкольников во время игр-путешествий;
• ритуал окончания мероприятия «Круг друзей».
Большая роль в формировании дружного детского коллектива принадлежит педагогу. Если проводить постоянную и последовательную работу по формированию дружеских взаимоотношений между сверстниками через игровые культурные практики, то результат не заставит себя ждать.
Литература:
1. Буянова Е. М. Игровые культурные практики в ДОУ // Культурнее практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: Материал» Всероссийской научно-практической конференции. — Иркутск: Аспринт 2016.
Зайцева 0. И., Драйлинг И. В Игровые культурные практики как приоритет ФГОС дошкольного образования.
Кондрашова Н. В. Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Кондрашова, В. А. Мялькина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3.
Кондрашова Н. В. Формирование ценностного отношения • дружбе у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики / Н. В. Кондрашова С В. Советникова // Концепт: научно-методический электронный журнал, 2017, Т. 39. — Режим доступа 1пйр://е-копсер1. ги/2017/ 970479
Мокшина О. В. Игровая деятельность дошкольника как культурная практика // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Иркутск: Аспринт, 2016.
Пушкина Н. В. Игровая деятельность дошкольников как культурная практика.