Получи документы

Игровые культурные практики с детьми старшего дошкольного возраста

Анна Андреева
Игровые культурные практики с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №3 Белоглинского района» (МБДОУ «ЦРР д/с №3»)

«Игровые культурные практики как эффективное средство формирования дружеских отношений между детьми старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Андреева А. А,

2020г.

С. Белая Глина

Игровые культурные практики как эффективное средство формирования дружеских отношений между детьми старшего дошкольного возраста.

Публикация «Игровые культурные практики с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра- это единственная центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Именно игра является главным способом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. Игра – это одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть урегулированы различные конфликты и проблемы в детском коллективе.

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости.

Игровая культурная практика ребенка- это основанный на его текущих и перспективных интересах и привычный для него вид самостоятельной игровой деятельности, поведения и душевного самочувствия в ней, а так же складывающегося в процессе этой деятельности уникального индивидуального жизненного опыта. Игровая культурная практика имеет тесную и непрерывную связь с жизнью ребенка.

Игровая культурная практика проектируется на основе следующих принципов: насыщения социокультурным содержанием; развития игровой динамики; поддержания игровой атмосферы; интеграции когнитивного (овладение знаниями норм и правил гуманного поведения, эмоционально-ценностного (ориентированность на гуманизм) и поведенческого аспектов (обогащения опыта гуманного поведения) гуманного отношения.

На сегодня тема актуальна, так как появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника, жестокость. Старший дошкольный возраст — сензитивный период для формирования первоначальных представлений о дружбе, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. От того, как они будут складываться, во многом зависят положение ребенка в детском коллективе, успешность его социализации и т. д.

Эффективным средством формирования дружеских отношений являются игровые культурные практики, которые очень разнообразны и рассматриваются современными учеными и практиками в области дошкольного образования многогранно, как:

1) интегративное явление, которое соединяет в индивидуализированное целое различные элементы (освоение во время игры ребенком способом действий, культурных норм, правил или образцов поведения с друзьями, обогащение опыта вербальною и реального дружелюбного поведении и др.);

2) разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах- ребенка виды игровой деятельности, обеспечивающие актуализацию культурных способов выстраивании взаимодействия с товарищами, за счет ориентации на потенциальным социальные возможности детей согласующиеся с ФГОС;

3) универсальное и эффективное средство воспитания, в котором ребенок полноправный субъект деятельности, игрового взаимодействия и общения, формирования способов освоения позитивного жизненного опыта, сопереживания доброжелательности, дружбы, помощи и заботы.

Игровая культурная практика проектируется на основе следующих принципов:

Насыщение социокультурным содержанием;

Интеграции когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого аспектов формирования дружеских отношений.

Учитывая особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста и специфику формирования между ними дружеских отношений, мы определили следую-щие целевые ориентиры организации игровых практик :

• организация культурного практикования бесконфликтного взаимодействия и примирения дошкольников в ситуациях столкновения интересов (не поделили куклу, одновременно хотят несколько человек исполнять одну и ту же роль, невольно и нечаянно обидели товарища и пр.);

• актуализация опыта выражения личного положительного отношения к другу в процессе общения;

• содействие обогащению опыта вербального и реального дружелюбного поведения и пр. ;

• формирование умений понимать и принимать мнения и решения своих товарищей, формирование позитивного образа сверстника.

Для организации культурного практикования примирения дошкольников в ситуациях столкновения интересов целесообразно на этапе мотивирования детей и постановки задачи использовать беседы «Хорошо — плохо» (педагог вместе с детьми рассматривают картинки с изображениями поссорившихся детей и обсуждают их состояние, постепенно педагог подводит детей к выводу о причинах обид, а в завершение предлагает закончить предложение «Я обижаюсь, когда.»); «Обиженные друзья» (инсценируется стихотворение А. Барто «Несли мы облако с собой», и педагог объясняет детям, что нельзя обижать своих друзей и гостей, а любой подарок надо принимать с благодарностью и пр.); «Кто кого обидел?» (педагог знакомит дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своим друзьям, используя рассказ И. Бутмана «Снежки»); «Что такое ссора по пустякам» (педагог, используя стихотворение А. Кузнецова «Поссорились», обсуждает ситуацию, возникшую между девочками, и способы избежания ссоры).

С целью организации культурной практики целесообразно создание предметно-развивающего пространства, обогащающего опыт проявления дружеских отношений к сверстникам (например, «дерево дружбы», «волшебную тарелочку», «подушечка- мирилочка», «сердечки любви и доброты», «волшебный сундучок», «уголок настроения», альбомы для рассматривания фотографий и рисунков на тему о дружбе, «стаканчик гнева» и «стаканчик добрых слов», «копилка добрых дел», «скамейка-мирилка», «коврик примирения», а также активное использование «мирилок», то есть коротких стихотворных строчек, которые проговаривают дети после ссоры (при этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга).

Важным аспектом формирования дружеских отношений среди старших дошкольников является актуализация опыта выражения личного положительного отношения к другу в процессе общения. Учеными доказано, что если ребенок постоянно выражает положительное отношение к своему сверстнику, то, скорее всего, они подружатся. Для постановки проблемной ситуации целесообразно использовать беседу о дружбе, упражнение- рисовалку «Мой друг», чтобы дошкольники могли как можно больше рассказать о своих друзьях и о том, как они их любят.

Для организации культурной практики, актуализирующей стремление выражать личное положительное отношение к другу и дорожить друзьями, в процессе игровой деятельности следует организовывать различные игры: подвижные, коммуникативные, словесные, музыкальные, сюжетно-ролевые и другие.

«Комплименты» (во время игры дети стоят по кругу, поворачиваются, пожимают ладони друг другу и говорят соседу-товарищу комплименты);

«Объятия» ( воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг и обменяться объятиями: взрослый начинает с легкого маленького объятия, а дети по кругу обнимают друг друга, с каждым разом сильнее);

«Хороший друг» (воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем реальном или идеальном друге, а затем обсуждаются следующие вопросы: Что ты думаешь об этом человеке? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы любите вместе делать? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла? Ответа на эти вопросы можно нарисовать на бумаге, а затем составить альбом друзей);

«Ветер дует на.» (дети стоят в кругу, взявшись за руки, при легком покачивании рук воспитатель говорит: «Ветер дует на детей которые.» Все дети с названным признаком выходят в центр круга. т. д. Каждый раз воспитатель дает сажные положительные характеристики детям);

«Ты мне нравишься». Во время игры дети садятся в общий круг: педагог предлагает составить одну большую цветную паутину из клубка шерсти, для этого каждый участник, должен обмотать два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и, покатив клубок в сторону одного из ребят, сопроводить свое движение добрыми словами, а последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый дошкольник наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно;

«Назови друга ласково». Дети встают в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая сердечко, говорят какое-нибудь ласковое слово своему соседу, а после игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей;

«Конкурс хвастунов» (перед началом игры воспитатель читает сказку «Заяц-хвастун», а затем предлагает детям провести конкурс хвастунов: выиграет тот, кто лучше похвастается своим другом).

Для актуализации опыта детей и формирования умений понимать и принимать мнения и решения своих товарищей целесообразно проводить беседы «Секреты дружбы» и «С чего начинается дружба?» (чаще улыбаться, ценить дружбу, понимать и помогать тому, кто нуждается в помощи, быть доброжелательными и пр.).

Для формирования умений понимать и принимать мнения и решения своих товарищей целесообразно проводить игры:

«Угадай настроение» (воспитатель рассказывает детям о том, что у друзей могут быть разные настроения, далее он описывает ситуации и просит детей ответить, какие чувства они будут испытывать в конкретных случаях: например, друг отнял игрушку и др.);

«Какое настроение?» ( 1-й вариант: игрокам нужно найти карточки, на которых изображены люди с эмоциональным состоянием, обозначенным на карточке-пиктограмме; 2-й вариант, дети по очереди выбирают любую карточку и изображает эмо-цию, изображенную на ней, а другие игроки угадывают эмоциональное состояние и обсуждают причины его возникновения);

«Дорисуй рисунок» (ребенку дается рисунок и предлагается дорисовать людей с определенным эмоциональным состоянием);

игровое упражнение «Мостик дружбы» (участники встают в нескольких метрах друг от друга и продолжают фразу «Дружба — это быть.» — например, добрым; без крика и ссор договариваться и пр., а когда фраза правильно продолжена, дети делают один шаг навстречу друг другу).

Важным аспектом формирования дружеских отношений является обогащение вербального и реального опыта дружеского поведения и пр.

Для актуализации и мотивирования работы детей в этом направлении важно проводить беседы. «В чем секрет дружбы?» ( обсуждаются способы сохранения дружбы: помогай всем, кто ждет твоей помощи, и у тебя будет много друзей.); «Хорошие товари-щи» (воспитатель обращает внимание детей на необходимость доброжелательного отношения к товарищу, у которого что-то не получается и пр.)

Для обогащение опыта дружелюбного поведения можно организовать игры:

«Поступаем правильно» (воспитатель разъясняет детям плохие и хорошие поступки, а далее раздает каждому игроку по две карточки : на одной изображен хороший поступок, а на второй — плохой, при этом карточки должны быть распределены таким образом, чтобы пары к обеим картинкам находились в руках другого игрока, чтобы участникам приходилось общаться с другими игроками и сравнивать рисунки на своих карточках с другими; игроки соблюдают важное правило — вежливо и дружелюбно обращаться друг к другу);

«А что сказали бы вы?» (воспитатель описывает детям ситуацию и дает три варианта ответа, как следует отвечать; задача детей — выбрать из трех вариантов верный ответ и обосновать свой выбор);

«Попроси игрушку» (группа детей делится на пары, один из участников пары берет в руки какой-либо предмет, например игрушку или карандаш, а другой должен доброжелательно и вежливо попросить этот предмет, подбирая нужные слова, чтобы его отдали добровольно, после чего участники меняются рублями);

музыкальная игра «Танец в парах» (воспитатель предлагает детям встать парами лицом друг к друг/; когда начинает звучать музыка, дети танцуют, стараясь удержать на голове лист бумаги как можно дольше)

игровое упражнение «Подари улыбку другу» (участники берут друг друга за руки, и каждый, глядя в глаза соседу, дарит ему самую добрую и приветливую улыбку);

игровое упражнение «Приветствие жестами» (дети становятся в круг, держась за руки, по очереди вербально и жестами приветствуют доброжелательно и дружески друг друга);

«Кто больше назовет пословиц о дружбе»;

«Построй башню» ( дети работают в парах: одному партнеру завязывают глаза, другой встает рядом, и они должны построить вместе башню из кубиков, а затем игроки меняются местами, и игра-сотрудничество повторяется);

игровое упражнение «Опрос по цепочке» ( педагог предлагает по цепочке ответить на вопросы: Что нужно делать, чтобы у тебя было много друзей? Как нужно относиться к другу? Чего нельзя делать? и пр.);

игровое упражнение «Помоги другу» ( выполняют парами: педагог предлагает дошкольникам помочь друг другу — поправить воротничок, застегнуть пуговицу, поправить бантик и пр.);

«Словесный портрет лучшего друга» (детям предлагают составить нравственный потрет героя народной сказки и попытаться объяснить, как он относится к окружающим, есть ли у него друзья, ценит ли он дружеские отношения);

«Доскажи словечко» (педагог произносит начало пословицы, а участники викторины заканчивают);

«Самая дружная пара» (дети делятся на пары, одному завязывают глаза, а на полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки; второму ребенку необходимо провести партнера от одного стула до другого’ так, чтобы ни одна игрушка не была сбита);

«Продолжи сказку» (детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои: у героя появляется новый друг, друг нуждается в поддержке и пр.).

Они все объединены одной целью – способствовать формированию дружественных взаимоотношений у старших дошкольников. Это значит:

1. Формировать умения разрешать конфликтные ситуации с помощью переговоров, бесед или мирилок. Уметь взаимодействовать в ситуациях столкновения интересов.

2. Развивать коммуникативные навыки, умение устанавливать контакты в группе, снимать внутреннего напряжения.

3. Развивать эмпатии, доверительные отношения друг к другу, раскрепощения в выражении эмоций.

4. Формировать адекватное принятия себя и других, повышать уверенность в собственных возможностях.

5. Развивать навыки сотрудничества, сплочённости детей. Способствовать созданию дружеской и радостной атмосферы в группе.

Итак, важно соблюдать следующий алгоритм организации культурных практик дошкольников, который эффективен для комплексного решения задач формирования дружеских отношений:

• ритуал начала любого мероприятия «Дружба начинается с улыбки»;

• постановка или создание проблемной ситуации (проблемный вопрос в процессе беседы, рассказа о дружбе и пр.) с последующей постановкой задачи и мотивированием детей в соответствии с их интересами и опытом;

• организация решения проблемной задачи или проблемы в процессе различных видов игровой деятельности и взаимодействия участников, которая содействует обогащению знаний детей, появлению нового опыта и его фиксации;

• совместная формулировка вывода и выяснение причинно-следственных связей на основе культурных практик, вербального и реального плана поведения;

• организация условий для перенесения накопленного опыта в иные ситуации и обеспечение возможности культурного практикования с опорой на творческий потенциал дошкольников во время игр-путешествий;

• ритуал окончания мероприятия «Круг друзей».

Большая роль в формировании дружного детского коллектива принадлежит педагогу. Если проводить постоянную и последовательную работу по формированию дружеских взаимоотношений между сверстниками через игровые культурные практики, то результат не заставит себя ждать.

Литература:

1. Буянова Е. М. Игровые культурные практики в ДОУ // Культурнее практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: Материал» Всероссийской научно-практической конференции. — Иркутск: Аспринт 2016.

Зайцева 0. И., Драйлинг И. В Игровые культурные практики как приоритет ФГОС дошкольного образования.

Кондрашова Н. В. Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Кондрашова, В. А. Мялькина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3.

Кондрашова Н. В. Формирование ценностного отношения • дружбе у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики / Н. В. Кондрашова С В. Советникова // Концепт: научно-методический электронный журнал, 2017, Т. 39. — Режим доступа 1пйр://е-копсер1. ги/2017/ 970479

Мокшина О. В. Игровая деятельность дошкольника как культурная практика // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Иркутск: Аспринт, 2016.

Пушкина Н. В. Игровая деятельность дошкольников как культурная практика.

Публикации по теме:

«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.

Игровые упражнения по физической деятельности для старшего дошкольного возраста вне помещенияИгровые упражнения по физической деятельности для старшего дошкольного возраста вне помещения Предлагаемые игровые упражнения проводятся на прогулочном участке в зимнее время,подгруппами детей и в индивидуальной работе. Для поощрения.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья»Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья» Цель. Расширение представлений детей об истории. Задачи. Формировать представления о родственных отношениях и взаимосвязях, знать понятия.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста» Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли- сад № 46 «Василек» МАСТЕР- КЛАСС.

Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возрастаНаблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста.

ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста (часть1)ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста (часть1) ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СЕНТЯБРЬ. 1. Беседа «Что такое опасность?» Цель. Уточнить и расширить знания детей об опасных ситуациях дома.

ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование часть 2ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование часть 2 НОЯБРЬ. 1. Беседа «Домашние опасности» (продолжение). Продолжить чтение. И папа повёл ребят по квартире. — Вот окно и балкон. Надо помнить:.

ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование часть 4ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование часть 4 МАРТ. 1. Логоритмическая игра «Травма» Цель. Закрепить знания детей о причинах травм и способах оказания первой помощи при травме. 2. Тренинг.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровые культурные практики с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 декабря 2020 в 18:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые культурные практики с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Андреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД